Фильтровать по тематике:

проповедибеседытелепередачиурокио сердечной молитвестихисловарадиоэфир
слова

Слово на день Вифлиемских младенцев

10 января, 2020

Едва лишь Спаситель принял поклонение и дары от волхов — прибывших с Востока мудрецов, как святой Иосиф, охранитель приснодевства Богоматери, получает извещение от Ангелов — бежать не медля в Египет.

Непостижимое человеческим умом счастье Пречистой Девы, подарившей жизнь Богомладенцу, омрачилось тревогой и страхом за Его жизнь. На пути в Египет Странников настигла ужасная весть об избиении годовалых детей, привезенных ради переписи в Вифлеем.

Что могла чувствовать и о чем помышлять Мать, за спиной Которой остались жилища, обагренные невинной младенческой кровью?

Почему рождение Ее Чада, прекраснейшего из сынов человеческих, оказалось сопряженным с мучительной гибелью малых детей?

Как сопрячь ее с великой радостью, которую ангелы возвестили Богородице через Вифлеемских пастухов? Что ожидало Марию с Младенцем в языческой стране, заполоненной идолами? Где обретут Они кров и пропитание? Возвратятся ли когда-нибудь в родной Назарет, откуда отправились в Иудею несколько месяцев назад?

Эти и многие другие незаданные вслух вопросы оставались без ответа, но растворялись непоколебимой надеждой на Провидение, которое повсюду являло Святому Семейству удивительные знаки Своего присутствия...

Свет Промысла, пекущегося о всех Божиих созданиях, освещает своими лучами и тайну Вифлеемской трагедии. Чуждые лукавства и не сотворившие никакого зла младенцы пострадали за новорожденного Господа Иисуса Христа, Который пришел в этот мир для спасения рода человеческого. Не будем забывать, что многие из их ровесников окажутся через тридцать три года в Иерусалиме на празднике Пасхи и будут кричать в безумном омрачении: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!»

Едва лишь Бог во плоти, восстав живым из гроба, одержал Свою славную победу над смертью и диаволом, души убиенных во граде Давидовом младенцев засияли в Раю, словно звезды на небосводе. Имея бесконечное дерзновение перед Владыкой живых и мертвых, они и доныне ходатайствуют перед Его вечной правдой о милости к погибающим созданиям, являют заступничество за души малых мира сего, удерживая современных матерей от греха детоубийства и приводя к покаянию тех несчастных, кто, находясь в омрачении, посягнули на жизнь своих утробных младенцев.

Взирая на Богомладенца Иисуса, повергнем к Его стопам наши прегрешения с молитвой об избавлении от всякой скверны плоти и духа. Пусть же вселятся в нас, недостойных, Его чистота и невинность, милость и любовь, смирение и кротость, мудрость и мужество...

Верим, что воссылаемая из глубины простого и незлобивого сердца мольба наша будет услышана и принята предстательством Вифлеемским младенцев-мучеников и возложена к престолу Божию пречистыми руками Царицы Небесной. Аминь.

стихи

Осенний ручей

10 января, 2020

Зимой всё, что летом двигалось, журчало, дышало, зеленело, затихает, стынет, вянет и умирает как бы навсегда.

Но сердце верит, что по весне всем явлено будет чудо воскресения природы, чудо, проливающее свет на жизнь будущего века...

Куда течешь, глубокий ручеек,
Настоенный сопревшею листвой?
Бежишь от зимней стужи наутек?
Ты, верно, чутким сердцем слышишь вой

Декабрьских вьюг, что тонкий, хрупкий лед
Покроют мягкой снежной пеленой?
Так к быстрой смерти  жизнь людей несет,
Чтобы, душой покинув край земной,

В прах обратились телом до весны...
Но та придет и возродит листву!
Забыв зимой навеянные сны,
И ты, ручей веселый, наяву

Увидишь небо и помчишься вдаль!
Напившись вдруг оживших вешних вод,
Блистающих, как голубая сталь,
Вокруг сомкнется зелень в хоровод.
стихи

Как часто нам бывает дано ощущать собственную бескрылость

10 января, 2020

Как часто нам бывает дано ощущать собственную бескрылость, более того — томиться осознанием непомерного груза наших согрешений и пленения страстями...

Но когда мы погружаемся духом в глубину собственного падения, к нам неизъяснимым образом приходит благодать Господня, которая, озаряя ум и сердце, возвещает небесную милость кающейся душе.

Из праха слепленный, ты никнешь долу,
Изнемогая на земном пути.
Душа, задавленная телом, стонет —
И цели нет, и некуда идти.

Тебя покинула былая сила.
О, если б мог ты стать небытием!
Стрела унынья сердце поразила,
Кровь наземь черным вытекла ручьем.

Темно в глазах, и места нет надежде.
Вот, смерть идет вступить в свои права.
Но что-то душу в теле еще держит,
И тайну разгадать дано едва.

Она сокрыта в бездне Божьих судеб,
Ему определивших стать тобой.
Вдруг мертвеца перст Иисуса будит!
И ты, еще вчера совсем слепой,

Сегдня видишь над собою крылья...
И эта птица — Божья благодать,
Снизшедшая без твоего усилья.
Стань, как дитя, и о себе поплачь!

(Фото: норвежский скульптор Фредерик Раддум)

стихи

Зимняя ночь

09 января, 2020

Святочные дни и ночи особенно прекрасны на лоне природы, в уединении. Божий мир явственно несет в себе таинственную печать премудрости, благости и всемогущества Творца, воплотившегося в последние дни ради нашего спасения.

Липы, обросшие инеем,
Ветви склонили понуро.
Снежный покров темно-синими
Волнами движется... Хмурый

Дуб пребывает в молчании,
Взор устремив в поднебесье.
Ветер, томясь от отчаянья,
Ночью рожденные песни

Свищет в деревьях разлапистых.
Дверь отворив, на пороге
Встану и дактиль анапестом
Я заменю, чтобы в слоге

Музыка ночи на утренний
Лад, как птенец, воспарила.
Вещий, проникнутый мудростью
Стих мне зима подарила.
проповеди

Рождество Христово

08 января, 2020
На воскресной утрени...
00:00
00:00
Воскресная проповедь...
00:00
00:00
Беседа перед сочельником
00:00
00:00
Поздравление с наступившим Рождеством
00:00
00:00
Проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы
00:00
00:00
  • В проповеди на воскресной утрени протоиерей Артемий размышляет о действии Промысла Божия, явленном на сродниках по плоти Христа Спасителя – от Адама до до родителей Пречистой Девы Марии, о их вере в премудрость, благость и всемогущество Господа, и говорит о том, что урок, который мы должны воспринять от святых праотцев — не сомневаться в Божественном Промышлении, никогда не отчаиваться в надежде на Божие попечение, не всегда включать свой рассудок при исследовании непостижимых судеб Божиих, но верить смиренным сердцем, что Господь явит нам Тайну спасения, если мы будем пребывать в смирении, покаянии и деятельном служении ближним…
  • Продолжая на воскресной проповеди размышление о судьбах Божиих, явленных на ветхозаветных праотцах, протоиерей Артемий воспоминает три эпохи жизни древнего Израиля — патриархов, судей и царей, говорит о знаменательном рождении Фареса и Зары, бывшим указанием на то, что по явлении Христа Искупителя закон веры возгосподствует над буквой закона, о лествице, достигающей неба – древнем пророческом видении патриарха Иакова, указывавшем на Пресвятую Деву Марию, о жертвоприношении Исааком Иакова, прообразовавшего принесение Богом в жертву Своего Единородного Сына и о благодарственном воспоминании нами ветхозаветных патриархов, жизнь каждого из которых содержала в себе некие блестки или золотники свидетельства о грядущем в мир Искупителе…
  • Воспоминая в традиционной беседе перед сочельником события и лица, упоминаемые в евангельском повествовании о Рождестве Христовом, протоиерей Артемий особенное внимание обращает на тишину и мир, сопровождавшие явление в мир Богомладенца, особенно очевидные в сравнении с событием явления Бога на горе Синай, сопровождавшимся молниями и громами, приводившими в трепет ветхозаветный народ. Священник отмечает в своей проповеди, что все избранные от Господа свидетели Его святого Рождества – святые волхвы и пастыри, Иосиф Обручник и наконец, сама Пречистая Дева Мария – отличались особенной тихостью душевного устроения и были почтены и запечатлены печатью смирения, чистоты и кротости. Сравнивая современных православных христиан с участниками этой светлой Рождественской тайны, отец Артемий призывает нас обрести в этом сравнении пищу для самоукорения, осознать, сколько в нас шума от помыслов суеты и мысленных мечтаний, сколько в нас немирствия с людьми по причине тайной и явной гордости и возношения ума и, входя в рождественскую ночь, признавая себя нищими, слепыми, хромыми и растленными человеками, не стяжавшими ни толики от указанных добродетелей, уповать на милость Святого Богомладенца, надеясь на то, что Господь Своею благодатью уврачует наши душевные и телесные раны и дозволит нам вместе с бесплотными ангелами и избранными Божьими людьми поучаствовать в этой встрече…
  • Проповедь — поздравление с наступившим праздником Рождества Христова (на лит. Василия Великого).
  • Проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы.
уроки

Чему учит человека пребывание в пустыне?

26 декабря, 2019

Урок протоиерея Артемия Владимирова в Елизаветинской гимназии (со средними классами)

Для нас, горожан, жизнь в пустыне представляется подвигом, превосходящим человеческие силы. Суровый климат с перепадами жары и холода, многоразличные опасности среди дикой природы, от хищных и ядовитых животных, духовная борьба с демонами, угроза нападения разбойников…

Где же человеку взять силы для такого подвига?

К уединению способны только те, кто горячо молится Богу и имеет твёрдое представление об основах православной веры. Рассказ о подвижнической жизни преподобной Марии Египетской и кавказской пустынницы матушки Алипии помогает школьникам понять, насколько немощна человеческая природа и как мы нуждаемся в помощи от Господа, узнать, как пустыня учит человека смирению и почувствовать, какие откровения может дать душе уединение с Единым Богом.

(4 февраля 2014)

уроки

Преподобный Антоний и демоны

25 декабря, 2019

Урок протоиерея Артемия Владимирова в Елизаветинской гимназии (со старшими классами).

Урок посвящён учению одного из родоначальников христианской психологии – преподобному Антонию Великому, его учению о восьми главных страстях, их действии и развитии в падшем человеческом естестве. На актуальных, современных примерах из жизни взрослых и детей отец Артемий показывает, как страсти являют свое действие в нашей душе, каковы этапы развития греховной болезни, говорит о том, что самоконтроль, собранность и внимание – главные начальные добродетели христианина, о том, как пленяется греховным вожделением воля человека и о том, как Бог, не желающий погибели человека, не оставляет его даже в этих чрезвычайных обстоятельствах.

(29 января 2014)

проповеди

О благодарности прокажённого

22 декабря, 2019
00:00
00:00

О благодарности Христу за исцеление души и тела в Таинстве Святого Причащения. Проповедь протоиерея Артемия Владимирова в храме Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря.

Вспоминая в воскресной проповеди притчу Спасителя о прокажённых, в девяти из которых чудо исцеления не пробудило благодарности, отец Артемий призывает нас уподобиться тому десятому прокаженному, который с великой любовью и признательностью припал к стопам Спасителя, не желая уже отпускать их.

И действительно, удостоиться Таинства Святого Причащения, выйти из храма и забыть о Господе - незавидная участь. Напротив, находиться в сознании благодеяния, нам дарованного, чувствовать что взор Божий изнутри нашего сердца устремлён на нас, держать мысль свою близ Господа Иисуса Христа, благодарить Его, сознавать себя недостойным орудием Промысла Божия - вот идеал для причастника, который должен в течение дня по возможности не рассеиваться, но находясь среди людей, удерживать в сердце ту благодатную теплоту , которой осеняет нас Бог по беспредельному своему милосердию.

Наконец, в каждом из наших ближних мы должны видеть Христа Спасителя. Поэтому, подражая прокажённому и получив от Господа в Таинстве Причащения исцеление недугов душевных и телесных мы возвращаемся к Иисусу Христу тогда, когда с любовью и бесконечным терпением, снисхождением и великодушием общаемся с нашими ближними, когда каждый человек являет нам Христа, когда мы видим в ближнем образ Господа…

проповеди

О угождении Богу делом доброго собеседования

21 декабря, 2019
00:00
00:00

О угождении Богу делом доброго собеседования и вреде бесед растлевающие добрые обычаи. Проповедь протоиерея Артемия Владимирова в храме Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря.

Вспоминая в воскресной проповеди беседу Луки и Клеопы на пути в Эммаус, отец Артемий говорит о том, что духовное собеседование, также как и молитва, является одним из способов Богоугождения. Беседа двоих или троих, собирающихся во имя Господне, в которой христиане облекают свои мысли в слова и делятся недоумениями, впечатлениями, озарениями и внутренним духовным опытом, стремясь выяснить для себя всё, что их озадачивает, что является для них знаком вопроса, безусловно, становится исполнением слов Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Напротив, нужно избегать бесед, растлевающих добрые обычаи и дурных собеседников, ибо через слово передаётся зараза человеческих страстей, нужно избегать обсуждения предметов недостойных, нечистых, беседы ради самоутверждения в гордости или ради спора, в котором истина не рождается. Современным людям не просто найти доброго собеседника и большей частью нам приходится уклоняться от дурных сообществ и от опасных предметов речи. Однако в кругу своей семьи, среди родственников, друзей и единомышленников вовсе не худо проявить добрую инициативу и, соединив всех благим чтением и помолившись вместе, побеседовать о том, что преимущественно составляет духовный интерес нашего сердца…

1...89

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова, созданный по его благословению и наполняется при его личном участии. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по собственной инициативе их авторов, и не имеют на это благословения прот. Артемия.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2020