Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XXIV, гл. 36-53. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 16 декабря 2023.
Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с наступающим днем воскресным, памятью великомученицы Варвары.
А мы с вами, продолжая нашу службу, которая готовит к Божественной литургии воскресной, вспомним таинственное свидетельство апостола Луки: воскресший Христос внезапно для учеников является им в Сионской горнице, удостоверяет их в истинности телесного Своего воскресения, преподает им божественный мир, вкушает от рыбы и меда, в знак того что не призрачно Его телесное воскресение, и отверзает им ум разуметь Писания. Мы все слышали эти слова, но не всякий раз останавливали на них свое внимание, что это значит – Христос отверз ум апостолам разуметь Писания? А что значит разуметь Писания?
Некогда Спаситель обращался к фарисеям и говорит: «Исследуйте Писания, они говорят о Мне». Священное Писание свидетельствует о том, что Иисус из Назарета есть Христос, есть истинный Бог и истинный человек. Священное Писание многообразно и многократно, с древнейших библейских времен и до апостольской эпохи свидетельствует, что Божество сокрыто в Иисусе телесно – Он и нам подобный человек, видимый и осязаемый, но Он и Бог – вечный, всемогущий и всеблагой. Оказывается, что ум человеческий может быть закрыт для восприятия этой истины. В каком смысле? Вот Христос говорил об учителях Израиля: «Вы взяли ключ разумения, и сами не вошли, и другим не даете войти». Можно веровать, как и демоны веруют, что Иисус Христос есть Бог. Но неким образом эта истина, это свидетельство остается вне человека, не свершает с ним эта истина того спасительного действия, какое свершает, когда человек воспринимает всем своим существом это благовестие. Фарисеи тому наглядный пример.
Итак, ум может быть закрыт, его состояние может не соответствовать тому, чего Бог от нас ждет и что Он нам хочет даровать. Именно Бог свершает изменения с умом человека, как сказано: «отверз им ум разуметь Писания». Сам человек не может снять замок со своего ума, но может этого желать. Что это за замок, что это за запор, засов, который препятствует нашему уму раскрыться навстречу Божеству Господа Иисуса Христа? Каждый знает это по опыту – наш ум находится в состоянии крайнего повреждения, причиненного ему падением Адама. В чем это повреждение? В том, что он беспрестанно о чем-то думает, беспрестанно ему что-то представляется. Наш ум мыслит видимыми образами, мыслеобразами, и нет конца этому обычаю, и каждый из нас по опыту знает, насколько мысли могут быть тяжелы, навязчивы, иногда они пугают человека, отравляют его ум, и не знаешь куда деться от этого пресса, нагнетения, давления. Создается убеждение, что именно на наш ум действует лукавый дух, каким-то образом возбуждая его к вот этой разрушительной для самого ума деятельности – я разумею безостановочный поток сознания, безостановочную работу воображения. Неслучайно апостол Павел говорит, что среди его слушателей были люди развращенного ума, люди неискусные умом, люди с закрытым на замок умом.
Вот почему Христос говорит: «Аз есмь дверь, Мною аще кто войдет –выйдет, спасется и пажить обрящет». Ум должен найти некую таинственную дверь, которая есть Христос. И если он войдет в эту дверь, то с ним Бог свершит, с умом, какое-то таинственное изменение, равнозначное спасению. В чем это изменение? В том, чтобы ум всецело был пронизан Божеством, энергией Святого Духа. И эта энергия, когда мы сего действительно желаем, полагает конец вот этому мечтанию, этому безблагодатному мышлению, этому беспорядочному представлению чего-либо, этой тирании помыслов. И действительно находим в Книге Откровения такой рецепт Спасителя: «Cоветую тебе, возьми у Меня золото, огнем очищенное и глазную мазь, и помажи им очи свои». Нередко ум человеческий отождествляется внутренним оком, о котором Спаситель говорит: если око твое будет лукаво – запружено вот этой мечтательностью, пленению помышлений, то и весь ты будешь темным, как ночь. А если око будет просто, то и весь ты будешь светлым, как будто бы сиянием некий светильник изнутри озаряет тебя.
Таким образом, мы можем догадаться, что отверзение ума у учеников Христовых есть не что иное, как таинственное растворение уму Божественной благодати, пронизывание ума Божией благодатью, в результате чего ум перестает мечтать и представлять, но становится спокойным, ясным, безвидным, простым, начинает воспринимать Господа Бога совсем иначе, чем это было прежде. Как прийти к этому непонятному, но благодатному состоянию очищения ума? Само имя Иисус означает «исцеление», «спасение». И правильно, видимо, делает тот, кто старается в ум вобрать имя Господа Иисуса Христа, подобно тому, как мы накладываем на гноящуюся рану бальзам «Левомеколь», целительную мазь, и держим эту мазь на ране, покуда она не вытянет гной. Вот каково значение, по свидетельству Матери Церкви, тайная внутренняя обращенность ума, а за ним и сердца к Спасителю, с тем чтобы прикладывать к нашу уму, гниющему, так сказать, покрытому ранами, прикладывать это всеисцеляющее имя: «Господи Иисусе Христе, исцели мя!» И вся наша внутренняя жизнь и деятельность заключается в том, чтобы и на службе, и вне службы со вниманием, с терпением, с любовью, в простоте, в незлобии, в самоукорении и с великой надеждой прибегать к Иисусу Христу, Исцелителю и Спасителю, чтобы Он отверз наш ум, его очистил, освятил, и раскрыл пред нами тайну нашего бытия совершенно иначе, нежели мы ее воспринимаем, снял темные очки, нося которые, мы все видим в искаженном свете. Это требует труда, однако Сам Господь говорит: «Узок путь, вводящий в жизнь вечную». Но и призывает: «Приидите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас». Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.