Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XXIV, ст. 12-35. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 9 декабря 2023.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Завтра день воскресный Рождественского поста. Мы уже сегодня чествуем Пресвятую Богородицу, Ее древнюю русскую чудотворную икону «Знамение».
И готовясь к воскресной литургии, еще раз вспомним, покуда Лука и Клеопа шествовали в Эммаус, удостоившись собеседования с Самим Господом Иисусом, до поры до времени неузнанным и познанным ими на вечери в самом граде Эммаус, когда, по выражению евангелиста, открылись у учеников очи – то есть духовное зрение, и они познали в чудесном собеседнике Господа Иисуса, преломившего хлеб и преподавшего им.
Покуда свершалось это целодневное путешествие, Петр и Иоанн пребывали в некоем удивлении по поводу увиденного ими. А мы слышали, что, зайдя в вертеп, в пещеру, по слову мироносиц, не найдя там тела Учителя, они увидели плащаницу и отдельно свитый в возглавии головной плат. Редко мы с вами обращаем внимание на эту деталь, по поводу чего можно сказать следующее. Удивительно, Спаситель, разорвавший узы смерти, воскресивший Свое телесное естество, восставший живым из мертвых, покинул эту пещеру, после Себя оставив плащаницу и свитый отдельно головной плат. Мы вот часто после себя, покидая утром наше жилище, тоже оставляем свою постель как попало – особенно это у современных детей и подростков принято, так что и входить туда не хочется.
А вот Спаситель, о Котором апостол Павел говорит: наш Бог – Бог порядка, не Бог неустройства, но мира, поучает нас во внешнем круге нашей жизни блюсти чистоту и порядок. Как еще в Ветхом Завете говорил о Нем, грядущем Спасителе, и вообще о Всевышнем царь Соломон: все Бог расположил числом, мерою и весом. И всякой вещи у Него есть место под солнцем. Теория большого взрыва, исповедуемая повредившимися в уме так называемыми учеными, не имеет никакого отношения к Создателю, воззвавшему этот мир в бытие, чудесно упорядочившему Свое творение за шесть дней, так что даже в XX столетии объюродившие потомки православных христиан пели: как прекрасен этот мир, посмотри.
И читая, узнавая о том, как Спаситель, по-человечески говоря, не поленился сложить ризы, лентия, восстав из мертвых, рядом свив аккуратно головной плат, мы, если только у нас есть разум, получаем прекрасный урок, каким должно быть наше жилище, как мы должны созидать вокруг себя порядок и чистоту, если не хотим отличаться от нашего Спасителя, Который, будучи наставником и учителям, образ нам дал.
Помимо этого, об этом еще можно было сказать нечто. Эти лентия, эта плащаница, как вы знаете, в себе таят следы Христовых страданий. Именно исследования Плащаницы в XX столетии документально, фактографически и фотографически подтвердило до малейших деталей описанную четырьмя учениками Христовыми историю евангельских страданий. Плащаница является образом нашего тела, в котором живет разумная душа. Святые отцы говорят о том, что тело как орудие души или ослик, на котором мы ездим, находится в полной зависимости от души, от всех ее импульсов, слов и деяний. И, так сказать, на себе носит меты, следы, по которым можно сказать о достоинстве человеческой души. Наши необузданные страсти тело калечат, приводят его в негодность, ускоряют его распад.
Напротив, если наши телесные члены, по слову апостола, становятся орудиями правды, если мы телом вместе с душою славим Господа, если вспоминаем слова апостола: тело не для блуда, но для Господа, оно есть храм, оно есть святой сосуд, предназначенный для высокого употребления, то понимаем, что судьба тела находится в зависимости от судьбы души. Наше тело, воскрешенное некогда, в зависимости от состояния души примет с нею, душою, либо вечную славу, либо вечное посрамление. Ибо человек будет не уничтожен, но его воскрешенное естество, коль скоро будет напоено и освящено благодатью Святого Духа, войдет в славу, предназначенную Господом для Его детей. Либо будет наше естество отчуждено от единения со Христом, и будет в полноте испытывать то страдание, которое испытывает уже здесь, если человек лишил себя произвольно дыхания Божией благодати.
Еще скажем с вами о плате отдельно положенном. Почему евангелист и зачем он упоминает об этом головном плате? Тайну эту нам не разгадать, но вспомним апостола Павла, который говорит о том, что неверующий во Христа имеет как будто покрывало на своих очах. И даже если соприкасается со словом Божиим, воспринимает лишь его букву, искаженно понимает Писание, не постигает духовный смысл богооткровенного свидетельства. А вот уверовав во Христа, мы как будто бы освобождаемся от темного покрывала неведения и неразумия. Человек под действием Святого Духа, чрез глагол Божий, разумеет тайны Царства Небесного. И только что мы слышали, как у апостолов, верующих в Воскресение Христово, открылись очи, и они познали в своем собеседнике живого Бога, крепкого, всемогущего и любящего. Таким образом уже здесь на земле христианин либо ходит под покровом, зачастую непроницаемом, собственных греховных помыслов, мечтаний, воспоминаний, раздумий, соответствующих им худых ощущений. Либо усилием молитвы, покаяния, причащения Святых Таин освобождается от этого темного головного плата и лицем к лицу собеседует с Создателем.
Будемте готовиться к Божественной литургии и, конечно, прежде всего помнить, что и душа, и тело суть Божие творение, которое мы должны предназначать для высокого употребления, для того чтобы и душою, и телом прославлять имя Господа. А наш Спаситель, конечно, не лишит нас дыхания Святого Духа, приуготовляя нас к вечному соцарствованию с Ним Самим здесь, в Церкви земной, и в Церкви Небесной. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.