Проповедь на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В храме Всех Святых. На литургии, 21 июля 2024.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Поздравляем всех с чудесным явлением русской жемчужины, Казанского образа Пречистой Богородицы в XVI столетии, которая, икона, стала поистине путеводной звездой для России и доныне это так. И не нужно напоминать о том, о тех обстоятельствах, которые окружали это знамение и откровение, когда девчушка, Матрона по имени, получила трижды от Самой Пречистой Девы, являвшейся в багряном одеянии как Небесная Царица этой чистой душе, повеление отыскать образ неведомо кем и когда написанный, завернутый в вишневый рукав стрелецкого кафтана в саду их дома. И при участии будущего русского патриарха Ермогена, тогда священника, образ был обретен и настолько пленил умы и сердца жителей России, что уже вскоре по просьбе Ивана Васильевича Грозного был написан список, водружен в Москве и до сих пор красуется в Елоховском соборе. А в последующих столетиях икона стала самой настоящей Взбранной Воеводой, предводительницей во бранех, и все сколько-нибудь крупнейшие и блистательные победы России в сражении с супостатом были одержаны непосредственным участием незримым Матери Божией – как-то освобождение от польского ига, французского ига на Бородине, а прежде Полтавская победа над шведами, над германским фашизмом. Известно, что наш маршал Жуков не расставался с материнским благословением, Казанской иконой, которая была вшита в брезентовую покрышку его машины боевой, объездившей все дороги Европы. И мы верим, что и доныне Царица Небесная ведет Россию, как говорил преподобный Серафим Вырицкий, а еще прежде святой Федор Ушаков, через бури и грозы к славе Божией, при нашем молитвенном участии.
Безусловно, в этой истории Казанской иконы есть иносказание или духовный план, который каждый может применить к себе самому. Потому что мы ждем причащения Святых Христовых Таин, и знаем, что Святое Причащение приемлется не устами и уж совсем не желудком человека, а глубоким сердцем и освящает самую сокровенную глубину личности человека, его бессмертный дух, где таинственно светит и мерцает образ Божий. Что есть образ Божий в человеке? Это внутренняя жажда познавать Всевышнего, соединяться с Ним, становиться вместилищем невместимого Бога. Этой способностью одарен исключительно человеческий дух, не отождествляемый с самой душой, которая обслуживает наши земные интересы, и уж, конечно, с телом.
Итак, в глубинах духа начертан образ Иисуса Христа, как лик Богомладенца Спасителя, на руках Пречистой Богородицы почивающего. Мы постигаем, что Матерь рода христианского, Пречистая Дева, именно Она ведет каждого из нас к союзу и спасительному единению с Сыном Своим, и это единение свершается не во внешнем исповедании христианства и не просто в добрых правилах жизни, а в напечатлевании Божией благодати в самых глубинах человеческой природы, в нашем духе. И свершается это не без откровения. Заметим, что откровение воспринимает девочка Матрона, как и говорит Христос: если не уверуете, как дети – всей душой, всем существом, Царство Небесное не обретете внутри себя. Именно по словам Матроны взрослые люди стали искать этот образ, и обрели его. Матерь Матроны, священник Ермолай - именно они по указаниям девочки нашли эту икону. Это значит, что если ты хочешь обрести сияние образа Божиего внутри самого себя, ты должен быть послушен тем, кто поставлен над тобою, особенно Матери Церкви, которая своим светом и теплом влечет нас ко Христу.
И видим, что на руки священника этот образ был взят, значит, не без Таинств Церкви – прежде всего Крещения, Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, – человек может очиститься от окалины греха и предоставить Христу Спасителю место в своей душе, чтобы там Спаситель просиял и как бы начертал, написал Свой образ в нас самих. Именно об этом говорит преподобный Серафим: стяжи мир Христов и увидишь последствия единения со Христом. Каковы эти последствия? Все вокруг тебя само собою, то есть силой Божией будет гармонизироваться, управляться, все приложится, о чем только ни мечтает на земле человек в его ограниченности, тысячи, ну а прежде сотни, десятки вокруг тебя спасутся. Видим, что Казанская икона действительно неразрывно связана с историей и Церкви Русской и самой гражданской нашей истории. Видим, что богоблагодатные личности, те, кто носили Христа за пазухой, чрез них свершался промысл Божий над нашим Отечеством, как свидетельствуют об этом образы Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, Александра Васильевича Суворова, Иоанна Кронштадтского и прочих Божиих праведников.
Итак, будем приступать к святой Чаше, молясь Пречистой Богородице, чтобы нам отыскать в самих себе это спрятанное глубоко сокровище – наш собственный образ, в котором Сам Христос напечатлевает Свой портрет, Свою икону. И нося Божию благодать Спасителя, то есть пребывая в смирении, мире, чистоте и любви, христианин без лишних усилий со своей стороны станет светочем, станет тем, чрез кого и посредством кого Бог действует ко благу не только его близких сродников, а его Отечества и всего человечества. Ибо, завершим наше размышление словами Иоанна Богослова, Тот, Кто внутри нас – то есть Бог всемогущий, вселюбящий, всепремудрый, более того, кто в этом мире. То есть Господь, избрав наше сердце Свои м жилищем, каждого человека делает инструментом, рычагом Своей силы действующей и благодетельствующей всему человеческому роду. Аминь. Пресвятая Богородица, помогай нам!
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.