проповеди

Дары Божественной благодати в Церкви Божией

23 января, 2024
00:00
00:00

Проповедь в храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На всенощной, 21 января 2024.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Когда мы приобщаемся Святых Христовых Таин, то впоследствии обращаемся друг к другу и поздравляем братьев и сестер во Христе, говоря: «С принятием Святых Даров». Это слово «дар» многозначно и глубоко, потому что самая земная жизнь есть дар Божий. И он нам дарован для того, чтобы мы приобщались Святых и Бессмертных, Небесных Животворящих Таин и вступали таким образом в живой и спасительный союз с Создателем. И чрез сохранение этого великого дара становились причастниками всех прочих благ, о которых только может помышлять человеческое сердце. Потому что в благоговейном христианине поселяется вместе с принятием Тела и Крови Христовой и чистота, как свобода от худых помышлений. И свобода от угнетающих его страстей, и благодатный вышеестественный мир, и тишина сердечная, и Христом данная кротость, спокойствие, умиротворение и благость, как желание всем милости и спасения. И легкость, и светлость, и радость, и премудрость. И, что очень важно, смирение, осознание того, что ты есть Божие творение, всем обязан своему Искупителю, и Его силы действуют в тебе, и сам ты от себя не можешь ничего, но в Боге тебе все возможно.

Есть еще один дар, о котором хорошо помнить. Дар Святого Причащения заключается в то, что все мы вступаем в единство друг с другом. Не просто родственное или поверхностное, но единство самое существенное, потому что и во мне Христос, и в тебе Господь, и в каждом из нас Он – всемогущий, вселюбящий, всесильный и всепремудрый присутствует. Это значит, что во всех нас Христос, Он нас объемлет, как мать, которая руками своими обнимает всех своих детей и согревает их теплотой своего сердца. Именно по причащении Святых Христовых Таин мы становимся способными – а до этого навряд ли, – себя осознавать и ощущать как единое целое. Это целое состоит из многих лиц, однако у нас единая общая природа.

Вот почему Христос Спаситель, созидая Свою Церковь, говорит: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». И все мы по Причащении связаны единым Телом и Кровью Спасителя, напоены единым Духом, и каждый может быть уверен, что он получает свое особое место в Церкви. У него обретается свое назначение, свое служение, каждый из нас по Причащении наделяется особым талантом, харизмой, каждый из нас получает соответствующие силы для исполнения Божиего замысла о себе. И если только христианину не препятствует его собственная гордыня, глупость, раздражительность, то Таинство Причащения побуждает нас совершенно иначе смотреть и на свою судьбу, и на весь мир, и друг на друга. Потому что все мы действительно в руке Божией, мы, как дети, вводимся в рай взаимного общения и любви.

И как это хорошо – перестать мыслить о себе как об индивидуальной, отделенной от других личности. А лукавый вам подскажет: ты никому не нужен, тебя никто не любит; ты хочешь любить, но не способен любить, ты опередил свое время, ты безнадежно отстал от него; тебе нужно скатиться куда-то на обочину. И так люди с эгоистическим устроением души могут дойти до страшных последствий, будучи убеждены, в своем невольном богохульстве, что жизнь – это какая-то шутка, глупая и жестокая. Иное даровано нам, причастникам Святых Христовых Таин, потому что безмерно любящий нас Небесный Отец вместе с Сыном Своим изливает все мыслимые и немыслимые блага в душу причастника. Остается лишь одно – готовность и способность их принять и сохранить умножить.

Некоторые по недальновидности говорят: это мой личный грех, я никому дурного ничего не делаю, у меня есть своя слабость, я ей удовлетворяю, никому не мешаю. Между тем как апостол говорит иное: каждый христианин, в меру своей преданности и любви ко Христу, призван плодоносить. Плодоносит он не собственным произволением и силою, но произволением своим, а силой Божией. И Церковь поэтому растет, как восходит тесто, невидимо для нас, и свершается это энергией Святого Духа, в меру соработничества каждого члена Церкви, притом что все мы отдаем Христу и за все Ему воздаем славу.

Вот ты предпочитаешь убивать себя большим или малым грехом, делаешь это наедине, и не понимаешь, что твой грех, твоя страсть, от которой ты не хочешь отказаться, наносит ущерб всему телу. Представим себе мать, которая, имея во чреве, сама не ест, или перестает дышать, или принимает токсичные препараты, обрекая свое дитя на гибель или уродство и другие болезни. Так вот и христианин, который не любит Христа, но отдает себя греху, является, конечно же, соблазнителем, он лишает благодати своих детей, своих сродников, своих друзей, свою страну, свою планету.

И напротив, если мы, по причащении Святых Христовых Таин, предпочитаем жить во Христе, а грех воспринимаем как нечто страшное и ужасное, он хуже смерти, и храним себя в чистоте и честности, то через нас Божественный свет незаметно светит и согревает десятки, сотни тысяч людей, вся вселенная питается так сказать добродетелями причастника, и об этом и говорит апостол Павел: вы сыны света, вы призваны сиять, как светила посреди развращенного мира, все творение чает и ожидает, покуда вы придете к совершенству, в исполнение возраста Христова. Мы не принадлежим себе, мы Господни, мы Божии. И поэтому по Причащении нужно осознавать себя хоть и недостойным, но орудием Божества, всецело быть приверженным Господу, дабы сказать: «Господи, твори со мною по воле Твоей святой. Отныне уже не живу я своей ограниченной жизнью, но Ты живи во мне, и да прославляется чрез Тебя Отец, умножением благих плодов смирения, чистоты и любви, начаток которых состоит во вкушении Пречистого Тела и Крови Спасителя и принятии Его Божества». Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024