проповеди

Исцеление прокажённых Христом Спасителем. А кто из них десятый? Я, недостойный

19 декабря, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XVII, ст. 12-19. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 17 декабря 2023.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Обратим сегодня внимание на свидетельство евангелиста Луки о чудесном мгновенном исцелении, свершенном Спасителем над десятью несчастными людьми, обреченными на медленную и мучительную смерть от проказы, заживо разъедающей, поедающей человеческое тело. Вирус этой болезни до сих пор, кажется, не побежден, так что имевшие несчастье заразиться проказой, до сих пор содержатся в отдалении от человеческого общества, и единственная надежда у них на Того, Кто воскресил собственную плоть, победив смерть восстанием из гроба. Эти десять получили исцеление, как получил его и другой юноша, с ног до головы обложенный проказой, гнивший заживо. И, увидевши Христа, он преклонил смиренно колена перед Спасителем со словами: «Умилосердись, Господи, обо мне, если хочешь, можешь очистить меня». «Хочу, очистись», – сердобольный Спаситель возложил на него руку, и тот мгновенно обрел здравие. Чудо едва ли меньшее, чем воскрешение Лазаря, плоть которого разложилась настолько, что тело уже покинуло душу.

Эти десять действительно отчаялись во всяком вспоможении от людей, почему издали стоя – как они могли приблизиться к общине Спасителя, – кричали: «Иисусе, Наставниче, помилуй нас!» Значит, имели веру в то, что Бог чрез Иисуса, каковым бы они Его ни считали – пророком или иным учителем, а может быть, сердце их удостоверяло, что это Сам Бог во плоти, – верили они, что Иисус силен с ними свершить то, пред чем останавливается и изнемогает всяческая человеческая мысль. «Идите, покажитесь священнику». По пути к храму Божиему они вдруг увидели страшное, удивительное чудо, и увидели друг на друге, как их ткани прогнившие обновлялись, и все десять обрели совершенное исцеление. Но лишь один, самарянин, от радости славословивший Христа, повернулся и возвратился к Тому, Чьим словом были исцелены эти десять. Мало того, что возвратился, еще и пал к Его ногам, как впоследствии мироносицы ухватятся за стопы Воскресшего Спасителя, так этот лобызал стопы Иисуса Христа и от полноты сердца хвалил Его. «Вера твоя спасла тебя, – изрек Спаситель, как изрек Он и кровоточивой, прикоснувшейся к Нему, о чем мы сегодня слышали, – иди в мире. А где же те девять?»

Это повествование нас убеждает в том, что все мы подпадаем под определение пророка Исаии, который говорит: «Аз есмь язва пред Тобою. С головы до ног несть во мне целости, не обретается такого бальзама, такого бинта, которым можно было бы уврачевать эту язву». Действительно грех, страстность и подвластность худым помыслам, пленение лукавому – это проказа, которая разъедает и ум, и сердце, и душу, и тело. И сегодня мы все стоим пред Спасителем точно так же, как те десять вопияли, вопили в отдалении: «Иисусе, Наставниче, спаси нас!» Все мы ожидаем, что Христос остановится, обратит на нас внимание и повелит нам сделать то, что повелел. Действительно, мы сейчас подойдем к священникам и примем от них всеисцеляющее снадобье – Пречистые Кровь и Тело Иисуса Христа, и само Божество в них сокрытое, и нам необходимо помолиться о том, чтобы вера в нашей душе действительно была спасительная и спасающая.

Приступаем не так просто, заодно со всеми и не понимая, с Кем соединяемся, но с внутренней тайной молитвой, чтобы Господь исцелил недуги нашей души и нашего тела. И Он силен это сотворить как всемогущий, всеблагой и всепремудрый. И, конечно, сотворит, потому что мы Его дети, а Он наш Отец, и Ему ничего для нас не жалко. Самое главное сегодня для нас из этого повествования вывести следующее: обретая исцеление и здоровье, не уйти на страну далече, там, где проказа греха удобно возвращается к человеку.

И действительно, многие из нас просят у Господа здоровья, вспоможения. «Самое главное здоровье, самое главное здоровье», – как магическое слово мы повторяем друг за другом. Здоровье хорошо только тогда, когда оно своей целью имеет служение Христу Спасителю, желание быть с Ним, как вот этот прокаженный ухватился за стопы Спасителя и не отпускал их, с внутренней благодарностью своему Господу. Соответственно, причастник, воспринимая сердцем Христа Искупителя, пусть позаботится о том, чтобы, как этот самарянин, не отступать от Христа. Потому что есть вера спасающая, а есть не спасающая. Вера не спасающая – это вера того, кто требует, но не умеет благодарить, того, кто получает и забывает о благодетеле. А вера, которая спасает – это та вера, плодом которой является вселение в нас Самого Господа Иисуса Христа, говорящего: «Спасение твое есмь Аз».

Что значит спастись? Спастись – это значит открыть створки своего сердца, двери своей души и пригласить Спасителя, чтобы Он, спасающий нас Бог, с нами пребывал, таинственно жил, действовал в нас самих. И не только на Божественной литургии, но и по окончании ее мы призваны пребывать в союзе со Христом – сознательно, с трепетом и со страхом, его славословить, благодарить и как будто осязать Его стопы, что и свершается с теми, кто любит молитву, с теми, кто свое внимание полностью устремляет ко Христу и, подобно Симеону Богоприимцу, обымает своими руками Спасителя. Поэтому главное для нас, причастников, не впадать в забвение, в рассеянность. Но по причащении и начинается, если хотите, подготовка к Святому Причащению. Точнее, самое главное не приобщиться Святых Таин, но, приобщившись, остаться рядом со Христом и обратить полноту своего любящего внимания, благодарения, так чтобы мы удостоверились в том, что Воскресший Христос врачует нашу душу и тело и таинственно пребывает с нами. А это требует весьма большого труда. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024