Фильтровать по тематике:

проповедибеседыonlineтелепередачистихиТВ-СПАСвстречизаметки-дняурокиinstagramТВ-СОЮЗдуховная-телеграммасловаРАДИО-ВЕРАрадиоэфиро сердечной молитвеновостиВКстатьи
проповеди

Причастник, будь ведо’мым и ве’домым Твоим Спасителем!

04 декабря, 2024
00:00
00:00

Проповедь перед причащением Святых Христовых Таин в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме Алексея человека Божия Алексеевскогомонастыря. На Литургии, 4 декабря 2024.

Смотреть на YouTube

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

проповеди

Святая Святых в глубинах человеческой души

04 декабря, 2024
00:00
00:00
беседыonline

Поприще Рождественского поста

04 декабря, 2024
00:00
00:00

Тема вопросов: «Борьба с гордостью и тщеславием».

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 30 ноября 2024.

Смотреть на YouTube

  • 00:00 Приветствие. О прохождении Рождественского поста. О гордости. О тщеславии. О святителе Филарете Московском.
  • 00:28:24 Стихотворение о святителе Филарете Московском
  • 00:30:33 Ответы на вопросы
  • 00:30:34 Батюшка, благословите! Как понять, не примешивается ли тщеславие к твоему творчеству, твоим трудам? Или оно примешивается всегда, но не надо из-за этого прекращать творческих усилий, а продолжать работу, отсекая тщеславие?
  • 00:31:43 Как за этим следить?
  • 00:32:22 На каких примерах можно учиться этой борьбе?
  • 00:33:54 Что является неложным признаком победы над тщеславием?
  • 00:35:33 1. Я правильно понимаю, что гордость есть почти у всех, но проявляется по-разному: один лезет вперёд, а второй встаёт назад, чтобы его не сочли гордым. Кто-то покорен правилам - и самовольно командует другими, заставляя исполнять их. Один спорит с духовником, а другой норовит ответить на вопрос за него (пример из аввы Дорофея). Один унывает, другой пышет энергией от самодовольства. И т.п. 2. И как избежать реальной гибели от гордыни, если она подкрадывается отовсюду? Даже очень искренний человек, подвижник, может впасть в ересь от своих домыслов.
  • 00:38:41 3. В духовной жизни важно познать себя: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения», « Познавший свои грехи выше видящего ангелов». В то же время, мы стараемся скрывать от себя свои страсти - чтобы не пасть. Например, по-бытовому терпеть не можем некую категорию людей, но с духовной жизнью это не соотносим, просто стараемся не думать. А если соотнесем - получаемся великие грешники. Так что, лучше не думать «в опасную сторону»? А как же тогда самопознание?
  • 00:42:20 А говорят, искушения попускаются именно для того, чтобы страсти вышли наружу.
  • 00:44:24 Батюшка, какие главные признаки тайной гордости? Уныние, оставление благодатью, неверие и тайное недоброжелательство?
  • 00:47:53 Дорогой батюшка Артемий, помнится, Вы рассказывали о святом, который платил людям деньги, чтобы они ругали, оскорбляли его. Напомните, пожалуйста, о ком шла речь. Интересно. Но разве оскорбления, купленные за деньги, могут по-настоящему развить смирение и помочь победить гордость? Больше похоже на развлечение.
  • 00:51:43 1. Батюшка, как стяжать в себе искреннюю простоту и ничего о себе не мнить? Считать себя обыкновенным, ничего не значащим существом. Не думать о себе ничего особенного. Ни в чем не считать себя лучше или превосходнее других – не только в отношении какого-либо земного преимущества, но и в отношении духовности, стяжания благодати. 2. Тщеславие (ищешь славы не перед людьми, а перед собой) примешивается почти к каждому доброму поступку, хорошо выполненному делу. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» - об этом вспоминаешь только тогда, когда поймаешь себя на тщеславии. Укоряешь себя. Какие ещё способы борьбы посоветуете, Батюшка?
  • 00:53:31 Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорил, что утаивать добрые дела надо прежде всего от своего собственного самомнения и тщеславия. А как это сделать? 3. При наличии гордости и тщеславия умом понимаешь, что ты совсем не то, что о себе мнишь. Как это понимание своей малозначимости донести до сердца?
  • 00:55:17 Батюшка, а как связаны трусость и гордость? Ведь трусость - это совсем не смирение...
  • 00:57:55 Батюшка, как бы Вы объяснили такое явление? Вот борешься с чем-то или кем-то неправым, из последних сил доказываешь истину... Порой это очевидные вещи, а ты доказать не можешь. А еще хуже - оказываешься несправедливо обвиненным. Потом уже смиришься, а порой - даже «подружишься» с этими обстоятельствами или человеком. И все - душа твоя успокаивается.. И тут вдруг - как гром среди ясного неба - резко открывается правда, и помимо тебя все, с чем ты боролся, приобретает истинную оценку. Иногда - прямо в крайних формах порицания, показательно. Как будто какой-то замок снимается. И вот тут - самое главное. Правда «на свободе», а ты уже - примирился и подружился с этим. И тебя не волнуют эти бури. В твоей душе - как ровная вода, ни ветерка на озере. Вопрос: почему не чуть раньше? Почему Господь не дал прочувствовать правду, когда ты боролся, изнемогал? Когдв страдал от непонимания? Если бы немножко раньше - ты бы почувствовал понимание, облегчение.. А теперь - прошел трудную работу, но конечный итог тот же. Почему так попускает Господь?
  • 01:01:50 Завершение. О грядущих событиях приходской жизни. Христос Воскресе!
стихи

Забвенный лик

04 декабря, 2024

Мы ходим друг за другом по пятам
Добра от ближних ждем - всё новых порций.
Но забываем верить Небесам
И теплоты не чувствуем от Солнца.

А между тем скользят Его лучи
По омраченным от печали лицам.
Скорбим, что нету жара от печи,
А ленимся на Свет перекреститься.

Не иссякаем милосердия Родник -
Христос  с небес протягивает руки,
И в души смотрит кроткий, вещий Лик…
Поверь в Любовь - и ты спасен от муки!

стихизаметки-дня

К литературной переписке митрополита Филарета и А. С. Пушкина

04 декабря, 2024

Любителям русской поэзии известен стихотворный ответ приснопамятного Московского святителя, митрополита Филарета А. С. Пушкину на его, по выражению самого Пушкина «скептические куплеты».

Вот что написал поэт:

 
«Дар напрасный, дар случайный, 
Жизнь, зачем ты мне дана? 
Иль зачем судьбою тайной 
Ты на казнь осуждена? 
 
Кто меня враждебной властью 
Из ничтожества воззвал, 
Душу мне наполнил страстью, 
Ум сомненьем взволновал?.. 
 
Цели нет передо мною: 
Сердце пусто, празден ум, 
И томит меня тоскою 
Однозвучный жизни шум.»

26 мая 1828

А вот ответ митрополита московского Филарета (Дроздова):

 
«Не напрасно, не случайно 
Жизнь от Бога нам дана, 
Не без воли Бога тайной 
И на казнь осуждена. 
 
Сам я своенравной властью 
Зло из темных бездн воззвал, 
Сам наполнил душу страстью, 
Ум сомненьем взволновал. 
 
Вспомнись мне, забвенный мною! 
Просияй сквозь сумрак дум, – 
И созиждется Тобою 
Сердце чисто, светел ум.»

проповеди

Там хорошо, где мы есть

04 декабря, 2024
00:00
00:00
проповеди

Наше восхождение к Богу и Божие снисхождение к нам

01 декабря, 2024
00:00
00:00
заметки-днястихи

Моим читателям

30 ноября, 2024

Просматривая разнообразные комментарии на свои прозаические заметки и поэтические зарисовки, я, по пастырской занятости, часто не успеваю на них откликнуться.

Прошу за это прощения, дорогие мои читатели... И конечно благодарю Вас за то, что не ленитесь вступать в общение со скромным автором.

В наши дни каждый занят свои’м делом и редко испытывает желание выбираться из скорлупы наружу, а тем паче, делиться с окружающими сердечными думами.

Однако всяк смотрит на мир из глубины собственной души.

Одному видится в моих текстах лишь театральная патетика и выспренный пафос, другой чувствует в них боль за Отечество...

Во всяком случае признателен за неравнодушие - а оно нынче стоит дорогого.

Мне кажется, что автор должен относиться к себе легко, ему не подобает носиться с порождениями своего пера как «с писаной торбой».

Со стороны всегда лучше заметны недостатки и изъяны наших ночных трудов, и потому всякое слово критики я принимал и принимаю с искренней благодарностью.

 
Чего добились вы своим вниманьем 
К моим потугам размышлять в стихах? 
Едва глаза открою утром ранним, 
Умывшись и одевшись впопыхах, 
 
Как тотчас, сев за стол, тянусь к бумаге. 
Схватив зубами бедное перо, 
Я в муках, через ямы и овраги, 
Влеку свой слог и рифму заодно 
 
На Божий свет... Ко времени обеда 
В изнеможенье брошусь на тахту. 
Отправив все свои потуги в Лету, 
В отчаянье, как мумия, замру 
 
С шедевром, умершим в моей утробе. 
Исписанный каракулями лист 
На пол досчатый ветерком смахнуло. 
Меня обед лишь с мыслью примирит, 
Что и сегодня русская культура 
 
Лишилась вновь бессмертного творенья... 
История всё та же, что вчера. 
Прибавится ли автору смиренья? 
Увы, я не ручаюсь за себя. 

— О. Артемий Владимиров

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2025