проповеди

О сохранении причастниками неистленного семени Слова Божия

30 октября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл.VIII, ст. 5-15. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 29 октября 2023.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Каждый раз, дорогие братья и сестры, когда мы слышим евангельское слово на Божественной литургии, мы применяем его к себе, молимся, чтобы оно, как семя, раскрылось в глубинах нашей души. И притча о сеятеле, который мещет семена, и иное семя склевывается хищными птицами; другое, дав рост, усыхает по причине каменистой почвы; третье заглушается терниями; и лишь четвертое, сохраненное в доброй, прогретой, разрыхленной почве прорастает и умножается, именно эта притча, завершающаяся словами: имеющий уши да слышит – имеющий ум да разумеет, подготавливает сегодня к тому, чтобы воспринять неистленное семя слова Божия, как апостолы говорят о Господе и Его благодати.

Мы порождены не похотью мужеской, но семенем слова Божия, семенем небесным и, будучи рождены в вечность в Таинстве Крещения, именно в Святой Евхаристии принимаем Слово Божие, Слово воплощенное – принимаем Плоть и Кровь Христа Искупителя, в которых и за которыми скрывается полнота Его Божества, так что причастник становится весь объятым Божеством. И не только так, как говорят не знающие дела, светские люди: Бог в моей душе. Бог не только в моей душе, Он и в моем теле, в каждой клеточке моего тела, Он почивает в моем духе, Он и внутри меня, и вне меня. Как утробный младенец составляет неотъемлемую, но самостоятельную часть материнского организма, и тот объемлет младенца, при том что изнутри питаем младенцем кровью матери, так христианин, приобщающийся с покаянием, верой и любовью, вступает в непредставимое для человеческого ума единение со Христом, становится единым с Ним, Его членом, слышит Его дыхание в себе.

А Христос Спаситель изнутри нас самих, в нас царствуя, нас видит, слышит, изнутри, вдохновляет, освящает, сообщает нам Свою бессмертную жизнь, и сбываются на благоговейном причастнике утешительные слова Спасителя: «Тот, кто вкушает Плоть и Кровь Сына Человеческого, жить будет Мною». Как вот иным кажется, что они живы только благодаря насущному хлебу, или благодаря тому, что дышат воздухом, или благодаря тому, что на них падает свет и тепло, так христианин, участник Тайной вечери, знает: да, безусловно, земное мое существование поддерживается этими стихиями – землей, воздухом, огнем, водой, но живу-то я Христом, живу для вечности, уже здесь, на земле, находясь в спасительном единстве с Богом. Главная забота моя – это единство не потерять, не ослабить, не расторгнуть. И об этом говорит наша сегодняшняя притча. И ее-то осмыслив, мы должны приступать к Святой Чаше с огненным стремлением сохранить, а не потерять, умножить, а не расточить, памятовать, а не забыть ту милость вышеестественную, которой Господь нас удостаивает.

Итак, семя брошено сеятелем, но попадает на дорогу, и птицы склевывают его. Так бывает со всеми невнимательным, неверующими, к кому приходит диавол и выкрадывает Божественную благодать. Ну среди нас неверующих нет, а вот невнимательные – все мы. И оказывается, что причина потери Божией благодати заключается в том, что в нас нет сосредоточенного внимания, обращенного ко Христу, нет в нас вот этой живой и зрячей веры, которая бы нам помогала общаться с Господом Богом, нас посещающим. И причастник должен хорошенечко заранее приготовиться: «Я становлюсь сотелесником Господа, Господь Иисус Христос во мне, и я в Нем. Господи, дай мне превратиться в херувима многоочитого». Мы об этом на литургии так и поем: мы, как херувимы, тайно собой образующе херувимов, отложив всякое попечение, воссылаем песнь Богу.

Итак, причастник должен иметь око души, обращенное внутрь себя. Да, общаемся с людьми, да, исполняем необходимые обязанности как сродники и по дому, да, мы члены земного сообщества, но после причащения главное мое занятие – это поклонение Отцу в духе и истине, это общение с Воскресшим Христом, это обращение к Нему, это разговор с Ним, молитва к Нему, благодарение Его – лицем к лицу, от уст к устам, от сердца к сердцу. Христос Воскресший по причащении ближе мне, чем родная мать, чем воздух, которым мы дышим, ибо Он соткал меня, сотворил меня и пришел ко мне, и держит меня, как младенец в руках родительских находится. Вот противоядие против рассеянности, невнимательности, неразумия, маловерия… чтобы диавол, который обязательно придет наведаться: что там причастник? Дом его выметен, вычищен, Христос Спаситель его своим светом освещает, зайду-ка я сейчас в какую-нибудь дверь и разорю все это благолепие, если у него, у причастника, нет ни ума, ни веры, ни сосредоточенности, ни понимания, что с ним творит Господь в Таинстве Причащения.

А вот еще семя, упавшее в каменистую почву. Иные с радостью приемлют, говорит Христос, но корня не имеют, и настанет скорбь, гонения за слово – отпадают. Мне кажется, что речь идет о людях, не имеющих благодарности к Господу. Это беда. Если у нас нет благодарности, не взрощена она, не испытываем благодарности ни к родителям, умудряемся даже их осуждать, ни к тем, кто нас воспитывает, наставляет, а в результате не имеем благодарности к самому Небесному Отцу, Который нас как детей хочет собрать под Своим крылом. Не имеет благодарности, безусловно, человек любопытный, которому нужно знать все и вся вокруг себя. Не имеет благодарности человек с потребительским устроением: вот я причастился, а сейчас начну собирать свой урожай – этого укорю, у этого попрошу, за этим пойду. Беда для человека потребителя, который поверил Хрущеву, сказавшему, что будущее поколение будет жить при коммунизме и из рога изобилия глотать и давиться материальными благами, которые в конце концов удушают человека и делают его обезьяноподобным.

Итак, причастившись Святых Христовых Таин, нужно усиленно в себе эту благодарность развивать, благодарить. И мне кажется, начинается она с того, чтобы самому прочитать благодарственные молитвы. В храме, конечно, послушаешь, но так они читаются – поскорее бы служба закончилась, осталось только правило прочитать, так вполуха слушаются, не доходят ни до ума, ни до сердца. Вроде дело сделано, а в душе Господь пребывает и остается неузнанным, одиноким, оставленным. Он нас обнимает, а мы уклоняемся от объятий. Благодарение – это особая духовная культура, христианское трудничество. «Господи, благодарю Тебя, Ты допустил меня до Святой Чаши, Ты осенил меня благодатью, Ты простил мне бесконечные мои согрешения, Ты даровал мне силы не повторять то, во что я вляпался вчера. Ты обновил меня, Ты дал мне ясный ум, мирное сердце, даровал мне силы к несению креста, даровал мне любовь, которую я хотел иметь, но не имел. Какое счастье, какое блаженство, я самое счастливое создание на земле. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Сейчас пять минут отдохну и опять повторю эти слова». И тот, кто так благодарит, подбрасывает полешки в сердечный костер, действительно пожинает плод во сто крат умноженный. А вот кто не имеет корня, кто потребитель по жизни, настанет какая-то скорбь – кто-то его пихнет, кто-то его обойдет, чего-то ему не достанется, – и кипит наш разум возмущенный, душа оставила Христа, ушла на страну далече, и заканчивает день во тьме, как будто бы и в храме Божием не была.

Итак, внимание и сосредоточенность, усилия к благодарению, так чтобы возвращаться к нему и через час, и через два. И еще кое-что. Семя падает в землю, но вот терния возрастают – заботы о удовольствиях, чувственные удовольствия, всякие хлопоты – и семя остается угасшим. Речь идет, конечно, о недостатке жертвенности. Любовь жертвенна. Если ты любишь человека, то о нем заботишься, ему служишь, о нем помнишь, разведываешь, что ему надобно, как его удовлить, как его утешить – усилия и труд любви. Мы с вами причастники, должны памятовать: внутри нас Человек, Богочеловек – Христос, Которому мы призваны служить и служить жертвенно, не допуская, чтобы наше сердце отвлеклось на что-либо чувственное, на что-либо, что притягивает нас своими щупальцами в этом мире. Мы как невеста, обручившись жениху, не должны ему изменить с первым попавшимся. Увы, вот эти первые попавшиеся начинают толпиться вокруг нас – помыслы, мечтания, искушения, пожелания. И невеста срывает с себя брачное одеяние, поворачивается спиной к Царю и Богу своему, и остается обесчещенной. Не к этому призывает нас Господь, но к тому, чтобы в теплом и добром, чистом сердце до вечера сохранять внимательность, горячую молитву благодарения и служить Христу, служа ближним. Действительно, бескорыстно делая добро, с внутренней молитвой, мы становимся родными Господу, и Он действует в нас, умножая Свою благодать в тридцать, шестьдесят и во сто крат.

Так что мало причаститься. Важно, причастившись, хорошенько потрудиться, чтобы душа действительно стала счастливой и блаженной в Воскресшем Христе. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024