«Иисусе, питие неисчерпаемое...»
12 февраля, 2020
Духовные размышления (от 12 февраля 2020). Проповедь на телеканале «Союз» об Акафисте Иисусу Сладчайшему.
Духовные размышления (от 12 февраля 2020). Проповедь на телеканале «Союз» об Акафисте Иисусу Сладчайшему.
Воскресная проповедь в Неделю о мытаре и фарисее, в храме Всех Святых Алексеевского монастыря,9 февраяля 2020.
В проповеди в неделю о мытаре и фарисее протоиерей Артемий напоминает о том, что в основе благочестия должно быть смиренномудрие. Молитва мытаря заповедана Церковью как всегдашнее поучение христианина. Она привлекла к сердцу мытаря обильную Божественную благодать всепрощения и милости. Христос свидетельствует, что мытарь вышел из храма оправданным. Он получил очищение от согрешений, умиротворение сердца, просветление ума и глубокое умиление, то есть уверенность в том, что Небесный Отец не оттолкнет, не презрит своё чадо, но откроет ему двери Своего Царства…
Проповеди протоиерея Артемия и архиепископа Каширского Феогноста в день памяти св.блаженной Ксении Петербургской (тезоименитство игумении Ксении). В храме Всех Святых Алексеевского монастыря, 6 февраля 2020
Проповедь в храме Всех Святых Алексеевского монастыря, 1 февраля 2020, на утрене.
Вспоминая в проповеди на воскресной утрене троекратное вопрошение Спасителя, обращённое к Петру: «Симоне, сыне Ионин, любиши ли Мя?», протоиерей Артемий Владимиров толкует слова Христа как обращение к силам человеческого существа – уму и сердцу (воле и чувствам), душе и телу. Подобно Петру, троекратно отвечавшему Христу: «…Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя…», наш ум, освещённый именем Христовым, становится способным изгнать из себя нечистые и суетные мысли, сойдя в сердце, он (ум) именем Господним изгоняет оттуда дурные чувствования и ощущения, и, если человек будет продолжать свой подвиг покаяния и служения Господу, тогда все силы человеческого существа — и ум и сердце, и душа и тело мало-помалу будут проникаться и просвещаться благодатью Святого Духа. Этим путем надлежит двигаться всякому, кто хотел бы не в мечтах (обольщая сам себя), но на деле приближаться ко Христу, сродняться с Ним, предоставив само сердце в жилище божественной благодати…
Батюшку отца Георгия я знал лишь по соборным церковным службам, по кратким с ним личным диалогам и по его длительной беседе о творчестве Л.Н. Толстого, совместно нами организованной.
Это был очень живой и искренний человек с радостными глазами и энергической манерой общения. В нем не наблюдалось никакой усталости от жизни и отсутствовало равнодушие.
В нашем храме Всех Святых несколько лет тому назад отпевали замечательного учителя русского языка и литературы Юлия Халфина, учеником которого был когда-то сам батюшка Георгий.
Он говорил о наставнике со слезами благодарности, нисколько не стесняясь выражения своих глубоких чувств.
Как-то в другой раз батюшка подошел ко мне и признался, что он наслаждается словом и слогом моих скромных публикаций, и я почувствовал в тот момент сокровенное тепло его тонкой, изящной души.
Вообще взор отца Георгия, устремленный на собеседника, был подлинно пастырским — то есть исполнен благожелательности и молитвенной любви. Публичная беседа священника о Толстом раскрыла мне широту и чистоту мышления пастыря-литературоведа. Как бережно протоиерей Георгий раскрывал грани личности почившего русского мыслителя, как виртуозно рассматривал все особенности жизненной философии писателя-бунтаря в свете православного миросозерцания!
Мне была очевидна нейро-хирургическая тонкость подхода даровитого батюшки к тайне человеческой судьбы...
Да поддержит Милостивый Господь матушку с детьми и всех осиротевших духовных чад новопреставленного протоиерея Георгия Своею благодатью!
Вечная память светлому труженику на ниве Христовой!
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова в храме Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря.
Проповедь в храме Всех Святых Алексеевского монастыря, 12 января 2020.
В проповеди в воскресенье по Рождестве Христовом протоиерей Артемий воспоминает святых празднуемого дня, сродников Господа Иисуса Христа по плоти – святого царя и пророка Давида, его мнимого отца Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифа от первого брака.
Тема проповеди – самоотверженное служение святых сродников по плоти Господу Иисусу Христу, их высокие добродетели, избранные речения и почитание верующим церковным народом. Проповедь завершается словом о святых волхвах, частицы мощей которых обретаются в этот день в Храме Всех Святых.
О слезах Марии Макдалины и пользе сердечного сокрушения. Проповедь в храме Всех Святых Алексеевского монастыря.
Вспоминая в проповеди на воскресной утрени евангельское повествование о Марии Магдалине и её встрече с Воскресшим Спасителем в саду близ найденного ученицами пустым Гроба Господня, протоиерей Артемий особое внимание обращает на сердечное сокрушение и слёзы святой Марии , утратившей возлюбленного Учителя. «Жено, что плачеши?» - так вопрошают её ангелы и сам Христос Спаситель. Обращаясь за ответом к собственной душе, Мария начинает осознавать, что утраченный ею Учитель не просто святой человек, но Господь, отделяет духовное от душевного, благовествует Воскресение Христово апостолам и восходит на высоту равноапостольного служения. Из этого евангельского свидетельства мы можем понять, какую пользу духовную приносит нам сокрушение духа и сердечные слёзы, важно лишь только изгонять вон помыслы самолюбия, саможаления, тщеславия и эгоизма и превращать эти слёзы в чистую благоуханную жертву Господу…
Иордан, ты несешь свои воды Между скал уже тысячи лет. Над тобою зеленые своды, Птицы, звезды и крылья комет. Не забыть тебе страшное время, Когда пеплом стал город Содом И погибло развратное племя. В назиданье и память о том Жизнь покинула Мертвое Море, Отравившего устье твое... А однажды ты, вздрогнув от боли, На две части рассек естество. Разделилось оно. Иудеи, Взяв на плечи заветный ковчег, В твое русло вошли с громким пеньем, Ил сминая, как девственный снег. А ревнителя помнишь ли милоть1? Всплеск раздался, похожий на стон... Кто еще, не скрывай, нам на милость, Мог теченью поставить заслон? Наконец, появился Предтеча — И народ без утайки грехи Исповедал ему, не переча, Посреди Иордана-реки... Все познали прохладные струи, Трудно, кажется, их удивить... Но сегодня природа ликует — Се, Грядущий ее обновить! Трепеща, возлагает десницу Иоанн на Господне чело. По плечам Иисуса струится Твой прозрачный поток — оттого Ты святынею признан в народах... Вдруг, как швы, разошлись небеса, Возгремел над светящимся бродом Сыну ведомый голос Отца. На Христа той таинственной ночью Снизошел в виде голубя Дух... Иоанна невинные очи, Чуждый лести пророческий слух Сохранили сие откровенье Для живущих в последних веках. Мы зовем его Бога явленьем, Полынью — Иорданом в снегах. Так сокройте нас, жгучие воды, В радость будет пусть русский мороз! Трижды скрывшись под воду, выходим — На щеках лепестки алых роз. В эту ночь Иорданской купелью Возродившись, увидели свет Мы, младенцы душою и телом,- То был Бога сияющий след...
1 милоть (церк-слав.) — кожаный плащ святого пророка Илии.
Едва лишь Спаситель принял поклонение и дары от волхов — прибывших с Востока мудрецов, как святой Иосиф, охранитель приснодевства Богоматери, получает извещение от Ангелов — бежать не медля в Египет.
Непостижимое человеческим умом счастье Пречистой Девы, подарившей жизнь Богомладенцу, омрачилось тревогой и страхом за Его жизнь. На пути в Египет Странников настигла ужасная весть об избиении годовалых детей, привезенных ради переписи в Вифлеем.
Что могла чувствовать и о чем помышлять Мать, за спиной Которой остались жилища, обагренные невинной младенческой кровью?
Почему рождение Ее Чада, прекраснейшего из сынов человеческих, оказалось сопряженным с мучительной гибелью малых детей?
Как сопрячь ее с великой радостью, которую ангелы возвестили Богородице через Вифлеемских пастухов? Что ожидало Марию с Младенцем в языческой стране, заполоненной идолами? Где обретут Они кров и пропитание? Возвратятся ли когда-нибудь в родной Назарет, откуда отправились в Иудею несколько месяцев назад?
Эти и многие другие незаданные вслух вопросы оставались без ответа, но растворялись непоколебимой надеждой на Провидение, которое повсюду являло Святому Семейству удивительные знаки Своего присутствия...
Свет Промысла, пекущегося о всех Божиих созданиях, освещает своими лучами и тайну Вифлеемской трагедии. Чуждые лукавства и не сотворившие никакого зла младенцы пострадали за новорожденного Господа Иисуса Христа, Который пришел в этот мир для спасения рода человеческого. Не будем забывать, что многие из их ровесников окажутся через тридцать три года в Иерусалиме на празднике Пасхи и будут кричать в безумном омрачении: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!»
Едва лишь Бог во плоти, восстав живым из гроба, одержал Свою славную победу над смертью и диаволом, души убиенных во граде Давидовом младенцев засияли в Раю, словно звезды на небосводе. Имея бесконечное дерзновение перед Владыкой живых и мертвых, они и доныне ходатайствуют перед Его вечной правдой о милости к погибающим созданиям, являют заступничество за души малых мира сего, удерживая современных матерей от греха детоубийства и приводя к покаянию тех несчастных, кто, находясь в омрачении, посягнули на жизнь своих утробных младенцев.
Взирая на Богомладенца Иисуса, повергнем к Его стопам наши прегрешения с молитвой об избавлении от всякой скверны плоти и духа. Пусть же вселятся в нас, недостойных, Его чистота и невинность, милость и любовь, смирение и кротость, мудрость и мужество...
Верим, что воссылаемая из глубины простого и незлобивого сердца мольба наша будет услышана и принята предстательством Вифлеемским младенцев-мучеников и возложена к престолу Божию пречистыми руками Царицы Небесной. Аминь.