Проповедь в Родительскую субботу перед Неделей о Страшном Суде.
В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На Литургии, 22 февраля 2025.
Смотреть на YouTube
Смотреть на VK
Мы свершили с вами, дорогие братья и сестры, заупокойную Литургию и Панихиду, помянув всех от века почивших православных христиан, от Адама и до днесь, всех сродников наших, скончавшихся в Иисусе Господе. О чем сегодня апостол Павел свидетельствовал, что всех почивших о Иисусе Он поставит одесную, дабы застигнутые Вторым Пришествием и здравствующие, и усопшие встретили Господа своего, грядущего со славою многою судить живых и мертвых.
Сегодня свершаем вечером Всенощную в Алексеевском храме, там же раннюю Литургию. Позднюю воскресную службу здесь, в храме Всех Святых, и слушаем откровение Спасителя о суде Его. Воскресенье о Страшном Суде. И вступаем в сырную седмицу, последнюю пред началом Великого поста. Вкушаем сырную пищу, молочную и в среду, и в пятницу, а через воскресенье будем участвовать в Чине взаимного прощения обид. По большому счету, слово «обида» вообще должно быть незнакомо интеллигентному человеку, то есть православному христианину. И уносим с собой любовь к нашим усопшим. Церковь учреждает поминовение усопших, освящая это поминовение Божественной литургией и причащением верных Святых Христовых Таин.
И правильно приобщается тот человек, который постигает, что свершается с ним в час Святой Евхаристии. Действительно, вкусив Пречистое Тело и Кровь Господню с верой, покаянием, любовью, мы, приемля Единородного Сына Божиего, Его Плоть и Кровь, поставляемся пред лице Небесного Отца, как сказано об ангелах: «Ангелы всегда видят лице Отца Моего Небесного». То же и с причастником. Причастившись Святых Христовых Таин, он должен разуметь, если есть чем разуметь, что он вознесен Христом Спасителем одесную Отца, и ему открыт доступ к Отцу. Он, причастник, устремлен к источнику жизни – втайне пребывающему Безначальному, Бессмертному, Блаженному Богу, пребывающему во свете неприступном.
Если бы у нас хватало толику внимания и благодарности Господу, мы бы не то что весь день, а всю жизнь ходили как оглушенные, в хорошем смысле слова, что было со святой Марией Египетской, когда она редко, но метко приобщалась Святых Христовых Таин. Ибо причастник изъят из временной жизни, из течения времени, из пространства, и предстоит Тому, Кто его видит и слышит в вечности блаженной, черпая веру в благодать Святого Духа, находясь в тайном собеседовании с Небесным Отцом. Только прислушайся к глубинам своего сердца и увидишь, как оно само стремится к Отцу, словно младенец, припавший к груди материнской. Но это еще не все. Причастившись Святых Христовых Таин, мы с Самим Христом соединяемся в единое целое не только со здравствующими, но и с усопшими, потому что в каждом из нас Христос – Его Тело и Кровь, и Его Божество.
Трижды печальна участь того причастника, который себя ощущает и осознает своим среди чужих, чужим среди своих, жалуется на одиночество или говорит: меня никто не любит. А еще хуже: я никого не люблю. Это состояние достойно горьких слез. Потому что Христос – всемогущий, всеблагой и вездесущий – нас соединил не просто как наседка под крылом своим соединяет и греет цыплят, но существеннейшей связью, как Он говорит: «Отче, Ты во Мне, и Я в них». И тот, кто действительно причастился, узнается сразу и издалека – в нем Христос, а Христос – это Любовь. И если ты соединен со Христом, ты соткан из Любви, которая есть Смирение, Кротость, Служение, Сострадание, Радость и все прочие добродетели.
Почему и преподобный Серафим говорит: весь храм причащался, но дай Бог, чтобы кто-то причастился Христа и Его Даров. Потому что если ты носишь в себе Христа, то из всех клеточек твоего тела и фибр твоей души исходит молитва и любовь, и тебя видно издалека. Ты познаешься и по глазам, и по словам, и по обхождению, и по расположению к людям, и по действию, и по образу своей жизни. Словом, ты засветился Божественной благодатью. Ну, а если у тебя что-то другое после Причащения – не будем это комментировать.
И самое последнее. Мы причащаемся Святых Христовых Таин, в нас Христос Спаситель, создавший Небо и Землю. Он дарует нам Пречистое Тело и Кровь. Как известно, тело человека и кровь человека состоит из четырех элементов – земли, воздуха, огня и воды. И вот мы причастились Богочеловеку Иисусу Христу, Он дает нам свое Тело и Кровь, а Он создал Небо и Землю – это значит, что причастник есть частичка Самого Христа, и Сам Христос в нем умещается. Это значит, что через причастника, который ходит ногами по земле, смотрит на небо, освящается весь космос, вся Вселенная, все бесконечные миры, и Луна, и Марс, и Юпитер, и само Солнце.
Почему, например, считается в православии, что сжигать человека – это безбожие. Как можно сжигать эту драгоценную частичку, через которую освящается весь мир? Но если кто-нибудь скажет, что это придумано мною, Спаситель говорит: «Вы – соль земли... Вы – свет мира... Будьте как светила в этом развращенном мире». То есть христианин – это нечто совершенно особенное, не потому что он хороший, а потому что Сам Христос, Спаситель, источник всех благ, в нем находится и через него освящает всю Вселенную. Так что каждый христианин, причастник, похож немножко на шахтера. Если вы знаете, как шахтеры в подземелье, у них во лбу горит лампочка, и эта лампочка освещает мрачные своды шахт. Вот мы будем сегодня расходиться из нашей гостеприимной обители, и пусть у каждого эта лампочка горит, которая называется Вера, Надежда, Любовь. Кто ничего не запомнил, вам расскажут, а потом по радио послушаем.
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.