проповеди

О прикосновении к Божеству

04 января, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Еванегелие от Иоанна, гл. XX, ст.11-18. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря, 30 декабря 2023.

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры с воскресным днем пред Рождеством Христовым, памятью Святых отец, то есть сродников Иисуса Христа по плоти, послуживших великой тайне Боговоплощения от Адама до Пречистой Девы Марии, что отражено в каноне утрени, который мы сейчас будем слушать.

А мы готовимся к дню воскресному и вновь погружаем мысль свою в евангельское чтение, вспоминая, как Христос Воскресший, поначалу неузнанный Своей ревностной и бесконечно любящей Учителя ученицей Марией, затем открыл ей тайну Своего присутствия, она узнала Спасителя в том, кого приняла за садовника, спрашивая: «Куда ты положил Его? Cкажи мне, и я возьму Его тело». Мария Магдалина хотела было приникнуть к стопам Спасителя и услышала слова: «Не прикасайся ко Мне. Еще не взошел Я к Отцу Моему и Отцу вашему. Скажи прочим ученикам: восхожу к Богу Моему и Богу вашему, Отцу Моему и Отцу вашему». Стоит поразмыслить, ведь Спаситель, как мы черпаем из историй евангелистов, благоволил, чтобы к Нему прикасались люди. Прикоснулась кровоточивая с верою, получив исцеление, и вообще все, кто ни прикасался к Нему благоговейно, к воскрилию одежд Его, исцелялись. А вот здесь такие слова: «Не прикасайся ко Мне».

Эти слова были произнесены Иисусом, победившим смерть, восставившем Свою плоть. И если во время евангельской истории Христос допускал до Себя тех, кто исповедовал Его, Господа, необыкновенное величие, благость, милосердие, всемогущество, был близок к исповеданию Его Сыном Божиим, то Марии запрещает прикоснуться к Себе, желая, очевидно, возвести ее к той вере, которую имел некогда сотник языческого происхождения, сказавший: «Господи, не трудись приходить ко мне под кров дома моего, но только скажи, где бы Ты сейчас ни был, слово, и отрок мой исцелится». Спаситель посмотрел на окружающих Его учеников и сказал тогда: «Поистине во всем Израиле не нашел Я такой веры в Моё Божество, – всемогущее, всеблагое, все премудрое, таинственно соединенное с Моей человеческой природой». Вот к этому познанию Божества Господа Иисуса Христа, усвоившего Себе и нашу человеческую природу, очевидно, Спаситель хочет возвести ум и сердце Своей ученицы. Еще не понимала она, как и прочие, будущие апостолы, таинственных слов Священного Писания: во Христе «милость и истина встретились, правда и мир облобызались». По изъяснению святых отцов, эти поэтичные слова говорят о чудесном, непостижимом, нераздельном, неслитном, неизменном, неразлучном единении в Его Божественном Лице двух природ – Божеской и человеческой.

И вот мы видим - Мария, придя ко Гробу, ищет глазами тело Учителя, не находит его там, обращается к явившемся сзади садовнику, как она полагает: «Где положили тело Его, кто Его взял? Скажи мне, пойду и найду Его Тело». Так вот и многие из учеников Христовых исповедуют странную философию в своей жизни - там хорошо, где нас нет. Где то она, эта благодать от неё сокрыта. И Спаситель, зная, что среди Его последователей будет множество маловерных, даже счел необходимым предупредить: «Вот вам скажут: Христос в потаенных комнатах, вот вам скажут: Он в пустыне – смотрите, не гоняйтесь». А ведь немало людей, которые всю свою жизнь проводят в поисках – там хорошо, где нас нет. Или по грубой пословице русской: «Дурная голова ногам покоя не дает». Мало кто умеет в одном храме молиться Все могущему, Вселюбящему, предстоя своему Создателю, Спасителю и Судии, как дитя отцу.

Итак, Христос Спаситель, обращаясь к Марии, говорит: «Не прикасайся ко Мне. Ты ищешь Меня как будто бы Меня кто-то взял, спрятал, украл. Хочешь прикоснуться ко Мне, а не понимаешь, что Я таинственно обитаю в тебе и с тобой». Действительно Божество Христово, общее со Отцем и Святым Духом, нас объемлет едва ли не с нашего зачатия. Но с момента нашего духовного рождения – водой и Духом, – Господь Бог непостижимо, таинственно соприсутствует нам, и Его Божество нас осязает, с нами соприкасается, точно так же неразлучно и неслиянно, неизменно и нераздельно. И поэтому всякий раз, когда мы обращаем наш ум к Богу, всякий раз, когда призываем имя Христово, всякий раз, когда раскрываем Господу раны своей души, особенно приобщаясь Святых Христовых Таин, мы не только соприкасаемся с Плотью и Кровью Иисуса Христа, но Господь совершенно осеняет нас Своим Божеством, так что мы напоминаем собой утробных младенцев под сердцем матери. Господь ближе нам, чем мы думаем. По слову апостола Павла, мы Им движемся, и существуем. Нужна только вера, которую обрела Мария Магдалина, полнота веры нужна, чтобы в тишине, в укромном месте, в келье собственной души, обращаясь к Отцу, поклоняться Ему в духе и истине, а приступая к Святой Чаше, приуготовлять наше собственное естество как нерукотворный храм, чтобы Сам Спаситель в нем воссел, воцарился и в лепоту облекся. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024