Двадцать второе июня...
Летний обыденный день.
Только едва ли усну я —
Видит душа моя тень
Канувших в Лету событий...
Раннее утро. Москва.
Но горожанам не спится —
Бьют прямо в сердце слова:
«Враг, поступив вероломно,
Вторгся в пределы страны.
Скоро он будет разгромлен!
Встанем, Отчизны сыны,
Все, как один, на сраженье
В этот решительный час!»
Сомкнуты губы. Движенья
Скованы. Дружно кружась,
В тучах скрывается стая
Легких, как сон, голубей,
С тем, чтобы тотчас растаять
Там, где у мирных полей
Сотнями падают бомбы...
Страшный для Родины год.
Звезды, погоны и ромбы,
Слезы, объятья, исход
Воинов... Путь их короткий —
К смерти шагают полки.
Вечер. Средь моря пилоток —
Женских платков васильки...
Тема вопросов: «Тайна воскресения и будущего века».
Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 15 июня 2024.
00:00 Приветствие. Стихотворение о празднике Вознесения Господня. О Вознесении Господнем. О тайне воскресения и будущего века.
15:52 В «Деяниях» Христос говорит апостолам - «Не отлучайтесь из Иерусалима,.. но ждите обещанного от Отца...» Вот это выражение «не отлучайтесь из Иерусалима» - оно ведь, кроме конкретно-временного смысла, видимо, имеет смысл и над-мирный, духовный. Не сокрыта ли за призывом «не отлучайтесь» тайна воскресения?
18:12 Батюшка, благословите! Господь говорит нам: Ищите прежде всего Царствия Небесного, а всё остальное приложится вам. Как проверить себя, как уразуметь, действительно ли Царство Небесное стоит на первом месте в нашей жизни? Что ожидает человека, не исполняющего этой заповеди? Как исправлять положение?
23:57 Дорогой батюшка Артемий, расскажите, пожалуйста, что Вы знаете о тайне воскресения смертных и о жизни душ после окончания земной жизни.
26:51 Мои представления о Рае и аде строятся более на художественном вымысле, чем на достоверных источниках, что объясняется сложностью доступа к достоверной информации… О достоверных источниках знаний о Рае и аде – церковных писателях.
28:10 Батюшка, почему поэты и писатели, классики Золотого века русской литературы были верующими в Господа людьми, большое внимание в своём творчестве уделяли грехам и добродетелям, а многие современники часто совершенно неверующие или агностики и великие классики им не указ? Почему люди не прислушиваются к классикам?
30:19 Преподобный Серафим Саровский говорит: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Как такое личное, казалось бы, дело (спасение) влияет на судьбы тысяч людей?
33:07 О святоотеческих словах: «Молчание есть тайна будущего века ».
34:34 Батюшка, возможно ли такое, что ещё будут вознесённые души в теле с земли на Небо по преставлении как Пресвятая Богородица, Апостол Иоанн Богослов до Завершения Мировой Истории Человечества, то есть До Кончины Мира Видимого?
35:50 Где-то когда-то прочла, что в Царствии Небесном непосредственно со Христом будут мученики и те, кто так очистился и освятился в земной жизни, что достиг уже здесь боговидения. То есть примерно уровень прп. Серафима Саровского. А остальные будут подальше, хотя тоже в несказанном блаженстве. Так ли это? . О степенях сроднённости со Христом.
41:44 В связи с вышесказанным: почему мучеников, в т.ч. Новомучеников, страдания не ломали как личностей, ведь они не только физически страдали, но и годами были в лагерях, среди мерзостей, несвободы и жестокости? И почему наши души так искривляют всякие неблагоприятные обстоятельства, я даже не о скорбях, а просто человек «форматируется» под ту несвободу, в которую его жизнь загнала, становится каким-то однобоким, ограниченным - у многих это видно, и у самой себя тоже.
48:29 В жизни человека есть разные моменты. Когда-то его «носит на руках» благодать, а когда-то ему попускается оставление, вроде, чтобы скрытые страсти и немощь вышли наружу. Но ведь пред Богом и ангелы нечисты, а человек тем паче полностью не очистится, за небольшими исключениями. Вопрос. Когда у человека больше шансов попасть в рай: когда его в новоначалии благодать носит, или когда он так размотан жизнью, что уже, кажется, ничего не осталось от него?
54:12 О Пасхе - Воскресении Христовом и Крестной Пасхе - Великой Пятнице как о едином священном воспоминании.
57:47 « У Бога обителей много », - говорят в народе. И, по свидетельству некоторых Святых Отцов, есть на небе отдельно «обитель» прп.Серафима Саровского, отдельно - прп. Амвросия Оптинского и у самого престола - мученики. Но какова же будет судьба простого человека?
01:00:20 Будет ли он со своими родными, если они пребывали в разном состоянии духовном?
01:01:01 А если в семье есть святой, мученик, и при жизни он был родным, а на небе он у престола Божия, а члены его семьи далеки от святости, то встретятся ли они?
01:01:41 Что будет с преставившимися младенцами, которых не успели крестить?
01:02:14 А с теми младенцами, которых успели крестить? Считаются ли они подобными ангелам, и встретятся ли со своими родными на небе?
01:03:10 Встретятся ли в будущем веке духовник и чада, ведь они разного духовного уровня?
01:04:00 А у духовника есть свой духовный отец, и так далее, что же это будет за духовная общность? А если духовник духовника окормлялся уже у кого-то из новомучеников в годы гонений на Церковь, то как будут сочетаться святые с несвятыми? И будут ли?
01:04:49 Обретет ли человек по Воскресении всех своих не только родных и знаемых, но - своих животных?
01:05:55 Возможно ли кому-нибудь дожить и узреть Христа во славе, или понятие «века» будет продлеваться и продлеваться?
17 июня Спасо-Евфросиниевский монастырь посетил известный проповедник и богослов, миссионер, автор многих книг, статей, радио- и телепередач, духовник Алексеевской женской обители в Москве протоиерей Артемий Владимиров.
За Божественной литургией отец Артемий сослужил иерею Александру Макарову.
Богослужебные песнопения исполнил хор сестер монастыря под управлением инокини Анны (Крикет).
По запричастном стихе протоиерей Артемий произнес проповедь:
ЦЕРКОВЬ ВСЕГДА ТВОРЧЕСКИ ПЕРЕРАБАТЫВАЛА И ВОЗВЫШАЛА СТИХИЮ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Протоиерей Артемий Владимиров, известный проповедник, филолог и писатель, проторил нетривиальный путь к музыке. Мастер художественной речи, вдохновенный оратор – свои выступления на сцене он усиливает живым звучанием классических произведений и вносит духовный оттенок в светские концерты. О музыкальных традициях в семье, о силе воздействия русской музыки, об отношении Русской православной церкви к русским народным инструментам и культурному наследию отец Артемий рассказал сайту Тремоло / Академия народных инструментов.
Отец Артемий, есть ли музыкальные корни в вашей семье? Откуда истоки вашего интереса к музыке?
Проповедь на Евангелие от Иоанна, гл. XVII, ст. 1-13. В храме св. великомученика Димитрия Солунского Алексеевского монастыря. На литургии, 16 июня 2024.