Фильтровать по тематике:

проповедибеседыonlineтелепередачистихиТВ-СПАСвстречиурокизаметки-дняinstagramТВ-СОЮЗдуховная-телеграммасловао сердечной молитвеРАДИО-ВЕРАрадиоэфирновостиВКстатьи
стихи

Роза на снегу

15 ноября, 2024

Невесомы цветка лепестки 
Под покровом осеннего снега.
Молчаливы, печально кротки, 
Позабыв о тепле и о неге.

Обращая свой взор к облакам,
Источают любовь и смиренье.
«Не сердись, - слышу шёпот цветка, -
Я воскресну при солнце весеннем!»

заметки-днястихи

Старость

14 ноября, 2024

В жизни человеческой на земле — много тайн...

Раскрываются они не сразу и постепенно.

Одна из этих тайн — старость, до которой молодости по большей части нет никакого дела...

Не будем забывать, что человек, в соответствии с замыслом Творца, был определен к бессмертию.

Все, случившееся с праотцами впоследствии, — весьма болезненно для нашей природы, хотя и справедливо.

В юности, при избытке жизненных сил, мы самодостаточны и как бы бессмертны...

Когда же незаметно подкрадывается старость, мы начинаем испытывать противоречивое чувство несоответствия... Чего чему? Ощущений души — телесному возрасту.

Со временем этот дискомфорт может достичь подлинного трагизма, потому что душа, почтенная от Создателя даром бессмертия, часто не «дотягивает» до почтенного возраста своей плоти, осознавая себя совсем юным существом.

Между тем, громко заявляющие о себе старческие немощи, нуждаются в осмыслении со стороны человека, ибо они составляют жизненный крест для каждого из нас.

Их приход можно и должно «подзадержать», благодаря правильному попечению о теле, но, увы, вовсе избежать неприятной встречи с телесными страданиями невозможно.

К старости необходимо готовиться и тем, кто хотел бы всегда остаться молодым; важно думать об этом и детям, родители которых мало-помалу украшаются «сединою на висках»...

Мы привыкли видеть наших самых близких родственников молодыми и сильными, однако всевластное время распоряжается с ними по-своему...

Приходит час, и родители становятся полностью зависимыми от детей, как те некогда были зависимы от них.

Честь и хвала детям, которые в общении с престарелыми родителями являют неистощимые терпение и мягкосердечие. Источник этих замечательных качеств — признательность.

Горе и упрек тем, кто, забывая прошлое, тяготятся уходом за утробой, их породившей и питавшей...

Мне хочется пожелать и детям, которым придется некогда постареть, и родителям, воздыхающим при воспоминаниях об их ушедших молодых годах, — благодушия — мудрого умения улыбнуться и увидеть даже в скорбных обстоятельствах светлую сторону нашей жизни, неотъемлемой частью которой является старость.

 
Душе обидно, что стареет тело... 
Теряя гибкость, легкость, красоту, 
Оно едва стоит и движется несмело, 
О посох опираясь на ходу. 
 
Над телом власть недуги тихо взяли — 
Кряхтя встает, болезное, с утра. 
А ведь когда-то в светлой школьной зале 
Оно кружилось в танце, как юла. 
 
Душе обидно — одряхлело тело. 
Утратив свежесть, лоск, былую стать, 
Сидит и ропщет: «Жизнь мне надоела»,- 
Желая душу под себя подмять. 
 
Прошу: улыбчивость и легкокрылость, 
Храни в себе, разумная душа; 
Наивно не рассчитывай на милость 
От плоти — прах не смотрит в небеса. 
 
Прекрасно вместе побродить по лесу — 
Пусть освежится утренней росой. 
Поверь: в ее насущных интересах — 
Тебя считать всевластной госпожой... 

стихи

На закате дней

14 ноября, 2024

Как часто мы себя не любим, 
За то, что время против нас, 
Мы без зазренья его губим, 
Оно ж лишает нас прикрас.. 
 
Становимся мы тяжелее, 
Редеет волос, гаснет взор, 
Вчера был юноша лилейный, 
Сегодня старец, завтра сор... 
 
Блистаешь ныне словом красным, 
Умом - Перикл иль Цицерон 
Но вот с давлением, несчастный, 
Лежишь... Твой хриплый, тяжкий стон 
 
В укор родне и всем домашним. 
Как дряхлый, недвижимый пес, 
Им предстаешь виденьем страшным, 
Подходят, уж не пряча слез... 
 
Нет! с убываньем жизни в теле 
Нам не дано любить себя- 
Хоть в юности хвалы нам пели, 
Пришли мы к старости не зря... 
 
Теперь, невольно отрезвясь 
И упоенья отрешившись, 
В постель, как в ил спешит карась, 
Ложусь, сердечно помолившись...

беседыonline

Нестор летописец и русская книжность

12 ноября, 2024
00:00
00:00

Тема вопросов: «Борьба с плотскими страстями».

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 9 ноября 2024.

Смотреть на YouTube

  • 00:00 Приветствие. О преподобном Несторе Летописце, повести временных лет и русской книжности, воспитывавшей благочестие.
  • 00:03:15 О целомудрии и борьбе с плотской страстью
  • 00:28:08 Батюшка благословите! Благодарим за цикл Ваших бесед История русской религиозной мысли, в котором были разобраны многие произведения древнерусской литературы. Как Вы думаете, может ли быть расширенное изучение древнерусской книжности в рамках школьной программы? На какие произведения особенно стоит обратить внимание школьному учителю?
  • 00:32:07 Добрый день, Батюшка! Сейчас дети очень рано могут увидеть в интернете непристойные изображения, видео. И если ребёнок огражден от этого дома, то в школе, во дворе остаётся вероятность, что он с этим столкнётся. Как уберечь от этого детей? Как объяснить разрушающее действие страсти похоти? С какого возраста лучше говорить об этом? Заранее благодарю!
  • 00:36:37 Батюшка, благословите! Интересно, что в «Повести временных лет» есть обращение и к второй нашей теме - рассказ о благонравии полян и зверонравии древлян и других славянских племён в отношении пола. Батюшка, как могло сохраниться у полян в дохристианскую эпоху такое благонравие: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай...»?.
  • 00:39:56 «Повесть временных лет» - это хронологическое описание истории Древней Руси с 9 по 12 в.в.,и в ней русские князья - это прежде всего воины и защитники земли. Однако, довольно часто на протяжении текста, прп. Нестор указывает на идеалы морали и ценности той ушедшей эпохи. Он цитирует Священное Писание, вспоминает о важности покаяния, о милосердии.... В литературе Древней Руси вообще были распространены нравственные «нравоучения»: «Поучения», « Научения». Это и у прп. Феодосия Печерского, и у Владимира Мономаха. На Ваш взгляд, почему же в современной литературе этого практически не встречается (кроме сугубо православной) ? Как и на экране. Как Вы считаете, нет ли взаимосвязи ложных нынешних нарративов эпохи с общим оскудением нравственных идеалов человека и основных ценностей: любви к Родине и ее защиты, хранения семьи, хранения целомудрия и пр.?
  • 00:42:24 1. О связи страстей между собой 2. Являются ли порождением плотских страстей натуралистичные изображения в литературе и искусстве? Например, у Бунина достаточно рассказов, передающих пагубную страсть... Не опасен ли такой опыт, скажем, школьнику? Как относиться, например, к полотнам Ренуара? Есть ли разница в изощренном описании или изображении на полотнах, или просто констатации натуры (что иногда называют чистым видением)? Не лукавство ли это? Может, лучше все отметать «под одну гребенку»?
  • 00:45:38 Какой грех пагубнее для души: блуд или гордость? Как правило, приходя к вере, человек в первую очередь отсекает плотские грехи и даже то, что может к ним привести. Думает: вот, сейчас, стану почти святым. Но не тут-то было: с гордостью он потом борется всю жизнь, зачастую безуспешно, и уже ему на вид ставится, что «гордый »праведник« хуже блудницы... И все неудачи ему попускаются, лишь бы гордость не росла. И духовный рост его практически останавливается (да и личностный тоже), поскольку Господь ради смирения его не благословляет на значимые успехи. 2. В Повести Временных лет повествуется о святой Ольге: как она изощренно мстила древлянам до своего обращения ко Христу, о св. Владимире: что он имел 800 наложниц, будучи язычником. А потом оба они стали святыми. Можно сказать, что грешили они со вкусом, ярко, даже талантливо - а потом так же ярко и талантливо преуспевали в Христианстве. И никакой тебе »неуютной жидкой лунности" для осознания своей немощи. То есть Господь благословил их полностью победить свои страсти, духовно возрасти. Значит, у них было смирение - несмотря на высокое положение и языческое воспитание?
  • 00:51:51 О связи чревоугодия и плотской страсти. О явлениях тёмной силы «во плоти»...
  • 00:53:32 Какая добродетель спасительнее - целомудрие или смирение?
  • 00:54:23 Батюшка, а правомерно ли отделение одной страсти от другой? Они ведь часто и порождают одна другую, сплетены в клубок, как змеи. Возможно ли сражение с одной страстью и при этом - примирение с другой (с гневом, с завистью, ропотом)? Каждая страсть тащит нас к унынию, отчаянию, к безверию, в конце концов.
  • 00:55:58 О чтении Феофана Затворника, о Покаянном Каноне Андрея Критского.
  • 00:57:06 Об обнажённом теле и противостоянии соблазну
  • 00:59:25 Завершение. О св. мученике Несторе Солунском и «непротивленцах».

Христос Воскресе!

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

проповеди

Исцеление Гадаринского бесноватого и наше приобщение Святых Таин

11 ноября, 2024
00:00
00:00
проповеди

Воскресший Христос и запертые двери нашего сердца

11 ноября, 2024
00:00
00:00

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2025