Проповедь на Евангелие от Луки, гл. VIII, ст. 26-39. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На всенощной, 12 ноября 2023.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Собираясь каждый воскресный день в Божием храме и чая выноса Святой Чаши, воскресим в памяти ту запоминающуюся и страшную картину, когда в безлюдной местности Гадаринской навстречу Спасителю вышло два человека, потерявших образ человеческий и Божий. Демоны, за какие-то согрешения вселившись в гадаринского бесноватого, били его днем и ночью о камни, никто не мог спутать нечастного ни веревками, ни цепями, люди избегали появляться в той местности. А едва лишь бесноватый увидел Спасителя, как возопили живущие в нем духи: «Иисусе, что пришел Ты мучить нас?» И затем, покинув сердце одержимого, по Божиему попущению, вошли в свиное многосотенное стадо, бросившееся с крутизны и мгновенно погибшее в водах Генисаретского озера. Так что пастухи, в страхе рассказав об этом жителям, привели их с собой, и те просил и молили Иисуса, чтобы Он скорее ушел из их пределов, боясь лишиться и прочих животных, разведение которые не было дозволено, между прочим, законом Моисеовым. А мгновенно исцеленный сидел у стоп Спасителя, облеченный в одежду, в ясном разуме и неотступно следовал за Господом. И шел бы за Ним, если бы Спаситель не повелел тому отойти в жилища свои и проповедовать домашним, что сотворил ему Бог.
Насколько милостив Господь. Людей, которые не были готовы слышать Спасителя и предпочли свинское житие общению со Христом, Господь не оставляет и посылает к ним вот этого соплеменника, который самим внешним своим видом и образом, разительной переменой, с ним происшедшей, был лучшим проповедником Евангелия, радостной вести о том, что Бог пришел в этот мир разрушить дела диавола и возвратить человеческой природе исконное ее благородство. Этот рассказ, безусловно, свидетельствует о том, в каком страшном состоянии находится человечество, отчуждившее себя от Бога.
Этот рассказ говорит о том, как страждет человеческая природа по согрешении Адама. Этот рассказ говорит о том, насколько глубоки и неисцельны духовные и телесные болезни, каждого из нас посетившие. И вместе свидетельствует о том, что Господу, врачу небесному и земному, легко и удобно избавить нас от тирании диавола, возвратить душе здравие, а с ним и укрепить наше тело.
Остановимся подробнее на упоминании евангелиста о том, что не могли этого человека связать узами, ни веревками, ни железными путами, все он их разрывал и убегал, помешанный, в безлюдные места и бился головой и телом о камни днем и ночью. Эти узы есть символ и образ тех спасительных уз, которыми нас Сам Господь хочет связать, как пеленуют младенца, родившегося из чрева матери. Есть некие существа, падшие духи, которые восклицают: «Расторгнем узы их и свергнем бремя их», – это из псалма царя Давида. И каждый из нас, взятый отдельно, сам по себе, если не станет чадом Матери Церкви по жизни, напоминать будет вот этого несчастного, который разрывал в безумии узы. И напротив, причащаясь Святых Христовых Таин, обретая вновь здравие душевное и телесное, мы увидим, как Господь перепеленывает нас, как младенцев, желая доставить здоровье и покой нашей природе, и умной – то есть душе, и телесной. О каких узах идет речь?
Первые узы – это само желание жить, и соединенный с ним инстинкт самосохранения. Человек, потерявший Божию благодать или чуждый Христа, как мы хорошо видим это на некоторых представителях нашей молодежи, может совершенно потерять врожденный, от природы нам данный инстинкт самосохранения. И необязательно молодой человек. Кто-то устает жить, перестает ценить жизни дар священный. А демоны, вселяясь в человека, чуждого Христа, внушают ему мысль уйти из жизни, покончить с ней счеты или настолько омрачают разум, что иной выпадает из окна или накладывает на себя руки, не приведи Господи. Вот Таинство Причащения –это соединение с Самой Жизнью. И причастник первым делом должен благословить Господа и сказать знакомые слова: я люблю тебя, жизнь. А жизнь – это Христос, жизнь это дар, которому каждому из нас ниспослан, чтобы мы успели полюбить Христа и впустили в себя Его Самого.
Есть и другие узы – кровные узы. Заметим, что люди, отдалившиеся от Христа и от Церкви, перестают ценить кровное, плотское родство. Глубокая рознь между детьми и родителями, невесткой и свекровью, мужем и зятем, а зачастую между мужем и женой, братьями и сестрами. Лукавый много трудится, чтобы изолировать человека, помочь ему забыть священные узы родства, и все для того, чтобы он попрал одну из кардинальных заповедей: чти отца и матерь твою, да долголетен будешь на земле, да благо тебе будет. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы должны принести домой любовь, светлость, терпение, милость, чтобы научиться служить людям как Христос служил людям, возобновить теплоту взаимного общения со сродниками, даже если они не разделяют с нами наших убеждений.
Есть и другие узы, есть узы духовные. Говорят, что они самые прочные и самые глубокие. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы действительно призваны себя осознать детьми единого Небесного Отца. Действительно семья духовная тех, кто постоянно приобщаться под одной храмовой кровлей обители Святых Христовых Таин – это новая общность народа, взятого в удел, среди которого Сам Бог таинственно пребывает. И как бывает печально, когда по причащении Святых Христовых Таин мы поддаемся внушениями падшего духа и смотрим друг на другая отчужденно, не понимая, что тело Христово – это мы, и каждый из нас член этого тела, равно как и наш сосед. Так что главной задачей христианина на земле является сохранение единства – единства духа в союзе мира.
И наконец самое последнее. Есть еще мистические узы, таинственные нити, которые соединяют нас непосредственно со Христом Искупителем. Это единение, союз со Христом свершается в глубинах нашего сердца, в тайне нашей душевной кельи. И только причастникам дано войти в эту келью, удостоверившись, что Сам Царь неба и земли нам внемлет, нас объемлет, нам ниспосылает Свою Божественную благодать, исполняя сердце смирением, чистотой, миром и любовью. И тот, кто старается сохранить это единение с Господом в глубинах своего сердца, без всякого труда исполнился любви к братьям и сестрам во Христе, научится обходиться с каждым из домашних, никого не обижая и не оскорбляя. Будет благодарить Господа не только за каждый день, за каждую минуту своего бытия, освободится от власти демонов и будет наслаждаться общением со Христом в лоне Матери Церкви. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.