Фильтровать по тематике:

проповедибеседыonlineтелепередачистихиТВ-СПАСурокиinstagramвстречиТВ-СОЮЗо сердечной молитвесловаВКрадиоэфирРАДИО-ВЕРАновости
беседыonline

Неделя о мытаре и фарисее

06 марта, 2024
00:00
00:00

Тема вопросов: «Простота во Христе и лукавство человеческое».

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 24 февраля 2024.

  • 00:00 Приветствие. Мытарь и фарисей.
  • 02:24 Дорогой батюшка Артемий! Какие книги из святоотеческой литературы можно почитать, чтобы в душе стало больше простоты Христовой?
  • 05:28 Можно ли сказать, что у святых, например, Николая Чудотворца, Серафима Саровского и других, была в сердце простота Христова? Как мудро реагировать, встречаясь с лукавством людей? Возможно ли прожить без лукавства? Если возможно, приведите, пожалуйста, примеры. Мне кажется, что толики лукавства нет только в святых людях.
  • 11:14 О простоте и смирении
  • 15:35 Почему так всё сложно и закручено в церковной жизни?
  • 17:10 Как соотносятся простота и глубина? Мне кажется, если у человека есть подлинная простота во Христе (что встречается очень редко), то он может быть глубок. А если он по устроению сложен, то искусственно пытаясь стать простым, он утеряет глубину и неповторимость, данную ему Творцом, а полученная простота окажется имитацией.
  • 20:11 Должен ли сложный по природе человек пытаться стать простым? Или, признав свою сложность, он должен только очищать её от страстей, не имея таланта простоты, которую даёт только Бог?
  • 25:52 Наш внутренний фарисей часто мимикрирует под мытаря, причём обманывая не только окружающих,но в первую очередь самих себя, верно? Например, осуждает, но не за грубые грехи, а за предполагаемую в осуждаемом гордыню. «Сапожник» себя мнит смиренным, «не таким, как этот художник», а художник осуждает сапожника за осуждение. И где конец всему этому? Душа всё равно извернется...
  • 29:28 Скажите, пожалуйста, чем отличается простота во Христе от ложной простоты, человеческой, которая не во Христе?
  • 32:59 Известно, что лукавство - «лучшая подруга» самооправдания и осуждения других. Еще во совершении первородного греха муж оправдывал себя, упрекая Господа, а жена оправдывала себя, ссылаясь на змиево обольщение. Но - сказано: плод был для жены вожделен, потому что давал знание, а муж послушался желания жены. Есть ли разница между лукавством мужчины и лукавством женщины? (К примеру - хитрость, властолюбие и многословие - грехи «очень женские», а в чревоугодии, пьянстве и гневе первенствуют мужчины; хотя это, конечно, не абсолют.)
  • 37:06 О духе уныния
  • 39:57 Разное
  • 41:05 О поминовении патриарха на Западной Украине
  • 42:34 Как сложному стать простым?
  • 44:55 Молитвы о воинах
  • 45:06 У нас на службе многие женщины обнимаются и лобызаются, а мне как-то не хочется... Это потому что они простые, а я сложная?
  • 46:19 Простота - это следствие прикосновения любви Божией к человеческому сердцу
  • 50:54 Ещё о мытаре и фарисее
  • 54:02 Завершение.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

беседыonline

Неделя о блудном сыне

05 марта, 2024
00:00
00:00

Тема вопросов: «Нищета Христова».

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 2 марта 2024.

  • 00:00 Стихотворение «Неделя о блудном сыне». Слово на притчу о блудном сыне и о нищете Христовой.
  • 19:21 Ответы на вопросы.
  • 19:23 2-е Послание ап. Павла, 7, 9. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Господь вочеловечился (обнищал) ради нас, чтобы мы обожились (обогатились)? Нищета Христова - не иметь пристрастий ко всему мирскому?
  • 21:17 Нищету Христову возлюбивши ... Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая ... - так воспевает Церковь блаженной Ксении. «Аще хощеши быти совершен, раздай имение нищим и следуй за Мною...» . И богатый юноша ушёл опечаленный. Батюшка, можно ли достичь христианского совершенства при мирской обеспеченности?
  • 23:33 Батюшка Артемий , поясните, пожалуйста, значение выражения «Нищета Христова». В с чем заключается нищета самого Христа? В чем суть нищеты угодников Божиих? ... Тропарь блаженной Ксении начинается с таких слов: «Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися…» В этом церковном песнопении говорится об очень важном подвиге святой: она возлюбила Христову нищету. Эти слова ясны. Но почему обо всех христианских подвижниках говорят, что они «возлюбили нищету Христову»? Речь идёт о готовности принять любые лишения, сохранив Веру во Христа и стремление к очищению души от страстей?
  • 27:24 Батюшка, человек, которому свойственны видение своих грехов, и работа над исцелением от страстей, и смиренное перенесение скорбей, поборол силу привязанности к земному благополучию, если он обеспечен и не планирует раздавать имущество? Или всё-таки нет?
  • 29:02 Думается, Христова нищета это в первую очередь нищета духа. У святых отцов встречается мысль, что человеку попускаются падения и скорби на грани его возможностей, чтобы он почувствовал своё ничтожество... Почему это так нужно, это же больно? И как это сочетается с тем, что люди впрямую понимают милосердие Божие и надеются, что вот они будут верить, и у них будет всё хорошо и в земной жизни тоже? Но Господь хочет нам в первую очередь небесных благ...
  • 32:50 Часто, пытаясь быть смиренными, не осуждать, люди не додумывают мысли, либо придумывают очевидно неправдоподобные оправдания поступкам других. Правильно ли это? И как сделать, чтобы душа в глубине своей не говорила: «всё это самообман, а на самом деле»... И чтобы фундамент этого самовнушения, на котором мы строим своё неосуждение, безропотность и т.п. не рухнул, поскольку в нём нет внутренней правды?
  • 34:54 Наверное, нищета Христова - это матерь смирения, сознавание своего всегдашнего недостоинства. Христос как человек по глубокому смирению всецело предавал Себя воле Отца, водительству Божию. Это узкий путь тех, кто стремится идти за Христом. Одного лишь пребывания в Церкви недостаточно. Примерно так, да, батюшка?
  • 36:13 Блаженни нищие духом, яко тех есть Царство Небесное. Почему нищета духа стоит выше всего? Это - безусловное свойство стоящих на пороге святости?
  • 37:15 Нищета духовная - это способность видеть свои грехи, а не грехи ближнего? Способность неосуждения ближних своих?
  • 38:30 Батюшка, скажите, пожалуйста, как человеку, стремясь к обретению нищеты Христовой, сохранить инстинкт самосохранения, данный при рождении природой?
  • 40:00 Батюшка, знания помогают человеку в обретении нищеты Христовой или мешают?
  • 43:24 Разное. Заключение.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

проповеди

Чудо спасения души Закхея из Иерихона

05 марта, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XIX, ст. 1-10. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 18 февраля 2024.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Многие из нас, если не большинство, себя ощущают и отождествляют с этим Закхеем, коротышкой, малого роста человеком, всецело, кажется, приземленным, занимавшимся нелюбимым делом, находившимся не в чести у окружающих, и, конечно, в душе горько плакавшем относительно своих недостоинств, всего недолжного, что приходило в его жизнь. Как мы похожи на Закхея, когда видим над собою небо, и веруя, что Творец неба и земли взирает на нас, чувствуем, что сами никак не можем до него допрыгнуть, более того, не можем приобрести даже образа мысли и жизни, соответствующего небу, как зачастую пытаемся вылезти из кожи вон, а еще хуже и не пытаемся, «смиряясь» с нашей ограниченностью, страстностью.

проповеди

Что Отец Небесный обетовал ученикам Христовым?

04 марта, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XXIV, ст. 36-53. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 2 марта 2024.

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с наступающим днем воскресным, приуготовительным в отношении Великого поста, Неделей о блудном сыне, ради притчи евангелиста Луки о возвращении в отчий дом блудного сына, которую мы услышим завтра на Божественной литургии. По обычаю здесь, в обители, ранняя и поздняя Божественная литургия.

телепередачиТВ-СПАС

Можно ли верить в бога и не ходить в церковь?

28 февраля, 2024

Ответы на вопросы в прямом эфире на ТВ-СПАС.

Вопросы задает Александра Михайловская.

Чтобы спросить:

  1. Звоните в прямой эфир по бесплатному номеру: 8 (800) 250-29-91
  2. Отправьте свой вопрос на нашем сайте, перейдя по ссылке
  3. Напишите, а лучше отправьте видеовопрос в WhatsApp по номеру +7-495-626-81-83
  4. Напишите вопрос на электронную почту vopros@spastv.ru
  5. Позвоните в прямой эфир по Skype: ищите в поиске «Ответ священника»
  6. Пишите нашему боту в Telegram: @OtvetSpas_bot. Или ищите в поиске «Ответ священника»
  7. В комментариях к трансляции «Ответ священника» на любой удобной Вам спасовской платформе в Rutube, ВКонтакте или ОК

С понедельника по пятницу, в 20:00.

ТВ-СПАС

беседыonline

Сретение Господне

27 февраля, 2024
00:00
00:00

Тема вопросов: «Как наше слово отзовётся».

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 17 февраля 2024.

  • 00:00 Слово о празднике Сретения Господня
  • 11:04 Ответы на вопросы
  • 11:09 «Бог есть Слово » Все сотворено Божественным словом. Т.е., слово вообще освящено и священно? Значит, и речь человека в определенном смысле освящена, божественна и имеет силу. И по определению должна нести в мир добро. Каким образом человек приходит к пониманию силы воздействия своего слова и слова вообще на окружающий мир? Как происходит реставрация человеческого слова?
  • 16:00 Батюшка, а вот такой литературный боговдохновенный труд, как Книга Иова. Пока читаешь Книгу, бывает, что внутренне соглашаешься с суждениями Иовых друзей. Их многословное суемудрие подчас «эффектнее» и убедительнее, чем смиренное горестное взывание Иова. Но ведь в конце Книги сочувствие (по слову поэта) дается, как благодать, немощному Иову, а не многоречивым «мыслителям». Что Вы думаете об этом? Не бываем ли мы чаще подобны друзьям Иова, чем ему, - по сути, ветхозаветному ученику Христову?
  • 18:18 Дорогой, батюшка Артемий, пророк – это провозвестник Божественной воли, то есть человек, устами которого говорит Господь. Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Пророк» описывает болезненный процесс превращения поэта в пророка «шестикрылым серафимом». Пушкин с помощью приёма аллегории говорит о страдании поэта, служащего Христу. Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Пророк» показывает, что поэт, наделённый божественным даром, осознаёт тяжесть своего предназначения: люди не верят ему, насмехаются над ним, презирают его. Гонимый людьми гений уединяется в пустыне и вещает звёздам. Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Пророк», говорят, посвящено революционеру Чернышевскому, который «видит невозможность служить добру, не жертвуя собой». Некрасов называет пророком человека, который служит идеалам свободы, правды и справедливости. Батюшка, Вы тоже несёте слово Божье людям. Если бы Вы сочинили стихотворение «Пророк», какова бы была его основная идея?
  • 23:10 Николай Гумилев в 1911 году писал: «Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец; создав, навсегда уступил меня року Создатель... ». Стихи эти, как и многие стихи поэтов серебряного века, являются вызовом православному миропониманию. Как замечательно ответил на подобный вызов Александру Сергеевичу митрополит Филарет! ... О стихотворном диалоге с поэтами серебряного века.
  • 30:01 Литургию можно служить только на нескольких языках, языках священнодействия, являющихся сакральными. Но сейчас все же часто служат на современных мировых языках в поместных церквях и на их подворьях в других странах. Как к этому относиться?
  • 32:45 Батюшка, как Вы думаете, что может сделать каждый из нас, чтобы, насколько это возможно, побороть грех сквернословия в народе нашем?
  • 38:25 Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать... Батюшка Артемий, я задумывалась над этими строчками Фёдора Ивановича Тютчева. Почему поэт сравнивает сочувствие с благодатью? Потому что благодаря сочувствию в сердце человека появляется христианская любовь, а душа, способная дарить любовь людям, так же вдохновенна, как душа, в которой живёт благодать? Как научиться чувствовать тонкую грань между сочувствием, подобным благодати, и жалостью, которая, случается, унижает тех, кого жалеют, и не красит жалеющих?
  • 41:53 Творческий человек может быть абсолютно себе не равен: в период вдохновения обретать крылья - не только для творчества, но для жизни вообще, а потом терять их, не зная, обретёт ли вновь. В этом вдохновение схоже с молитвой (опыт прп. Силуана с его мучениями)... Можно ли пробудить вдохновение?
  • 46:00 О «чистом творчестве» и работе ради денег.
  • 52:25 О классической поэтической традиции, современной поэззии, её форме и содержании.
  • 57:30 О Юлии Вознесенской, её книгах и предсказаниях...
  • 59:23 Разное
  • 59:23 Как лучше творить Иисусову молитву - вслух или про себя?
  • 01:01:41 Как понять, отчего нет желания общаться с людьми - от гордости или от молитвенности?
  • 01:03:03 Разное
  • 01:03:38 О рассуждении при чтении современных богословов
  • 01:04:15 Как научиться радоваться, когда совсем плохо?
  • 01:04:38 О ведении врачами беременности и осторожности при принятии их рекомендаций. О том, как врачи пугают будущих мам мнимыми пороками плода.
  • 01:05:54 Что значит, что «Земля и все дела на ней сгорят, не будет ни художника, ни художества»? Значит ли это, что противно Богу все это художество и художники с их болезненной мнительностью и непониманием, что они ничем от сапожников не отличаются ?
  • 01:07:29 Прощаемся с вами... Храни Господь!

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

проповеди

О чём плакал евангельский мытарь?

25 февраля, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл.XVIII, ст.10-14. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 25 февраля 2024.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Как эти двое, фарисей, законоучитель, и мытарь, сборщик денег на пошлины, вошли в храм Господень, так и каждый из нас сегодня вошел помолитися Господу Богу своему. И мы с вами, предстоя Творцу неба и земли, всевидящему и вселюбящему Небесному Отцу, заглянем внутрь сами себя. Ведь Он, Господь, смотрит не на внешность, не на обстоятельства, а Его очи испытуют самую предельную глубину человеческого сердца, сокрытую от окружающих, однако открытую Богу. Все наго и обнажено пред Ним, говорит апостол Павел.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024