Проповедь на Евангелие от Марка, гл. XVI, ст.1-8. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 7 июля 2024.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Вновь мы собираемся с вами под сводом храма Божиего, чествуя Святых угодников Божиих, в этот раз нашей Русской Земли, ведомых нам и неведомых, явленных земному колену Церкви и утаенных от нее, но не от Бога.
И слышали сегодня свидетельство евангелиста Матфея, как Спаситель, проходя близ Тивериадского озера, призывал Своих будущих апостолов, тех, по слову которых и наши русские Святые, и мы восприняли семя слова Божия: «Приидите, следуйте за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков». Святые - это те, кто так глубоко и в такой полноте восприняли благодать Иисуса Христа, так полно предоставили Ему место в своем сердце, Воскресшему Христу, что благодать Господня, нашедши место упокоения в их душах, как преизливающаяся влага из наполненного до краев сосуда растекается во все стороны, так и благодать чрез них властно и могущественно действовала и действует, улавливая, просвещая, привлекая к Церкви Божией десятки, сотни, тысячи душ. И вот Святые это те, кто стали ловцами человеком, а лучше сказать, предоставили Христу место в своей душе, и Спаситель, свободно действуя чрез них, привлек, и привлекал, привлекает в Свои спасительные объятия бессмертные человеческие души. Нет Святого, через которого благодать Божия вот так свободно не действовала бы, не преизливалась, не являла свое призывающее спасающее действие. И у каждого из нас есть свои любимые Святые, по которым мы познали это действие благодати нас привлекшей, но не приневолившей, нас очищающей, просвещающей, освящающей.
Но мы с вами сейчас будем приобщаться Святых Христовых Таин, приобщаться Тому, о Котором Церковь поет: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос». И в нашем сердце будет место Всесвятому Господу, Слову Воплощенному, Который и вчера, и сегодня один и тот же. А значит, по Божиему замыслу, Господь хочет и через нас действовать так, как Он действует через Своих угодников. Прежде желает упокоиться в нашем сердце, чтобы мы предоставили Ему место, нерукотворенный престол, нашу собственною душу.
И еще раз обратим наш мысленный взор к Святым. Как через них действовала благодать? Через одних она действовала по слову апостола Павла: мы благоухание Христово во спасающихся. Это благоухание смирения и чистоты. И древний подвижник Исаак Сирин говорит: можно вообще ничего не говорить, но если в твоем сердце почивает Христос и являет это благоухание смирения и чистоты, люди, соприкоснувшись с таким молчальником, почувствуют непреодолимую силу, которая будет влечь их к Искупителю. А в других Господь явил Себя как Свет. И мы слышим эти простые слова Евангелия: да просветится Свет ваш – это Христос Воскресший, да видя благие дела ваши, – то есть видя красоту этого несозданного Света, окружающие прославят Отца вашего, Который на небесах. Вот преподобный Серафим так тихо светился в саровских лесах, что вся России приходила к нему и уносила оттуда частицу этого света. А в ком-то Христос действует как невозмутимая и непостижимая кротость. Мы часто слышим эти слова: «Вы, духовные, исправляйте таковаго духом кротости». Кротость ваша да известна будет всем человекам. Блажены кротции, ибо тии наследуют землю. И если в причастнике действительно царствует Христос, и причастник укрощает свои помыслы и страсти, и бывает кротким, и тихим, и мирным, то свершается чудо, и самые сложные натуры, его сродники, ближние или дальние, меняются в его присутствии, потому что Сам Христос их обымает чрез причастника, носящего в себе смирение и кротость.
А в ком-то Христос действует, как Слово, в Иоанне Предтече, все что он ни сказал, записано на скрижалях мировой истории: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Господи, я недостоин развязать ремни обуви Твоей. Се секира при корене древа лежит. И слово наше бывает сильно и помазано Духом Святым, как говорит апостол: слово ваше да будет назидательно, да будет приправлено солю, если мы сохраняем молитвенный дух в общении с людьми.
Так что будем причащаться Святых Христовых Таин, зная и веруя, что Всесвятой Господь входит в наше сердце. И нам ничего не остается, как только выполнить Его заповедь: будьте святы, потому что Аз Свят есмь. Будьте милосердны, ибо Отец ваш Небесный милосерд есть. Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.