проповеди

Горе имеим сердца!

28 февраля, 2025
00:00
00:00

Проповедь в Родительскую субботу перед Неделей о Страшном Суде.

В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На Литургии, 22 февраля 2025.

Смотреть на YouTube
Смотреть на VK

Мы свершили с вами, дорогие братья и сестры, заупокойную Литургию и Панихиду, помянув всех от века почивших православных христиан, от Адама и до днесь, всех сродников наших, скончавшихся в Иисусе Господе. О чем сегодня апостол Павел свидетельствовал, что всех почивших о Иисусе Он поставит одесную, дабы застигнутые Вторым Пришествием и здравствующие, и усопшие встретили Господа своего, грядущего со славою многою судить живых и мертвых.

Сегодня свершаем вечером Всенощную в Алексеевском храме, там же раннюю Литургию. Позднюю воскресную службу здесь, в храме Всех Святых, и слушаем откровение Спасителя о суде Его. Воскресенье о Страшном Суде. И вступаем в сырную седмицу, последнюю пред началом Великого поста. Вкушаем сырную пищу, молочную и в среду, и в пятницу, а через воскресенье будем участвовать в Чине взаимного прощения обид. По большому счету, слово «обида» вообще должно быть незнакомо интеллигентному человеку, то есть православному христианину. И уносим с собой любовь к нашим усопшим. Церковь учреждает поминовение усопших, освящая это поминовение Божественной литургией и причащением верных Святых Христовых Таин.

И правильно приобщается тот человек, который постигает, что свершается с ним в час Святой Евхаристии. Действительно, вкусив Пречистое Тело и Кровь Господню с верой, покаянием, любовью, мы, приемля Единородного Сына Божиего, Его Плоть и Кровь, поставляемся пред лице Небесного Отца, как сказано об ангелах: «Ангелы всегда видят лице Отца Моего Небесного». То же и с причастником. Причастившись Святых Христовых Таин, он должен разуметь, если есть чем разуметь, что он вознесен Христом Спасителем одесную Отца, и ему открыт доступ к Отцу. Он, причастник, устремлен к источнику жизни – втайне пребывающему Безначальному, Бессмертному, Блаженному Богу, пребывающему во свете неприступном.

Если бы у нас хватало толику внимания и благодарности Господу, мы бы не то что весь день, а всю жизнь ходили как оглушенные, в хорошем смысле слова, что было со святой Марией Египетской, когда она редко, но метко приобщалась Святых Христовых Таин. Ибо причастник изъят из временной жизни, из течения времени, из пространства, и предстоит Тому, Кто его видит и слышит в вечности блаженной, черпая веру в благодать Святого Духа, находясь в тайном собеседовании с Небесным Отцом. Только прислушайся к глубинам своего сердца и увидишь, как оно само стремится к Отцу, словно младенец, припавший к груди материнской. Но это еще не все. Причастившись Святых Христовых Таин, мы с Самим Христом соединяемся в единое целое не только со здравствующими, но и с усопшими, потому что в каждом из нас Христос – Его Тело и Кровь, и Его Божество.

Трижды печальна участь того причастника, который себя ощущает и осознает своим среди чужих, чужим среди своих, жалуется на одиночество или говорит: меня никто не любит. А еще хуже: я никого не люблю. Это состояние достойно горьких слез. Потому что Христос – всемогущий, всеблагой и вездесущий – нас соединил не просто как наседка под крылом своим соединяет и греет цыплят, но существеннейшей связью, как Он говорит: «Отче, Ты во Мне, и Я в них». И тот, кто действительно причастился, узнается сразу и издалека – в нем Христос, а Христос – это Любовь. И если ты соединен со Христом, ты соткан из Любви, которая есть Смирение, Кротость, Служение, Сострадание, Радость и все прочие добродетели.

Почему и преподобный Серафим говорит: весь храм причащался, но дай Бог, чтобы кто-то причастился Христа и Его Даров. Потому что если ты носишь в себе Христа, то из всех клеточек твоего тела и фибр твоей души исходит молитва и любовь, и тебя видно издалека. Ты познаешься и по глазам, и по словам, и по обхождению, и по расположению к людям, и по действию, и по образу своей жизни. Словом, ты засветился Божественной благодатью. Ну, а если у тебя что-то другое после Причащения – не будем это комментировать.

И самое последнее. Мы причащаемся Святых Христовых Таин, в нас Христос Спаситель, создавший Небо и Землю. Он дарует нам Пречистое Тело и Кровь. Как известно, тело человека и кровь человека состоит из четырех элементов – земли, воздуха, огня и воды. И вот мы причастились Богочеловеку Иисусу Христу, Он дает нам свое Тело и Кровь, а Он создал Небо и Землю – это значит, что причастник есть частичка Самого Христа, и Сам Христос в нем умещается. Это значит, что через причастника, который ходит ногами по земле, смотрит на небо, освящается весь космос, вся Вселенная, все бесконечные миры, и Луна, и Марс, и Юпитер, и само Солнце.

Почему, например, считается в православии, что сжигать человека – это безбожие. Как можно сжигать эту драгоценную частичку, через которую освящается весь мир? Но если кто-нибудь скажет, что это придумано мною, Спаситель говорит: «Вы – соль земли... Вы – свет мира... Будьте как светила в этом развращенном мире». То есть христианин – это нечто совершенно особенное, не потому что он хороший, а потому что Сам Христос, Спаситель, источник всех благ, в нем находится и через него освящает всю Вселенную. Так что каждый христианин, причастник, похож немножко на шахтера. Если вы знаете, как шахтеры в подземелье, у них во лбу горит лампочка, и эта лампочка освещает мрачные своды шахт. Вот мы будем сегодня расходиться из нашей гостеприимной обители, и пусть у каждого эта лампочка горит, которая называется Вера, Надежда, Любовь. Кто ничего не запомнил, вам расскажут, а потом по радио послушаем.

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2025