проповеди

Молчание пред лицем Господа

30 октября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Иоанна, гл. XXI, ст.1-14. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На всенощной, 28 октября 2023.

Поздравляем всех с днем воскресным, с памятью святителя Иоанна, митрополита Тобольского, и мученика Лонгина Сотника, при Кресте стоявшего. Завтра, по обычаю, две Божественных литургии, поздняя здесь, в храме Всех Святых.

Многие слышали, что в воскресенье вечером матушка игумения приглашает желающих помолиться вместе с духовенством и сестрами обители в Преображенском храме кафедрального собора Христа Спасителя – с пяти вечера всенощная. Мы будем свершать эту службу в воспоминание перехода или переноса обители Алексеевской с холма Чертолье в Красное село. В этот день празднуется икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». С этой иконой связано и счастливое избавление государя Александра III от злодейского покушения на жизнь Августейшей Семьи при железнодорожной станции Борки. Увы, не сохранился, был уничтожен величественный памятник государю-миротворцу, Александру III, который стоял как раз пред главным входом в храм Христа Спасителя. Будем надеяться, что этот памятник восстановлен будет тщанием русского народа, как замечательный памятник Александру II, освободителю, стоит там же, близ храма Христа Спасителя. Итак, приглашаем всех на всенощную в воскресенье, кто желает помолиться в величественном нижнем храме кафедрального собора.

Мы, по доброму обычаю Церкви, соберемся на Божественной литургии, как говорили римские христиане, в день Солнца или, как говорили христиане из иудеев, в первый день от субботы, чтобы славить Воскресшего. А сегодня обратим внимание, как Господь, явившись Своим ученикам на Тивериадском озере, узнанный прозорливым Иоанном Богословом, всегда сохранявшим в сердце молитву и любовь к Спасителю, пригласил учеников, едва лишь те с трудом доплыли на своих лодках, перегруженных рыбой, счастливым уловом, пригласил потрапезовать, ибо вот, на берегу уже горел костер, жарилась рыба и подле лежал хлеб. Вот эта нерукотворенная трапеза была знаком Божественного попечения, отцовской любви Творца в отношении Своего творения. И замечательно, что Сам Господь, подошед, служил ученикам и по воскресении, как это делал на Тайной вечери, препоясавшись, умыл им ноги, а здесь преподает им рыбу и хлеб, ласково назвав их детками, что отмечено в русском переводе, и в славянском – чадца. Мы умозаключаем из этого свидетельства, какой у нас Господь, – так восклицал преподобный Силуан Афонский, – милостивый, любящий, кроткий, ласковый. Таков же и Дух Святой Утешитель, Которого Господь дает исполняющим Его заповеди.

Обратим внимание, что апостолы – притихшие, осененные благодатью, узнавшие Своего Учителя, Который в неземном величии, однако как истинный человек им служил, не смели Его вопросить: кто ты? Ибо духом знали, что это Он. И поэтому трапеза свершалась в полном молчании. Должно быть, именно на этом явлении Воскресшего сбылось пророчество царя Давида, в Псалтири находим такую заповедь: «Упразднитесь и уразумейте, яко Аз есмь Бог». Апостолы действительно упразднились от своих всенощных, бесплодных поначалу трудов, уразумев, что пред ними их Господь и Бог, их Творец и Спаситель. И «…не смеяху вопросити Его ни о чем…». И это Спаситель предсказывал ученикам: «В тот день возрадуется сердце ваше, – обращался Спаситель к ученикам, сидевшим на Тайной вечере со скорбью, ибо Господь говорил им о Своем отшествии, – и не спросите Меня ни о чем».

Это не просто состояние молчания, но это состояние некоей внутренней полноты сердца, полноты, источником которой является Христос, ибо Отцу благоугодно было, чтобы в Нем обитала полнота Божества телесно. То есть Сын вочеловечившийся, воспринявший нашу природу человеческую, есть истинный Бог. И вот это Божество – вечное всеблаженное, всеобъемлющее, непостижимое Божество Сына сияло в Нем и до, и после воскресения. Но особенно явственно это было апостолам по воскресении, когда человеческое естество воскрешенное уже было лишено тех естественных неукоризненных немощей, что были ему свойственны до крестной смерти и воскресения. Итак, апостолы были осиянны Божеством, подобно тому, как трое на горе Фавор находились в светлом облаке, были пронизаны Божеством и находились в каком-то неземном восторге, и не могли ничего сказать, кроме одного: хорошо нам здесь быти.

Думается, что в этой трапезе, на которой воскресший Спаситель удостоил учеников, собственными руками их кормил и питал, изображено, так сказать, самое совершенство внутренней жизни христианина. К чему стремиться? Наверное, трудиться как апостолы. Пусть наш труд будет внешне безуспешен, безрезультативен, сами мы от себя ничего не можем, однако трудиться должны во свидетельство нашей веры, верности Христу. И таковы часто представляются нам наши молитвенные труды. Наверное, спроси прихожан, три четверти: как ваша молитва? Так русские люди друг друга приветствовали в XVI веке. Большинство сказали бы: «Чего?» Кто-то сказал: так себе. Кто-то сказал: «Никак». А кто-то бы сказал грубовато: «Вы о себе лучше расскажите». Между тем как молитва и молитвенная жизнь наша – это главный труд и, если человек свершает его со страхом и трепетом, со смирением и незлобием, постоянством и особенно вниманием, с благодарением и доверием, Господь даст молитву молящемуся.

И в завершение этой молитвы будет именно то, что испытывали апостолы и что испытывает всякий христианин на Божественной литургии по причащении Святых Христовых Таин. Когда наш дух, просвещенный Божественной благодатью, знает: это Господь. Не в вихре, не в землетрясении, не в огне, а в тихом веянии мира, смирения и любви. Тогда у человека не остается никаких вопросов ко Господу: почему, за что, как скоро, что же это такое, что со мной происходит, что со мной будет? Нет, когда Господь являет нам полноту Своего присутствия, а мы можем вместить эту полноту, тогда человек совершенно счастлив и блажен, он затихает, как младенец на руках родителей своих. И уходят все мысли, все мечтания, все недоумения, остается только одно внутреннее: «Иисусе Христе, слава Тебе!» Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024