Проповедь на праздник Сретения Господня. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На Литургии, 15 февраля 2025.
Смотреть на YouTube
Смотреть на VK
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.
Проповедь на праздник Сретения Господня. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На Всенощной, 14 февраля 2025.
Смотреть на YouTube
Смотреть на VK
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.
Радиоэфир 14 февраля. В этот день в 1855 году родился писатель Всеволод Гаршин.
Это был очень необычный человек, отмеченный многими талантами и, прежде всего, литературным талантом. Человек мягкий, кроткий, никогда не вписывавшийся в общие рамки. Он, наподобие героя Фёдора Михайловича Достоевского князя Мышкина, отличался удивительной открытостью и ранимостью души. Сострадание и сопереживание человеку вообще, и каждому ближнему, которого он видел перед собой, было его основной характеристической чертой. Весь пафос его коротких рассказов, преимущественно он в этом писательском жанре себя проявил, заключается в неприятии зла, непримиренности с ним. Он не мог примириться с войной, как с явлением. Это в какой-то степени роднит его со Львом Николаевичем Толстым. И при том, что добровольцем он во время Балканской Великой Освободительной войны, в которой Россия доставила свободу братьям-славянам, будучи волонтёром-офицером разделял с простыми солдатами все тяготы их жизни и вызывал у них искреннее удивление своим заботливым о них попечением.
Проповедь на Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На Литургии, 12 февраля 2025.
Смотреть на YouTube
Смотреть на VK
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.
Тема вопросов: «Где и как найти тебя, о Христово смирение?».
Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 8 февраля 2025.
Смотреть на YouTube
Смотреть на VK
00:36:18 Можно, наверное, говорить о смирении:
00:38:30 «Одной из форм лжесмирения, наименее приметной для людей, является смиреннословие или показное смирение в словах. Смиренословие — форма скрытого тщеславия, выражающегося в словах самоуничижения перед людьми, когда человек притворяется смиренным, чтобы другие люди подумали о нём как о подвижнике, обладающем высокой духовной мерой». Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф.6:1-6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам...». Так какое внутреннее, невидимое состояние человека будет истинным смирением?
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.
Дышавший радостной любовью ко Господу Иисусу Христу священномученик Игнатий был, по преданию, тем самым мальчиком, которого Спаситель поставил в пример апостолам как образ подлинного смирения.
Брошенный в римском Колизее на съедение львам, святитель Игнатий мученически предал душу Богу.
Хищные звери почему-то не тронули его сердце. Разрубленное пополам римским воином, оно издавало таинственное сияние.
То светилось имя Иисуса Христа, которое было неизъяснимо запечатлено на стенках сердца!
Вот указание для нас — со вниманием, на всякое время и во всяком месте, с благоговением призывать - «святить имя Божие» - в глубинах нашего духа.
Незримая лампада Иисусовой молитвы да озаряет земной путь каждому ученику Христову, указывая дорогу к совершенному и спасительному единению с Создателем…
Дышавший радостной любовью ко Господу Иисусу Христу священномученик Игнатий был, по преданию, тем самым мальчиком, которого Спаситель поставил в пример апостолам как образ подлинного смирения.
Брошенный в римском Колизее на съедение львам, святитель Игнатий мученически предал душу Богу.
Хищные звери почему-то не тронули его сердце. Разрубленное пополам римским воином, оно издавало таинственное сияние.
То светилось имя Иисуса Христа, которое было неизъяснимо запечатлено на стенках сердца!
Вот указание для нас — со вниманием, на всякое время и во всяком месте, с благоговением призывать — «святить имя Божие» — в глубинах нашего духа.
Незримая лампада Иисусовой молитвы да озаряет земной путь каждому ученику Христову, указывая дорогу к совершенному и спасительному единению с Создателем…
11.02.2025.
Жизнь день ото дня становится все более лукавой и жестокой... Плохо, когда к этому привыкают взрослые, но гораздо страшнее, если наши дети перестают видеть вокруг себя проявления человеческого добра и любви. Умение созидать "детский мир" — великое и тонкое искусство. Это область творческая, захватывающая и мысли, и слова, и поступки. Сказка — необходимый литературный жанр в деле "воспитания чувств". Все замечательные сюжеты нам давно известны. Не будем робеть, если обстоятельства побуждают нас к распространению и изменению их, в надежде на понимание прежних сказочников, уже отошедших в лучший мир...
Прекрасна поздняя весна, Как нерасказанная сказка! Тепла, светла и весела. Любезна людям ее ласка — Прохладный тихий ветерок И освежающие росы... Пришел и сказке нашей срок — Мы вас послушать ее просим.
В один погожий ясный день Родительница кличет дочку: "Скорее шапочку надень, Вот пироги в лукошке. Срочно В деревню к бабушке ступай Знакомою тебе тропинкой. А ближе к вечеру, на чай, Мы ждем тебя! Смотри, корзинку Ты ненароком не оставь"... — Дитя к груди мать привлекала, Благословенье преподав, За тын девчушку провожала.
Немедля дочь пустилась в путь — Лежала через лес дорога... Уж полдень. "Хочется вздремнуть, Пора мне отдохнуть немного". Лужайку девочка нашла, Лукошко наземь опустила, И в нежные об'ятья сна Упав, на мураве почила.
Прошло, быть может, с полчаса, Ресницы дрогнули девчушки. С улыбкою раскрыв глаза, Увидела дубов верхушки И, сквозь дрожащую листву, Лучи полдневного светила. На девственном лесном лугу Неслышно хоровод водили Рожденные землей цветы: Ромашки, синий колокольчик, Шалфей, шиповника кусты; А у ручья, средь мягких кочек, Склонило стебли над водой Семейство незабудок нежных... Цветы шептались меж собой. И только ландыш белоснежный Молчал, зеленые крыла, На землю опустив устало. Отроковица ото сна, Ее сковавшего, воспряла И, удивления полна, С цветами завела беседу, Забыв, что бабушка ждала Ее с гостинцами к обеду.
Пред девочкой — в льняных жабо Ромашки, встав на ножках тонких, Качаются... "А отчего У вас, сияет, словно солнце, Середка? Ваши лепестки Как будто, сотканы из снега..." Смеясь, ответили они: "В нас нет печали, нет и неги — Мы оду радости поем И знаем вкус благодаренья. Достоинство свое блюдем — В том нам порукой — оперенье."
"Ах, колокольчик, ты грустишь, Соцветье приклонивши долу? Вокруг тебя покой и тишь, Молю, промолви только слово..." "Нет, девочка, я не грущу — Смирение душе любезно. В дар принял синюю парчу Для будничной своей одежды От неба... Так с тех пор живу И знаю — миром правит милость! Поверь, родная, наяву Со мною это приключилось."
Отроковица у ручья Речь обратила к незабудкам: "Простите, милые друзья, В лазурных платьицах малютки! Позвольте, я задам вопрос: Ручья вы внемлите журчанью? Какую весть он вам принес? Прошу, поведайте мне тайну!" "Хрустальный шепчет нам ручей Одну "таинственную сагу" — Что кротость с нежностью сильней Бывает гнева и отваги; Что деликатность у друзей Редка, но тем и драгоценна. Ты, полюбив ее, лелей Как первозданный цвет весенний".
Продолговатое крыло Скрывало "ландыш серебристый", А чепчик оттенял лицо Своею кромкою ребристой. "Зачем ты прячешься в тени, Росой прозрачной освеженный?" "Я девство должен сохранить Ведь с детства Богу посвящен я. А потому один таюсь Под сенью крыльев херувимских. И за тебя я помолюсь — Дитя, цени свою невинность! Она, крылами за спиной Раскрывшись, устремляет в небо. Душа твоя пусть образ мой Запомнит и тихонько следом Идет... Прощай", — кивнув главой, Цветок вдруг уронил росинку. Звук мелодичною струной Привел в дрожание травинки.
Шиповник девочку привлек Душистым, стойким ароматом. Стрекоз и бабочек полет Казался праздничным парадом Над розовым от лепестков Кустом, и пышным, и колючим. "Хотя по виду я суров, Но это только на тот случай, Когда сорвать мои цветы Кто вздумал бы без приглашенья... Не из проказниц, вижу, ты, И, потому, прими ученье: Желаешь счастья — всем добро Твори, с молитвой неустанной, Не бойся расточать тепло, Как я — нектар благоуханный...
Читатель спросит: "Где же волк, Необходимый для развязки? Мы помним: серый уволок Дитя из нашей, русской, сказки, В свой мрачный, непролазный лес... Все это время у лужайки, Имея шкурный интерес, Волк, внешне безобидным зайкой, В орешнике густом сидел Цветов внимая откровенью; И... умягчившись, расхотел Похитить жертву для с'еденья! На клацанье его зубов, Без страха шла отроковица... "Дружок, не хочешь пирожков?" — Спросила, приподняв ресницы. "А с чем, девчонка, пирожки?" "Одни с малиной, часть — с повидлом. Дружище серое, возьми, Откажешься — мне не обидно. Ты — волк — привык к другой еде, Ты, всем известно, плотоядный. Но не читала я нигде, Что при общенье... — столь приятный." Сглотнув слюну, смутился зверь И всею пастью улыбнулся: "Я буду есть траву, поверь, — Не зайчик ли во мне проснулся?" Хвост опустив, к себе домой, Ушел, голодный, но счастливый. Зато остался волк живой — Охотники стреляли мимо...
О прочем умолчу, друзья: Как бабушка пошла навстречу И, внучку скоро у ручья С лукошком старым заприметив, Ее ни в чем не укорив, Тропинкой проводила к маме. С вареньем из садовых слив Попили чаю... А с цветами Неспешный, милый разговор Навек запомнился девчушке. Ромашек белых чудный хор Еще звенит на той опушке...