Тема вопросов: «Смерть и жизнь во Христе»
Видеоконференция с протоиереем Артемием Владимировым, посвящённая празднику Успения Пресвятой Богородицы, 30 августа 2025 года.
Смотреть на YouTube
Смотреть на VK
- 00:00 О Пресвятой Богородице, празднике Успения и успенских днях. О жизни и смерти во Христе.
- 00:21:50 Стихотворение «Успение Пресвятой Богородицы»
- 00:37:30 «...для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.» Флп. 1:21. Что же тогда такое страх смерти? Естественный «инстинкт самосохранения» или демоническое внушение, страхование?
- 00:40:39 «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» Флп. 1:23-24.
Почему оставаться во плоти нужнее для Павла? Он не может также помогать своим братиям из Царствия, подобно св. Николаю Чудотворцу? - 00:43:36 Х. В.! Дорогой о. Артемий! Здравствуйте! С Успением! Батюшка, такой вопрос к Вам, немного необычный: когда Вы служите, то так воспеваете Божию Матушку, что до сердца доносится Ваша преданная к Ней Любовь, Верность, Надежда на Богородицу, все Ваши Возвышенные и Искренние от всего сердца и души чувства сыновние к Ней — Матери Всех Православных Христиан! И на сердце положилось, что у Вас была Встреча, т. е. Явление Вам ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ! Батюшка, Вы могли бы поделиться этим, если была Такая Встреча в Вашей Жизни? СПАСИ, СОХРАНИ И ПОМИЛУЙ ВАС ГОСПОДЬ И ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ! 🕊🕊🕊
- 00:45:39 Фёдор Михайлович Достоевский, воспитанный в благочестивой православной семье, впоследствии увлёкся социальными идеями настолько, что чуть не попал под смертный приговор. Подлинная жизнь во Христе стала возрождаться у него только на каторге, которой он воспевал «осанну».
Как Вы думаете, возрастая во внутренней жизни, в христианском миропонимании (от романа к роману) избавился ли он полностью от заблуждений ко дню своего исхода и справедливы ли те, кто говорит, что Достоевский создал своё, новое христианство? - 00:49:30 Много раз слышала, что обидчивость, ранимость от гордости. А я не могу понять этой связи, поскольку не подхожу к вопросу юридически «достойна плохого — терпи». Мне кажется, да, я плохая, но Бог меня любит... И при чем тут «достойна, недостойна». Негатив вызывает боль. При чем тут гордость?
- 00:54:10 Человек сам себе обычно не равен: то мы искренне стремимся ко Христу, то предаемся страстям... И большинство до смерти не достигнет бесстрастия. Можно ли надеяться, что в последний час благодать покроет и поднимет над земным? И как Господь будет судить: находить хоть что-то хорошее, за что зацепиться, или обличать скрытые страсти?
- 00:55:57 А если человек от болезни превратился перед кончиной в «растение», что с его духом и посмертной участью? У большинства стариков, впадающих в деменцию, галлюцинации совсем не светлые — значит ли это, что их участь печальна? Знаю лишь одно исключение, когда наша пожилая прихожанка видела себя гуляющей по храмам, по Кремлю, и была радостной.
- 00:59:31 Дорогой Батюшка Артемий, жизнь во Христе — это жизнь с Христом в сердце, стремление жить по заповедям Господним и каяться в прегрешениях, жизнь с молитвой к Богу и любовью к ближним. А что такое смерть во Христе? Речь идёт об окончании земного пути и переходе души в Жизнь Вечную или об отказе веры во Христа и нарушении Божьих заповедей? Можно ли сказать о согрешающем и кающемся человеке, что он живёт во Христе, если после покаяния он продолжает согрешать? Не грешат только святые.
- 01:01:54 Батюшка, в художественном фильме «Небесные ласточки» преподаватель пения в пансионе для девочек Селестен был одновременно композитором, сочинителем оперетт, а музыкально одарённая воспитанница пансиона при монастыре Дениза мечтала блистать на сцене, исполняя главную роль в произведениях своего учителя. Можно ли сказать, что эти персонажи, идущие дорогою добра, но согрешающие тщеславием, увлечениями, живут жизнью во Христе?
- 01:03:29 «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи».
Батюшка, жизнь благоразумного разбойника и образ его мыслей всё-таки отличались от того, другого, или его обращение произошло «во единый час»? - 01:06:56 Апостол Павел говорит в своем послании к Филиппийцам: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Т. е., ап. Павел провозглашает, что для него и то, и другое имеет положительный смысл. Но при одном условии: вся жизнь должна быть во Христе и со Христом. И тогда и после жизни человек «приобретает» для своей души. Но во все это не просто, а благодаря искупительной жертве Спасителя.
Про таких людей (святых) обычно говорят: «Земный ангеле, небесный человече», подразумевая вот именно это духовное состояние, которое он стяжал еще при жизни, унося с собой в Вечность.
Как же простым людям, не переживающим никаких особых духовных состояний, приблизиться к такому «подобию»? Как проявляется непосредственное водительство Божие?
Как ведет себя дар ведения в человеке? Он всегда прикровенен? - 01:10:39 Об отношении к кончине близких людей