Фильтровать по тематике:

проповедибеседыonlineтелепередачистихиТВ-СПАСвстречидуховная-телеграммазаметки-дняРАДИО-ВЕРАрадиоэфирурокиТВ-СОЮЗinstagramсловановостио сердечной молитвеВКстатьи
беседыonline

Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. День народного единства

08 ноября, 2023
00:00
00:00

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 4 ноября 2023.

  • 00:00 Приветствие. Слово о празднике Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Дне народного единства.
  • 07:22 О тьме неведения - состоянии прелести и самообольщения, которое присуще всем нам.
  • 21:41 Прелесть второго рода - болезнь в её развитии.
  • 28:08 О проявлениях прелести. О прелести католичества.
  • 32:33 О признаках состояния, чуждого прелести
  • 36:09 Ответы на вопросы.
  • 36:34 Батюшка, все мы находимся в прелести от рождения?
  • 39:10 Если «все человецы» имеют повреждение прелестью от рождения, то как разобраться в истине?
  • 42:54 Кающийся мытарь в Евангелии, в отличие от фарисея, бил себя в грудь и обличал. Значит, он осознавал свою прелесть? Каким образом - благодатью через сокрушенный дух?
  • 43:55 Прелесть может выражаться, по слову свт. Игнатия Брянчанинова, в излишней душевной ревности, когда кто-то поучает других в том, что им может быть полезно для их спасения. По виду это может выглядеть благочестивым, ревностью по Богу и Церкви, но «изнутри исполнено самомнения и гордости». О таких случаях святитель пишет: "Прелестная ревность заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники.
  • 45:35 Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами». А святитель Феофан Затворник об этом говорит так: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: “Несмь якоже прочии человецы”».
  • 48:10 Что Вы думаете о «церковных ревнителях» благочестия среди а) мирян, б) клира ?
  • 50:32 Неоднократно сталкивался с людьми, которые говорят о себе так: «А что я такого сказал/сделал? Я - хороший человек.» Невидение своей греховности, своего ветхого человека - это тоже форма прелести, батюшка?
  • 51:48 У современных людей распространено мнение, что надо все время демонстрировать свою «позитивность» перед собой и окружающими. У кого-то это получается искренне, но часто выходит самообман, когда негативные эмоции загоняются внутрь и подспудно разрушают психику, а иногда и физическое здоровье. Имитировать, в первую очередь перед самим собой, добродетель, которой у тебя нет, это и есть прелесть?
  • 57:16 Прелесть - это видимо и есть удаление от Бога, не распознанное человеком. Мы знаем от неё средство - человек должен думать о себе, как думал благоразумный разбойник. Но как при этом ориентироваться и ориентировать новоначальных и детей, скажем, в круге чтения?. Ведь есть много «православных» авторов, о которых хочется сказать: я бы не рекомендовал Вам читать то-то и то-то. Или: у того-то и того-то такие-то ошибки.
  • 01:00:49 Дорогой отец Артемий, можно ли сказать, что инок впал в прелесть, если иноку хочется всем рассказать, что он ушёл в безмолвие? Как не стать той героиней православного анекдота, которая, став «праведницей», превратила родных и друзей в «мучеников»? Возможно ли быть свободной от прелести, если, по словам Игнатия Брянчанинова, «все мы - в прелести»? Как Вы думаете, почему многие люди не знают православное значение слова прелесть, то есть самообольщение, духовная болезнь, которая проявляется в том, что человеку кажется, будто он достиг определенных духовных высот, вплоть до святости, но каждому знакомо современное, мирское значение, имеющее положительный смысл: прелесть - очарование, обаяние, привлекательность, о ком-нибудь или о чём-нибудь прелестном, чарующем, приятные, пленяющие явления, впечатления. Кажется, история употребления этого слова говорит о том, что мы все обманываться рады.
  • 01:03:28 О поминовении родственника, о крещении которого нет точных сведений
  • 01:05:17 Быть может, прелесть - это слепое дитя гордости, самомнения, занятости собой, своими ощущениями, мнениями? Отсюда и наша обидчивость, ропот, досада, смущение в отношениях с духовником и вообще с другими людьми? Может быть, так?
  • 01:06:12 При Митрополите Филарете (Романове) было постановлено считать католиков некрещёными и обращающихся в Православие крестить. Сейчас их считают крещёными и присоединяют через миропомазание. Как же может совершаться Крещение вне Церкви? Мы считаем католиков крещёными, но прельщёными? А Символ Веры они читают при своём, католическом Крещении, с Филиокве?
  • 01:13:32 О дне памяти Игоря Талькова
  • 01:14:39 Завершение. Да хранит вас Господь!

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

проповеди

Всего-то навсего — полюбить

05 ноября, 2023
00:00
00:00
проповеди

Святые великомученик Артемий и праведный отрок Артемий

03 ноября, 2023
00:00
00:00

О постоянстве в богоугождении

03 ноября, 2023
00:00
00:00
беседыonline

Святитель Иоанн Тобольский

02 ноября, 2023
00:00
00:00

Тема вопросов: «Да будет воля Твоя!» (О воле Божией, познании её и исполнении).

Встреча прихожан Алексеевского ставропигиального женского монастыря с духовником обители протоиереем Артемием Владимировым. Видеоконференция, 28 октября 2023.

  • 00:00 Приветствие. Слово о св.Иоанне Тобольском, книге Илиотропион и согласовании воли Божией с волей человеческой. Ответы на вопросы.
  • 33:08 Какая разница между благоволением Божиим и попущением Божиим?
  • 38:51 Как понять выражение «На все воля Божия»?
  • 41:18 Промысл Божий свершается помимо воли человека или нет?
  • 44:26 А что такое - соработничество Бога и человека?
  • 45:01 Что можно сказать о ведении воли Божией?
  • 46:04 Кто может иметь дар ведения, только святые или нет?
  • 50:46 Может ли Бог дать ведение своей воли через любого человека?
  • 51:41 Есть такая дилемма: с одной стороны, говорят: «на все воля Божия», с другой, когда человеку трудно принять решение, ему говорят: «Бог за тебя не решает, ты должен решать сам». Но человек не знает, что из чего получится, поэтому ему часто бывает трудно принять решение. И он живёт в каком-то «нерешённом» состоянии и не уверен, что это по воле Божией.
  • 57:38 Притча о вдове, неправедном судье и молитве ко Господу. Можем мы Господа упросить и есть ли надежда, что это будет во благо?
  • 59:49 Человеку свойственно думать, что если он живёт по воле Божией, он будет духовно счастлив - то есть обстоятельства могут быть далеки от идеальных, но душа будет «на месте», мирна и довольна, в ладу с собой и Богом. Так ли это? И почему очень много искренне благочестивых людей далеки от этого состояния?
  • 01:03:55 Как не лишиться собственной воли, став человеком безвольным и апатичным, полагая, что подчиняешься воле Божьей. Особенно в ситуации, когда тебя преследуют бесконечные трудности, скорби, болезни...
  • 01:05:36 Люди, не умеющие жить по воле Божией, будут наказуемы Творцом, пока не воспримут сердцем Его слово?
  • 01:09:14 Всегда ли испытания посылаются человеку ради спасения его души?
  • 01:12:44 Как связаны ход истории и Божия воля?
  • 01:14:02 Вспоминаю Цветаеву, Друнину, Хэмингуэя, Ван Гога, многих других...
  • 01:15:54 Подруга перестала со мной разговаривать, вроде и не ссорились... Как реагировать?
  • 01:17:18 Воля Божия, чтобы мы всех прощали. Но бывает, что это воспринимается как «шантаж»: если не простишь - Господь от тебя отвернется. А простить трудно, когда встречаешь явное хамство, с позиции силы. (Например, сейчас спешили на трамвай, а водитель не просто перед носом закрыл дверь, а она уже открываться начала, он же её закрыл, не дав открыться. От троих человек уехал. Ну хочется же, чтобы Господь ему так же «вмазал», иначе чувство своего бессилия нападает).
  • 01:22:38 О разделении семьи - брата и сестры.
  • 01:24:22 О Надежде Павлович
  • 01:26:02 О нерешительности перед жизненным выбором
  • 01:27:01 О новом стиле
  • 01:28:16 Разное
  • 01:29:14 Завершение. Христос Воскресе!

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

новости

Паломническая поездка в Оптину 23-24 декабря 2023

01 ноября, 2023

Приглашаем Вас в паломническую поездку 23-24 декабря 2023 г. в Оптину пустынь, Клыково, Шамордино.

Программа поездки


23.12 СУББОТА

  • Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково

    • Экскурсия
  • Свято-Введенская Оптина пустынь мужской монастырь

    • Экскурсия
    • Вечернее богослужение

24.12 ВОСКРЕСЕНЬЕ

  • Свято-Введенская Оптина пустынь мужской монастырь

    • Литургия
  • Казанская Амвросиевская женская пустынь

    • Экскурсия

Добровольное пожертвование: 5 600 руб.

В добровольное пожертвование входит: автобус, 3 экскурсии, 2 обеда, размещение в монастырской гостинице в трехместных номерах с удобствами.

В добровольное пожертвование не входит: ЖД билеты до Калуги и обратно.

Получить дополнительную информацию и записаться в поездку можно по телефону: 8 (968) 708-03-23 Марина

проповеди

О сохранении причастниками неистленного семени Слова Божия

30 октября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл.VIII, ст. 5-15. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 29 октября 2023.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Каждый раз, дорогие братья и сестры, когда мы слышим евангельское слово на Божественной литургии, мы применяем его к себе, молимся, чтобы оно, как семя, раскрылось в глубинах нашей души. И притча о сеятеле, который мещет семена, и иное семя склевывается хищными птицами; другое, дав рост, усыхает по причине каменистой почвы; третье заглушается терниями; и лишь четвертое, сохраненное в доброй, прогретой, разрыхленной почве прорастает и умножается, именно эта притча, завершающаяся словами: имеющий уши да слышит – имеющий ум да разумеет, подготавливает сегодня к тому, чтобы воспринять неистленное семя слова Божия, как апостолы говорят о Господе и Его благодати.

проповеди

Молчание пред лицем Господа

30 октября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Иоанна, гл. XXI, ст.1-14. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На всенощной, 28 октября 2023.

Поздравляем всех с днем воскресным, с памятью святителя Иоанна, митрополита Тобольского, и мученика Лонгина Сотника, при Кресте стоявшего. Завтра, по обычаю, две Божественных литургии, поздняя здесь, в храме Всех Святых.

Многие слышали, что в воскресенье вечером матушка игумения приглашает желающих помолиться вместе с духовенством и сестрами обители в Преображенском храме кафедрального собора Христа Спасителя – с пяти вечера всенощная. Мы будем свершать эту службу в воспоминание перехода или переноса обители Алексеевской с холма Чертолье в Красное село. В этот день празднуется икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». С этой иконой связано и счастливое избавление государя Александра III от злодейского покушения на жизнь Августейшей Семьи при железнодорожной станции Борки. Увы, не сохранился, был уничтожен величественный памятник государю-миротворцу, Александру III, который стоял как раз пред главным входом в храм Христа Спасителя. Будем надеяться, что этот памятник восстановлен будет тщанием русского народа, как замечательный памятник Александру II, освободителю, стоит там же, близ храма Христа Спасителя. Итак, приглашаем всех на всенощную в воскресенье, кто желает помолиться в величественном нижнем храме кафедрального собора.

Мы, по доброму обычаю Церкви, соберемся на Божественной литургии, как говорили римские христиане, в день Солнца или, как говорили христиане из иудеев, в первый день от субботы, чтобы славить Воскресшего. А сегодня обратим внимание, как Господь, явившись Своим ученикам на Тивериадском озере, узнанный прозорливым Иоанном Богословом, всегда сохранявшим в сердце молитву и любовь к Спасителю, пригласил учеников, едва лишь те с трудом доплыли на своих лодках, перегруженных рыбой, счастливым уловом, пригласил потрапезовать, ибо вот, на берегу уже горел костер, жарилась рыба и подле лежал хлеб. Вот эта нерукотворенная трапеза была знаком Божественного попечения, отцовской любви Творца в отношении Своего творения. И замечательно, что Сам Господь, подошед, служил ученикам и по воскресении, как это делал на Тайной вечери, препоясавшись, умыл им ноги, а здесь преподает им рыбу и хлеб, ласково назвав их детками, что отмечено в русском переводе, и в славянском – чадца. Мы умозаключаем из этого свидетельства, какой у нас Господь, – так восклицал преподобный Силуан Афонский, – милостивый, любящий, кроткий, ласковый. Таков же и Дух Святой Утешитель, Которого Господь дает исполняющим Его заповеди.

Обратим внимание, что апостолы – притихшие, осененные благодатью, узнавшие Своего Учителя, Который в неземном величии, однако как истинный человек им служил, не смели Его вопросить: кто ты? Ибо духом знали, что это Он. И поэтому трапеза свершалась в полном молчании. Должно быть, именно на этом явлении Воскресшего сбылось пророчество царя Давида, в Псалтири находим такую заповедь: «Упразднитесь и уразумейте, яко Аз есмь Бог». Апостолы действительно упразднились от своих всенощных, бесплодных поначалу трудов, уразумев, что пред ними их Господь и Бог, их Творец и Спаситель. И «…не смеяху вопросити Его ни о чем…». И это Спаситель предсказывал ученикам: «В тот день возрадуется сердце ваше, – обращался Спаситель к ученикам, сидевшим на Тайной вечере со скорбью, ибо Господь говорил им о Своем отшествии, – и не спросите Меня ни о чем».

Это не просто состояние молчания, но это состояние некоей внутренней полноты сердца, полноты, источником которой является Христос, ибо Отцу благоугодно было, чтобы в Нем обитала полнота Божества телесно. То есть Сын вочеловечившийся, воспринявший нашу природу человеческую, есть истинный Бог. И вот это Божество – вечное всеблаженное, всеобъемлющее, непостижимое Божество Сына сияло в Нем и до, и после воскресения. Но особенно явственно это было апостолам по воскресении, когда человеческое естество воскрешенное уже было лишено тех естественных неукоризненных немощей, что были ему свойственны до крестной смерти и воскресения. Итак, апостолы были осиянны Божеством, подобно тому, как трое на горе Фавор находились в светлом облаке, были пронизаны Божеством и находились в каком-то неземном восторге, и не могли ничего сказать, кроме одного: хорошо нам здесь быти.

Думается, что в этой трапезе, на которой воскресший Спаситель удостоил учеников, собственными руками их кормил и питал, изображено, так сказать, самое совершенство внутренней жизни христианина. К чему стремиться? Наверное, трудиться как апостолы. Пусть наш труд будет внешне безуспешен, безрезультативен, сами мы от себя ничего не можем, однако трудиться должны во свидетельство нашей веры, верности Христу. И таковы часто представляются нам наши молитвенные труды. Наверное, спроси прихожан, три четверти: как ваша молитва? Так русские люди друг друга приветствовали в XVI веке. Большинство сказали бы: «Чего?» Кто-то сказал: так себе. Кто-то сказал: «Никак». А кто-то бы сказал грубовато: «Вы о себе лучше расскажите». Между тем как молитва и молитвенная жизнь наша – это главный труд и, если человек свершает его со страхом и трепетом, со смирением и незлобием, постоянством и особенно вниманием, с благодарением и доверием, Господь даст молитву молящемуся.

И в завершение этой молитвы будет именно то, что испытывали апостолы и что испытывает всякий христианин на Божественной литургии по причащении Святых Христовых Таин. Когда наш дух, просвещенный Божественной благодатью, знает: это Господь. Не в вихре, не в землетрясении, не в огне, а в тихом веянии мира, смирения и любви. Тогда у человека не остается никаких вопросов ко Господу: почему, за что, как скоро, что же это такое, что со мной происходит, что со мной будет? Нет, когда Господь являет нам полноту Своего присутствия, а мы можем вместить эту полноту, тогда человек совершенно счастлив и блажен, он затихает, как младенец на руках родителей своих. И уходят все мысли, все мечтания, все недоумения, остается только одно внутреннее: «Иисусе Христе, слава Тебе!» Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2025