Беседы с батюшкой от 12 марта 2023. Ответы на вопросы.
Сегодня в гостях протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря (г. Москва).
– Телезритель пишет, что в пост решил читать труды Аввы Дорофея и «Лествицу» Иоанна Лествичника, но как-то сложновато все идет. В какой момент своего духовного развития необходимо переходить на такую литературу?
– Все определяется мерой любви человеческой души ко Христу. В нашей жизни во Христе главное – надмирная Господня благодать, исходящая из непостижимых недр Божества и осеняющая душу верующего христианина. Святой Василий Великий вслед за Антонием Великим говорит о том, что христианин должен быть окружен, напоен, освящен этой невидимой Божественной силой. Святые отцы независимо от того, для кого писали, какой подвиг проходили (безмолвничество, отшельничество), обращались ли к пастве, как святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, – все дышали Божественной благодатью, которая их назидала, наставляла, была украшением их духа. Каждый из них писал не об отвлеченной теории, не о каких-то нравственных ценностях, но говорил о том, что по примеру Иова Многострадального ощущал в ноздрях своих. Речь идет о союзе с Божьей благодатью. Соответственно, если душа христианина стремится с верой, любовью, покаянием, горячностью (в хорошем смысле слова) вслед за Христом, то, прикасаясь к святоотеческим творениям, писаниям, апостольским Посланиям, евангельскому повествованию, все ей будет по плечу, не в тягость, а в радость. И напротив: если мы, как это, к сожалению, часто бывает, не поделили между Христом Искупителем и миром, манящим нас своими земными приманками, то поневоле будем засыпать, читая сотницы о любви Максима Исповедника или «Триады в защиту священно-безмолвствующих» святителя Григория Паламы. Давайте будем как Петр, который в ответ на вопрос Господа: не хотите ли и вы отойти? – ответил Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни.