Фильтровать по тематике:

проповедибеседыonlineтелепередачистихиТВ-СПАСвстречидуховная-телеграммазаметки-дняРАДИО-ВЕРАрадиоэфирурокиТВ-СОЮЗinstagramсловановостио сердечной молитвеВКстатьи
проповеди

«О забвении и избавлении от него»

06 июля, 2025
00:00
00:00

Проповедь на Евангельское чтение (Лк. XXIV, 1-12), раскрывающая тему духовного забвения и Божиего промысла в жизни человека. Произнесена на Всенощном бдении в храме Живоначальной Троицы 5 июля 2025 года.

Смотреть на VK

паломничество

Святые горы, Свято-Успенскиюй монастырь и могилы Пушкиных

03 июля, 2025

Святые горы, Свято-Успенскиюй монастырь и могилы Пушкиных Александра Сергеевича, Надежды Осиповны и Сергея Львовича...

Открыть в телеграм Открыть в VK

встречи

«Преподобный Андрей Рублёв»

03 июля, 2025

Творческая встреча из цикла «Великие люди Святой Руси».

Участники встречи:

  • Протоиерей Артемий Владимиров
  • Московский ансамбль духовной музыки «Благовест»:

    • Художественный руководитель и дирижёр: Галина Кольцова
    • Композитор и партия фортепиано: Антон Висков

Мероприятие из цикла «Великие люди Святой Руси», посвящённое преподобному Андрею Рублёву. Московский Дом Музыки, 12 февраля 2022 года.

Смотреть на VK

  • 00:00 Приветствие. Вступительное слово о преподобном Андрее.
  • 03:16 «Приидите, поклонимся...». XVII век, аноним. Хор.
  • 06:53 Эпоха Андрея Рублёва. Становление и возрастание великого русского иконописца.
  • 23:18 Стихотворение «Небесная печать» (В твоей руке - законы совершенства...)
  • 25:30 «Свете Тихий». Хор.
  • 27:29 Об одухотворённости культуры Древней Руси и духовном упадке современной культуры. Творения преподобного Андрея и его учеников в Благовещенском соборе Московского Кремля.
  • 39:49 Стихотворение «Андрею Рублёву» (Суровая и страшная эпоха...)
  • 42:12 «Ангельские предыдите силы...». Хор.
  • 43:27 О воздействии духовной музыки на душу человека. О Звенигородском чине, истории его обретения и сохранения. Об иконе Спасителя из Звенигородского чина. О подвиге искусствоведов советского времени, сохранивших для нас древнерусскую духовную культуру.
  • 58:30 Стихотворение «Звенигородский Спас» (Дощатая стена сарая...)
  • 01:03:38 «Кто ны разлучит от любви Божия?...» (Древний напев в гармонизации Галины Кольцовой). Хор.
  • 01:11:57 «Господи, помилуй...» (Гармонизация А. Висков). Хор. Солисты Анна Сайгина и Наталия Привалова.
  • 01:16:08 Успенский Собор во Владимире. Фрески Андрея Рублёва в Успенском Соборе.
  • 01:27:58 Стихотворение «Владимирские фрески» (В сумраке Успенского собора...)
  • 01:30:49 «Владимирские фрески» (Антон Висков, стихи прот. Артемия Владимирова). Хор.
  • 01:37:29 О «Троице» преподобного Андрея
  • 01:49:11 Стихотворение «Рублёвская Троица» (В зримом круге предвечная Троица...)
  • 01:51:22 «Рублёвская Троица» (Антон Висков, стихи прот. Артемия Владимирова). Хор. Солист Александр Кирюшин.
  • 01:54:42 Труды преподобного Андрея и Даниила Чёрного в Спасо-Андрониковом монастыре и последние дни их земного пути.
  • 02:02:46 Стихотворение «Надгробное» (Скромно жил и творил...)
  • 02:05:01 «Свете Тихий». Хор.
  • 02:09:08 Завершение. Многолетие.
встречи

«Благоверные князья Пётр и Феврония»

03 июля, 2025

Творческая встреча из цикла «Великие люди Святой Руси».

Участники встречи:

  • Протоиерей Артемий Владимиров
  • Московский ансамбль духовной музыки «Благовест»:

    • Художественный руководитель и дирижёр: Галина Кольцова
    • Композитор и партия фортепиано: Антон Висков
    • Солисты:
    • Анна Сайгина (сопрано)
    • Борис Комлев (тенор)
    • Дмитрий Степанович (бас)

Московский Дом Музыки, 9 апреля 2022 года.

Смотреть на VK

Первое отделение

  • 00:00 Д. С. Бортнянский. Концерт №33 «Вскую прискорбна еси, душе моя». Хор.
  • 07:05 Слово о. Артемия. Искушение в семье князя Павла и битва князя Петра со змеем. Стихотворение «Меч-кладенец»
  • 25:06 Антон Висков. «Плач грешной души». Древнерусский духовный стих. Хор. Солистка Анна Сайгина.
  • 31:01 Слово о. Артемия. Встреча Петра и Февронии. Стихотворение «Случай на реке»
  • 37:13 Антон Висков. «Притча о "благочестивом" блуднике». Духовный стих. Хор.
  • 39:53 Слово о. Артемия. Наветы бояр на Февронию и чудо с крошками. Стихотворение «Победа над клеветой»
  • 44:52 Антон Висков, стихи прот. Артемия Владимирова. «Победа над клеветой». Хор. Солист Борис Комлев.

Второе отделение

  • 52:29 Антон Висков. «Скажи мне, о Господи, кончину мою...». Древнерусский духовный стих. Хор. Солист Дмитрий Степанович.
  • 57:55 Слово о. Артемия. Изгнание Петра и Февронии из Мурома. Стихотворение «Чудо на берегу Оки»
  • 01:05:08 Антон Висков. «Стих о Страшном Суде». Древнерусский духовный стих. Хор.
  • 01:09:18 Слово о. Артемия. Монашеский постриг и кончина Петра и Февронии. Стихотворение «Вечная любовь»
  • 01:13:31 Антон Висков. «Прими мя, пустыня...». Древнерусский духовный стих. Хор. Солист Дмитрий Степанович.
  • 01:19:06 Слово о. Артемия. Подвиг св. Петра и Февронии и великокняжеских древнерусских семей. Слово о защите Отечества. Стихотворение «Святой Георгий»
  • 01:25:30 Антон Висков, стихи прот. Артемия Владимирова. «Святой Георгий». Хор.
проповеди

«Боголюбие — вот отличительная черта человека!»

02 июля, 2025
00:00
00:00

Проповедь в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери, раскрывающая тему подлинного боголюбия как отличительной черты христианина. Произнесена на Божественной Литургии 1 июля 2025 года.

Смотреть на VK

беседыonline

«Лето Господне»

02 июля, 2025

Тема вопросов: «Не то, что мните вы, природа...»

Видеоконференция с протоиереем Артемием Владимировым, 28 июня 2025 года.

Смотреть на VK

  • 00:00 Человек и природа
  • 00:22:30 Стихотворение «Лесная избушка»
  • 00:34:45 Горожане, как правило, стремятся на природу...
    Для чего же нужны города? Здесь легче устроить общение людей между собой — производство, науки, ... государственное устройство.
    На природе же легче даётся общение с творческими силами Божиими и больше возможностей к уединению. Не случайно же самые известные духоносные обители — Дивеево, Оптина пустынь, Валаам, Соловецкий монастырь и другие — находятся в отдалении от городов, среди природы.
    Правильное ли это рассуждение?
  • 00:40:11 Сказано, что тварь (природа, творение) «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». Что это значит? Может быть, нам не открыто (например, для того, чтобы не обращали на них больше внимания, чем на людей), но животных тоже ожидает бессмертие, во всяком случае, тех, которые были в тесном общении с человеком? Замечено, что на домашнее животное как бы переходит часть души хозяина, его качества. Что Господь нередко вразумляет людей через животных, показывает на их примере некие закономерности. Может быть, и дорогие благочестивым людям животные будут в раю — принимая благодать от спасённых своих хозяев?...
  • 00:44:58 На старинных иконах можно увидеть живые олицетворения стихий (старец в реке Иордан на иконе Крещения и т.п.) Значит ли это, что у каждой стихии есть свои Ангелы? А может быть они есть и у других природных объектов (например, лесов и т.п.)
  • 00:47:59

    «Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь...»
    

    Эти хрестоматийные есенинские строки 1925 года наверно можно считать подтверждением тютчевской мысли о таинственной связи пейзажа, природы с человеческой душой. Но всякое ли общение с природой может благотворно воздействовать на душу и отчего это зависит?

  • 00:49:18 «Верую, Господи, помоги моему неверию!» — это лейтмотив всей жизни великого поэта. Что приводило Федора Ивановича к непреодолимому ужасу смерти, не это ли, почти пантеистическое одушевление природы?
  • 00:51:29 Х. В.! Дорогой Отец Артемий! Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, Лето Господне в духовном понятии это и есть Рай, Царствие Небесное?...
  • 00:52:40 Дорогой Батюшка Артемий, если вдохновение, которое дарит творческим людям природа, не Божья Благодать, то что это? Как «маленький» человек может сберечь жизнь на родной планете?
    Перу Ф. И. Тютчева принадлежат строки:

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык...
    

    Почему сердце этого образованного и талантливого человека... никому из возлюбленных, страдающих от неверности, не принесло счастья?
    Лирический герой его стихотворения:

    «О вещая душа моя!» признаётся:
    Пускай страдальческую грудь
    Волнуют страсти роковые —
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.
    

    На примере Ф. И. Тютчева мы видим, что поэтический дар не помогает человеку стать праведным. Как обрести такое же доброе и мудрое сердце, как у Амвросия Оптинского?

  • 00:55:47

    «Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе, —
    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаем.
    

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа поет не то, что море, И ропщет мыслящий тростник?»

Разлад, созерцание которого мучает поэта, с годами и столетиями становится все темнее и глубже. Потому что «нет в творении Творца» для слепнущего человечества? Почему для человека тьма бывает возлюбленнее Света?
  • 00:57:52 А помните пушкинского старика?

    Потемнело синее море...
    Неспокойно синее море..
    

    Что это? Выражение праведного гнева Божия?

  • 00:59:45 Актуален ли в наше время эпиграф:

    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам
    
  • 01:00:06 М. А. Волошин писал о природе Коктебеля:

    «С тех пор, как отроком у молчаливых,
    таинственно-пустынных берегов
    очнулся Я, душа моя разъялась,
    и мысль росла, лепилась и ваялась
    по складкам гор, по выгибам холмов...»
    

    Т.е., поэт свою прежнюю жизнь идентифицирует, как сон или даже «потерю сознания» — так пробудила его природа. В чем, по Вашему мнению, роль каких-то мест в жизни определенных людей?

  • 01:01:26 Как Вы считаете, есть ли что-то пророчески-мистическое в том, что на скале Кок-кая создан природой точный образ поэта?
  • 01:01:47 Почему писатели и поэты пытаются передать своё внутреннее состояние при помощи образов природы? К примеру, ярко это видно у Лермонтова, Толстого, Островского, Горького, Тургенева... Настолько неразрывно связан внутренний мир человека с миром природы? Как Вы считаете, почему так?

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2025