28:13 Нет ли духовной опасности в том, чтобы излишне заострять внимание на телесном здоровье? Как жили наши предки.
34:13 "Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ея во вне в настоящем мире. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души, – пишет св. Феофан Затворник. – Телесные подвиги нужны, потому что тело служит седалищем страстей. Не смиришь плоти – не будешь иметь успеха в преодолении страстей». Батюшка Артемий, как люди побуждают душу к телесным подвигам? Можете ли привести примеры?
36:44 Батюшка, оцените, пожалуйста, русские поговорки по теме питания из словаря Даля. Соответствуют ли они православному пониманию аскетики?
39:40 Батюшка Артемий, что такое священное безмолвие души и тела, о которых говорил Иоанн Лествичник?
45:53 Кто-то писал, что если у человека психологические проблемы, то с духовным преуспеянием не получится. Так ли это? Т.е., например, у человека тайные страхи перед отношениями с противоположным полом, а он это переводит в то, что, вроде, он ради Христа живёт в чистоте, - но не преуспеет, потому что это не настоящее, а он так свои проблемы прячет от себя самого. Правильно ли это суждение?
48:02 Отчего Евангелие глубже и яснее открывается при чтении на церк.-слав. языке, а Апостол - в переводе на русский? Во всяком случае, так происходит у меня. Благодарю.
40:27 Батюшка, поклонение Кресту Господню – это почитание подвига Христа, почитание воплотившегося Творца, избравшего крест знамением победы над грехом и смертью? В воскресном евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) «Нести свой крест» — значит смиренно принимать волю Божью в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия? Чин выноса Креста Господня, совершаемый в храмах в субботу во время вечернего богослужения, и поклонение ему призваны воодушевить и укрепить верующих к продолжению Поста.Имеет ли поклонение Кресту также значение укрепления верующих в несении своего креста в течение земной жизни, то есть в умении жить, смиренно принимая волю Божью и стремясь к соблюдению заповедей Христовых?
41:30 Батюшка, а как понять, что вот этот Крест - твой? И не мечтать о монашестве, а смириться в миру? И не добиваться-что-есть-сил замужества, а принять одиночество как благо и путь? И не ставить смыслом художественное призвание, а с радостной благодарностью трудиться в конторе?. Как не вцепляться в чужие Кресты, чтобы потом страдать и обижаться на всех?
48:50 Интересно, что исход народа Божия из Египта начался с Пасхи и победы над фараоном. Это как бы «призывающая благодать». А потом - пустыня на 40 лет, искушение золотым тельцом, плотскими игрищами, рябчиками, воспоминанием «мяс египетских», змеями... . И прообраз знамения Креста - вознесённый медный змей. Интересно, что Моисей, изучивший как сын дочери фараоновой все египетские науки, полностью отринул их, получив от Бога совершенно иное ведение о мире, которому и учил народ. Наверно, змеям можно уподобить лжеучения, вообще человеческие, египетские (и содомские) знания о мире. Может ли простое взирание на Крест преодолеть нашу зависимость от них? Или нужны какие-то усилия в совести и уме?
50:15 Не раз читала в разных вариациях, и не только у церковных авторов, что скорби, потрясения делают нас сильнее. А если нет? Если человек становится «изломанным», появляются психологические и духовные проблемы (страхи, озлобление, уныние)? (Условно, слабый человек выбирает путь поглаже и аккуратно идёт, чтобы не упасть, а обстоятельства его «роняют»). Для чего Господь это попускает? (Не в смысле претензии к Богу, а что Он хочет этим сказать человеку, чего достичь).
54:00 А если жизненный крест человека представляет собой борьбу всю жизнь, полезно ли это? Полезно ли для души и тела жить в вынужденной целожизненной борьбе? Когда человек измучен, надломлен, живет в постоянном круглосуточном стрессе. Он хочет мира и покоя душе, а мира нет. Полезно ли это, когда по причине непрекращающейся борьбы потеряна свежесть чувств, наивность, детские черты души, а есть постоянная позиция обороны и некий «надлом »?
58:19 Господь - мудрец, Господь - творец, Ему ли задавать вопросы? И лишь глупец или подлец,Не контролирует запросы. На Господа должны мы уповать, Ему лишь только доверять! Не сможем мы скудны"м умишком, Понять весь замысел Творца.И ты, и я, мы все часть МИРА, Но почему – то иногда, Грубим, хамим, не замечаем. Гордыню тешим, своё Я. И забываем, что никчемны, И забываем мы Христа. Его любовь, его смиренье, Его заветы и дела.И тешим лишь свою гордыню, «Великое» свое лишь Я. Неси свой крест, не задавай вопросы, На них ответ найдем тогда, Когда с любовью безвозмездно, Возлюбим Господа Христа! Спасибо, Батюшка, за тему, Здоровья, долгие лета!
59:25 Все мы правильны, все мы праведны И смиренны до мозга костей. Все мы дышим и лаской и ладаном, С тем, кто в рай нас ведёт, как детей. Мы до смерти хотим быть хорошими, Но плохого - ату - загрызем. И душа наша злом запорошена И затоптана злом в глинозём. А Добро веет белыми крыльями, Умирает за нас на Кресте, Верит нашим бессильным усилиям, Ждет в раю, как заветных гостей.
01:01:40 Гончаров писал свой роман «Обломов», имея именно это в виду: некую надломленность человека, указывая на это самой фамилией героя. Надломленность, так изменившую личность человека, что он не способен был создать полноценную семью и полноценно жить. И в конце концов был сломлен и умер. Живет человек с таким крестом - либо постоянная борьба и от нее надлом, либо по каким-то другим причинам духовный надлом. А полезно ли это для души и для личности? Ведь личность остается нереализованной, «непроявленной», в т.ч., в своих талантах.
Есть ли национальность у террористов? Допустимо ли снятие моратория на смертную казнь? И что делать с мигрантами? О предстоящем празднике Благовещения и Пасхе, которая наступит несмотря ни на что, мы поговорим с протоиереем Артемием Владимировым