– Скоро закончится Великий пост, скоро Страстная неделя. Мы все уже мысленно там и в Пасхе, в Светлом Христовом Воскресении. Для тех, кто не успел принести покаяние, еще есть время проявить свою особую любовь к Богу. Сегодня память Марии Египетской. Как сейчас лучше спасаться? В миру порой даже сложнее, чем это было в пустыне столько веков назад.
– Мегаполис называют великой пустыней Сахарой, в том отношении, что человеческие умы и сердца напоминают собой барханы, а между людьми суховей, самум, опустошающий души. Среди людей присутствует всеобщая тяга к чему-то несущественному, преходящему, и редко-редко встретишь душу, подобную оазису. Душу, которая имеет доступ к живой воде. Всегда было редкостью встретить человека, который приобрел глубокую молитву и умом, и сердцем, который, как пишет Александр Сергеевич Пушкин, может «возлетать во области заочны». Может, действительно со святой Марии Египетской и списаны эти словесные зарисовки: «отцы пустынники и жены непорочны».
Более всего в ее жизнеописании меня трогает любовь к Богу, но не какая-то отвлеченная, лишь в теории проявляющаяся. Она настолько почувствовала дыхание вечности, когда в притворе Иерусалимского храма вдруг поняла, что в грехах как в шелках... Мария Египетская была так согрета милостью и взором Богородицы, что поняла, настолько она погружена в свои страсти. Мария со стороны увидела свою душу и всю полноту и глубину нечистоты, в которой находилась.
Вместе с тем каждый из нас может чувствовать, насколько он грешен, слаб, насколько податлив в отношении греха. Меня особенно трогает, что она, словно лучом Божественной любви согретая, как дитя, увидевшее своих родителей, устремилась к Богу. Иуда отчаялся, слева распятый от Христа разбойник ожесточился, а она, обновившись верою в милость Божию, никогда не теряла из виду эту милующую десницу. Ее одушевляла надежда. Она действительно та, про которую сегодня в евангельском чтении было сказано: кто много возлюбил, тому много прощается.
Не будь у нее такой живой, зрячей, горячей любви, молитвы, ощущения близости Господа Иисуса Христа, Который видит и слышит каждую душу, борющуюся с грехом, как она смогла бы выдержать пребывание в ночной холодной пустыне, без крова, без обыкновенной человеческой пищи, без тех людей, которые могли бы разделить с ней ее горе?
Это не неделя и не две. У нас есть мужественные соотечественники, покоряющие океан (Федор Конюхов), или Джомолунгму, или Эверест. Но это неделя, две, месяц, а тут 47 лет не видеть человеческого лица. Не теряя чувства присутствия живого Бога, в жесточайшей схватке с помыслами, страстями, воспоминаниями о прожитой жизни, наверняка даже и с явлениями темной силы, мало-помалу она укреплялась, очищалась и наконец обрела от Господа такой свет, такой покой, такое умиротворение, такую торжествующую пасхальную любовь, что мир преобразился для нее и она увидела вокруг себя Царство и силу, и славу Господа Иисуса Христа.