проповеди

О мече обоюдоостром

14 декабря, 2023
00:00
00:00

Проповедь в храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 10 декабря 2023.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Вскоре после того, как Спаситель на Тайной вечери впервые приобщил Своих учеников Своими Пречистым Телом и Кровью под образом хлеба и вина, Он обратился к ним с таинственным словом: а теперь каждый из вас да приобретет, да купит меч. И когда Петр сказал: вот, здесь два клинка, то Спаситель ответил ему: довольно, не о том ты мыслишь, не о том говоришь. И сегодня кто внимательно слушал Апостольское чтение, запомнил слова апостола Павла, говорившего о вооружении, духовных доспехах христианина. И последним, самым страшным для падшего духа оружием и является меч духовный, который есть глагол Божий, слово Божие.

Таким образом, приобщаясь Святых Христовых Таин с покаянием, верой и любовью, мы Господом Богом, как Его ученики и соратники, облекаемся в полноту вооружения и нам даруется этот духовный меч. Каждый бы должен об этом поразмышлять, чтобы по причащении не бросить его вместе со щитом веры посреди поля боя, не обратить врагу тыла своего. Потому что если смерть честна в поединке, то бесчестна кончина предателя, имеющего все необходимое и достаточное для победы и сдающегося безжалостному врагу.

Что это за меч? Впервые о нем упоминается Моисеем пророком в Книге Бытия. Говорится о том, что изгнанный из рая Адам плакал безутешно, взирая на Эдем сладости, вход в который заграждал Ангел с обоюдоострым вращающимся мечом. Если кто хочет понимать духовно Священное Писание, то этот духовный обоюдоострый меч – то есть заточенный с двух сторон, так что прикосновение к нему страшно, есть не что иное, как вера в Иисуса Христа, истинного Бога – вот одна грань меча, и истинного Человека – вторая грань. Тот, кто имеет эту веру во Христа Богочеловека, во Христа, Который Бог во плоти, по слову Иоанна Богослова, имеет веру, победившую мир. Вера наша есть победа, победившая мир. Побеждает мир тот, кто верит в Иисуса Христа, Сына Божия, говорит апостол. Конечно, при заре, на заре человеческой истории это было лишь предуведомление о том, что Бог станет человеком, и что эта вера спасет Адама и его потомков. Если хотите, то еще и до сотворения мира эта вера была как будто предвозвещена Архангелом Михаилом, согнавшим с небес своим копьем, своим мечом возгордившегося сатану.

А если мы откроем другую книгу – Откровение или Апокалипсис, то найдем там среди величественных картин, открытых взору святого Иоанна апостола, победоносное воинство, грядущее сразиться с темною силою в последнем акте мировой истории. И это воинство Ангелов возглавляет Иисус Христос, на бедре которого написано слово Божие и из уст Которого исходит обоюдоострый меч. Пророк Исаия говорит, что этим мечом Иисус Христос поразит антихриста, сына погибели. То есть Божество Христа всемогущее, крепкое, сильное, победоносно, и Господь скоро свершит Свой праведный суд над всеми, кто восстает на Его Божественную волю, волю правды и любви. И вот христианин, причащающийся Святых Христовых Таин, получает такое удивительное сверкающее, светоносное оружие – меч, глагол Божий. Этот меч исходит из сердца, из уст причастника, и об этом мече святой Иоанн Лествичник говорит: поражай супостатов демонов мечом Иисусовым, крепче этого оружия нет ни на небе, ни на земле. Соответственно, когда христианин устами исповедует Божество Христа, а сердцем верует, произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – из его уст как будто исходит пламя или божественный луч и этот меч освещает темноту нашего мира, во зле лежащего, и прогоняет все помыслы, все мечтания, все страсти, пожигает все козни и происки лукавого.

Где носит меч воин? Он носит его на бедре своем, в ножнах. И действительно у апостола Павла есть такие слова: препояшьте чресла – бедра – ума вашего истиною. Молитва Иисусова должна всегда быть сочетана с нашим умом, как будто сокрыта в нашем сердце. Едва лишь только мы почувствуем, что наше сердце в опасности, после причащения что-то хочет нарушить мир нашей души, смутить душу – гордостные, злые, нечистые помыслы, – тут христианин, имея ушки на макушке, извлекает этот меч из ножен и в глубине души призывает Небесного Отца: «Господи Иисусе Христе, защити, помилуй, помоги мне!» И этот меч рассекает воздушное невидимое пространство и отгоняет от нас всю силу вражию. Жалок тот христианин, который имеет такое победоносное оружие, а вместе с тем по рукам и ногам опутан помыслами и страстями, сдавшийся без боя в плен дезертир.

Итак, Святое Причащение это не просто утешение нам дарованное, это не просто какая-то примочка, но это всемогущее действенное и лекарство, и оружие одновременно, и наша задача в течение всего дня этот меч показывать злым страстям, которые только захотят побеспокоить нашу душу. Так чтобы даже вечером, отходя ко сну, на нас были слова: преподобные на ложах своих возрадуются, мечи обоюдоостры в руках их.

Будем приобщаться со страхом и трепетом, и с надеждою, и молитвой о том, чтобы Божия сила с нами соединилась, и мы действительно стали воинами Христовыми, которые победоносно сражаются за спасение и собственной души, и наших ближних. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024