00:00 Приветствие. О преподобном Несторе Летописце, повести временных лет и русской книжности, воспитывавшей благочестие.
00:03:15 О целомудрии и борьбе с плотской страстью
00:28:08 Батюшка благословите! Благодарим за цикл Ваших бесед История русской религиозной мысли, в котором были разобраны многие произведения древнерусской литературы. Как Вы думаете, может ли быть расширенное изучение древнерусской книжности в рамках школьной программы? На какие произведения особенно стоит обратить внимание школьному учителю?
00:32:07 Добрый день, Батюшка! Сейчас дети очень рано могут увидеть в интернете непристойные изображения, видео. И если ребёнок огражден от этого дома, то в школе, во дворе остаётся вероятность, что он с этим столкнётся. Как уберечь от этого детей? Как объяснить разрушающее действие страсти похоти? С какого возраста лучше говорить об этом? Заранее благодарю!
00:36:37 Батюшка, благословите! Интересно, что в «Повести временных лет» есть обращение и к второй нашей теме - рассказ о благонравии полян и зверонравии древлян и других славянских племён в отношении пола. Батюшка, как могло сохраниться у полян в дохристианскую эпоху такое благонравие: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай...»?.
00:39:56 «Повесть временных лет» - это хронологическое описание истории Древней Руси с 9 по 12 в.в.,и в ней русские князья - это прежде всего воины и защитники земли. Однако, довольно часто на протяжении текста, прп. Нестор указывает на идеалы морали и ценности той ушедшей эпохи. Он цитирует Священное Писание, вспоминает о важности покаяния, о милосердии.... В литературе Древней Руси вообще были распространены нравственные «нравоучения»: «Поучения», « Научения». Это и у прп. Феодосия Печерского, и у Владимира Мономаха. На Ваш взгляд, почему же в современной литературе этого практически не встречается (кроме сугубо православной) ? Как и на экране. Как Вы считаете, нет ли взаимосвязи ложных нынешних нарративов эпохи с общим оскудением нравственных идеалов человека и основных ценностей: любви к Родине и ее защиты, хранения семьи, хранения целомудрия и пр.?
00:42:24 1. О связи страстей между собой 2. Являются ли порождением плотских страстей натуралистичные изображения в литературе и искусстве? Например, у Бунина достаточно рассказов, передающих пагубную страсть... Не опасен ли такой опыт, скажем, школьнику? Как относиться, например, к полотнам Ренуара? Есть ли разница в изощренном описании или изображении на полотнах, или просто констатации натуры (что иногда называют чистым видением)? Не лукавство ли это? Может, лучше все отметать «под одну гребенку»?
00:45:38 Какой грех пагубнее для души: блуд или гордость? Как правило, приходя к вере, человек в первую очередь отсекает плотские грехи и даже то, что может к ним привести. Думает: вот, сейчас, стану почти святым. Но не тут-то было: с гордостью он потом борется всю жизнь, зачастую безуспешно, и уже ему на вид ставится, что «гордый »праведник« хуже блудницы... И все неудачи ему попускаются, лишь бы гордость не росла. И духовный рост его практически останавливается (да и личностный тоже), поскольку Господь ради смирения его не благословляет на значимые успехи. 2. В Повести Временных лет повествуется о святой Ольге: как она изощренно мстила древлянам до своего обращения ко Христу, о св. Владимире: что он имел 800 наложниц, будучи язычником. А потом оба они стали святыми. Можно сказать, что грешили они со вкусом, ярко, даже талантливо - а потом так же ярко и талантливо преуспевали в Христианстве. И никакой тебе »неуютной жидкой лунности" для осознания своей немощи. То есть Господь благословил их полностью победить свои страсти, духовно возрасти. Значит, у них было смирение - несмотря на высокое положение и языческое воспитание?
00:51:51 О связи чревоугодия и плотской страсти. О явлениях тёмной силы «во плоти»...
00:53:32 Какая добродетель спасительнее - целомудрие или смирение?
00:54:23 Батюшка, а правомерно ли отделение одной страсти от другой? Они ведь часто и порождают одна другую, сплетены в клубок, как змеи. Возможно ли сражение с одной страстью и при этом - примирение с другой (с гневом, с завистью, ропотом)? Каждая страсть тащит нас к унынию, отчаянию, к безверию, в конце концов.
00:55:58 О чтении Феофана Затворника, о Покаянном Каноне Андрея Критского.
00:57:06 Об обнажённом теле и противостоянии соблазну
00:59:25 Завершение. О св. мученике Несторе Солунском и «непротивленцах».
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт». О чём предупреждают эти слова Христа? Почему люди боялись исцеления бесноватых? Пришло время прочесть Евангелие дня...
5 ноября 2024 года в Центре ИППО в Москве состоялась встреча действительных членов ИППО с протоиереем Артемием Владимировым.
Отец Артемий Владимиров является известным проповедником, писателем, педагогом, духовником и старшим священником Алексеевского ставропигиального женского монастыря.
Перед началом духовно-просветительского мероприятия для гостей Центра Общества состоялась обзорная экскурсия по Музею истории ИППО, которую провёл директор Музея Григорий Маневич. Участники экскурсии, в числе которых были о. Артемий с матушкой Еленой, познакомились с историей городской усадьбы Н.А.Сумарокова - Н.А.Тюляевой XVIII-начала XX веков, побывали в приемных залах усадьбы. Директор музея Общества подробно рассказал о русском паломничестве на Святую Землю, истории создания и деятельности Императорского Православного Палестинского Общества, о жизни и делах его первых Председателей — Великого Князя Сергия Александровича и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны.