Фильтровать по тематике:

проповедибеседыonlineтелепередачистихиТВ-СПАСвстречиурокиinstagramТВ-СОЮЗо сердечной молитвесловазаметки-дняновостиРАДИО-ВЕРАВКрадиоэфир
стих

Березовые очи

17 июля, 2024

Многоглазые березы, 
Вы лесные херувимы, 
В тишине лесистой слёзы 
Проливаете о мире. 
 
Чистыми, как снег, очами 
Вы взираете повсюду. 
Для кого каприз, случайность, 
Для меня же Божье чудо! 
 
Всё творение вздыхает 
И томлением томится, 
Нашего спасенья чая. 
Край березового ситца 
 
Стал для сердца откровеньем! 
Я смотрю в глаза деревьям 
И глазам своим не верю: 
Видят справа, видят слева. 
 
Мысли, чувства и желанья - 
Всё моё березам видно. 
Но их взор ничуть не ранит, 
Просто мне немного стыдно. 
 
Пред глазастою березкой 
Замерев, стою в молчанье. 
С сердца сходит вдруг короста, 
И я плачу на прощанье! 


Фото сделано в Лаврушинском переулке, близ Третьяковской галереи

заметки-днястихи

День памяти Константина Паустовского

17 июля, 2024

14 июля — день памяти Константина Паустовского, замечательного русского писателя. Ему было свойственно особое, трепетное восприятие слова и острое чувство ответственности за слово перед читателем.

Проза для Паустовского - это художественное целое, подчиненное смыслу и ритму.

Создание прозы требует не только музыкального уха, но непременно богатства внутреннего мира писателя и... вдохновения.

«Вдохновение,- говорил Паустовский, - входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.»

"Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!"

«Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель...»

Как не посвятить такому трудолюбивому и тонкому человеку с чистой душой малый знак признательности и любви?

КОНСТАНТИНУ ПАУСТОВСКОМУ.

 
"Оставить навсегда 
ненужные тревоги, 
затерянность свою 
как счастье ощутить..." 

В ЛЕСУ.

 
Зачем роптать на одиночество, 
Когда один, в лесной тиши, 
Я обретаю вновь отрочество... 
Сокровище моей души 
 
Не в многолюдии отыщется 
И не в толпе, средь суеты, 
Но там, где полной грудью дышится 
От свежевыпавшей росы. 
 
Там сосны сплетены вершинами, 
На тропах хвойные слои - 
После дождя они пружиною 
Меня толкают от земли. 
 
Мысль, подымаясь белой горлицей 
И исчезая в небесах, 
Вещает сердцу, словно в горнице: 
«Младенцем на руках Отца 
 
Земля заснула в безмятежии... 
Болезное, скорей смирись, 
Ведь силой Божьей все содержится... 
Желаешь устремляться ввысь? 
 
У леса научись гармонии: 
Будь мягким, словно мурава. 
Коврами расстилайся хвойными. 
Как кроною своей сосна 
 
Слегка колышется от веянья, —
Будь нежно с ближними и ты. 
Поверь: лишь на земле смирения 
Растут небесные цветы...»

беседыonline

Отрок Артемий и Русские Святые

10 июля, 2024
00:00
00:00

Тема вопросов: Детство во Христе и инфантильность.

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 6 июля 2024.

  • 00:00 Приветствие. О празднике Всех Русских Святых и святом праведном отроке Артемие. Стихотворения об отроке Артемие и Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. О детстве во Христе.
  • 11:35 Ответы на вопросы
  • 11:36 С именинами, отец Артемий! Читаешь жития русских святых и понимаешь, что «Русь пошла за Христом, услышав и воплотив главное: дух кротости, смирения и любви. Не внешней силы и торжества, а уничижения и несения Креста. Господь гордым противиться, смиренным же несет благодать.» Дети Русской Церкви - святые царевичи Димитрий и Алексей, праведный Артемий, мученик младенец Гавриил - воины Христовы по духу. Не утрачиваем ли мы дух Истины, надеясь найти в Церкви душевный комфорт и удовлетворение своему тщеславию?
  • 16:50 О детскости, смирении, искренности и лицемерии.
  • 19:16 Отец Артемий, отчего дети, с младенчества воцерковленные духовником и родителями, порой со временем утрачивают чувство благоговения перед богослужением, постепенно коснеют сердцем, а бывает и вовсе отходят от Церкви?
  • 22:11 Батюшка, благословите! Апостол Павел говорит: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни ( «совершенны» по другому переводу). Что здесь «совершенный ум»? Ведь мы часто говорим, что наш ум в повреждении. Это о рассудительности? Или об очищенном, благодатном уме, осолённом огнём Святого Духа? И что значит быть на злое младенцем? Не иметь в себе тайного лукавства и похоти? Ведь младенцы бывают и раздражительны и крикливы, и непослушны, и от Причастия отворачиваются... .
  • 24:13 Батюшка, нужно христианину стараться сохранять в душе детство во Христе, то есть незлобие, любовь к Богу и к ближнему и в то же время уметь думать, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, всех любить и от всех бежать, то есть быть осторожным? Думаю, да. Но трудно представить, как детство во Христе может сочетаться с осторожностью и боязнью сказать что-то не то.
  • 26:24 Батюшка, я иногда думаю, как людям, жившим в ГУЛАГе в нечеловеческих условиях, удалось сохранить детство во Христе? Знаете ли Вы примеры таких Новомучеников.
  • 28:08 Скажите , пожалуйста , Батюшка , как можно определить родителям , что они правильно воспитывают или воспитали своё чадо ... как убедиться , что их дитя не вырастет инфантильным ?
  • 30:55 Возможно ли исправить положение , если ребёнку уже 10-12 лет , или дети выросли , а они инфантильны ???... Батюшка , как не возгордиться тем родителям , которые считают , или люди со стороны так считают и говорят родителям свои суждения , что они растят или вырастили самых лучших детей , чуть ли не Ангелов - Божиих ???
  • 31:54 О инфантильности современных мужчин
  • 34:36 О.Димитрий Смирнов говорил так: « Русские женщины в деревнях, слышал, говорят так: » Сейчас мужа держать накладно, расход большой. Ладно бы поросенка, от него польза, а от мужика никакого проку". Что Вы об этом думаете?
  • 35:10 Как сохранить чистоту, простоту души и искреннее доверие всем, если сталкиваешься с грубой завистью? Ты в простоте общаться уже не можешь. Кто-то из великих педагогов сказал: « Ребенок - это чистый лист бумаги, на который взрослые наносят свой почерк ». Далее человек растет, приобретая опыт взаимодействия с разными людьми. И не всегда этот опыт положительный. Невозможно не меняться, человек закрывается. Что это? Противоположность детства во Христе?
  • 36:12 А как быть, если христианин, причастившись, прямо в храме оскорбляет другого причастника? Это инфантилизм духовный, или христопродавство? Ведь причастие происходит осознанно.
  • 37:54 Поздравление от русских немцев
  • 38:25 Таинство Евхаристии - это основа Литургии , установленное Господом Иисусом Христом. Православные верующие вкушая Святые Дары соединяются с самим Господом. Значит ли это , что две тысячи лет назад на Тайной Вечери Иисус Христос вкушал собственное Тело и Кровь , и соединялся Сам с Собой?
  • 39:32 Батюшка Артемий, в воскресенье я стала крестной мамой, разрешите Вам представить моего крестника, Голландского юношу, в 24 года принявшего Православие с именем Паисий.
  • 40:40 О писателе Джоне Голсуорси и принятии одним из его персонажей (Уилфрид Дезерт) мусульманской веры под страхом смерти.
  • 43:33 О грозе во время всенощной на память Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и отрока Артемия и радостном чувстве во время этого события.
  • 46:07 Продолжение разговора об обиженном причастнике.
  • 49:16 А у меня завтра престольный праздник храма, где меня крестили - Рождества Иоанна Предтечи. Также наша семейная родовая икона - Владимирская. Завтра же - ежегодный большой Крестный ход с чтением Евангелий по месту массовых расстрелов в Бутове. Прошу молитв!
  • 49:39 Молитва о непраздной Ксении
  • 52:36 Завершение. О характере вопросов, которые уместно задавать на конференции. Христос Воскресе! До следующих встреч!

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

заметки-дня

Память о «золотом веке» души...

10 июля, 2024

Окунувшись в суету взрослой жизни, оторвавшись от мира природы и познав соблазны большого города, мы как будто лишаемся памяти о безмятежно проведенном детстве.

Однако наше сердце крадет свое собственное счастье, добровольно отдаваясь в плен земным пристрастиям и устремляя взор в смутное грядущее.

Впрочем, совершенно вытравить память о «золотом веке» души невозможно; нет-нет, но хотя бы во сне увидишь знакомые с детства стежки-дорожки, излучину тихой реки, перелесок — и сердце вспомнит все...

 
Потух наш взор, когда-то чистый, зоркий 
Но чистоты утерянной, увы, не жаль; 
Мы, отведя с окна гостиной шторку, 
Туда взираем, где блестят стекло и сталь... 
 
А позади осталось золотое детство 
И с няней старенькой неспешный разговор. 
Ах, некуда от мыслей скорбных деться, 
Как будто радость утащил из сердца вор. 
 
Признаемся, циничный вор — мы сами, 
Себя украв у собственной души. 
Смотря на жизнь усталыми глазами, 
Мы юности не помним и тиши 
 
Которая зовется «время оно»... 
Но почему нам снится иногда 
Забытая родная сторона, 
Река и поля девственное лоно? 

заметки-дня

Бедность — не порок

10 июля, 2024

С каждым новым десятилетием двадцать первого века иные русские пословицы становятся все менее понятными для соотечественников.

Перед вами, друзья, одна из них...

Бедность — не порок?

Но мы ведь прекрасно знаем, как часто материальная скудость надламывает и уничижает одновременно.

Не она ли препятствует раскрытию талантов, погребаемых под гнетом нищеты?

Не она ли мешает закрепиться добрым навыкам и, напротив, способствует распространению безнравственности?

Священное Писание удостоверяет христиан, что «жизнь человека не зависит от его имения». Нити нашего земного бытия — в перстах Господних.

Отметим, что бедность и нищета ни в коей мере не являются синонимами. Еще Ветхий Завет определял minimum minimorum* человеческого существования как кров, одежду и хлеб.

Нищета спасительна, только если она является подвигом веры — для души, ищущей совершенства во всецелой преданности Промыслу Божию.

Порок, по определению, есть произвольно усвоенный человеком страстный навык, обезображивающий и душу, и тело, лишающий личность спасительного воздействия благодати.

Бедность есть не что иное, как скудость, стесненность в средствах к поддержанию земного существования.

Это неудобство, тем не менее, ничуть не затрудняет нравственного развития; и, наоборот, способствует духовной закалке для внимательной, боголюбивой души.

Именно ограниченность в материальных благах побуждает нас по достоинству оценивать небесные сокровища.

Человеку, не обремененному богатством, свойственно искать удовлетворения высшим запросам духа в Таинствах Церкви и утверждаться в понимании подлинного назначения разумной личности — быть обителью Живого Бога.

Сам Спаситель, говоря о плевелах и терниях, заглушающих нежные ростки добродетели, имеет ввиду именно обольщение богатством, роскошью.

Последние обыкновенно производят в душе многочисленные вредные похотения, развитие которых по большей части приводит к кораблекрушению в вере.

Между тем, истинно благородной и возвышенной душе не повредит ни изобилие, ни скудость, как об этом красноречиво свидетельствует святой апостол Павел.

Таковыми были многие представители родовой русской аристократии, служившие Отечеству от избытков своих и сохранившие достоинство личности при насильственном от'ятии имений, когда вчерашние господа оказывались в условиях полной нищеты.

Итак, бедность — не порок, если мы во всем полагаем надежду на милующую и питающую нас Десницу Божию.

Стремясь еще прежде стяжания насущного хлеба к правде Христовой, мы никогда не будем оставлены Господом.

Ясность ума и сердечное спокойствие, искусство довольствоваться малым и благодарность Создателю, светлое, жизнеутверждающее восприятие действительности, участливое отношение к ближним и радостная готовность им помогать, опрятность и аккуратность, жизнь по средствам, скромность и простота в быту, умение будни превращать в праздник — далеко не полный перечень штрихов к портрету Евангельского бедняка...

Эти качества всегда были ценимы Русским народом и поныне присущи его сокрытым от мира праведникам — как чернецам, так и бельцам (инокам и мирянам), что нашло свое полновесное отражение в нашем фольклоре и литературе.

Не поклонение золотому тельцу и власти чистогана, а злато сердечной молитвы и сребро слова Божия — вот настоящее и непреходящее сокровище русского человека!

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024