проповеди

О воскрешении сына вдовы наинской Христом Спасителем и о воскрешении духа человеческого благодатью Духа Святого

23 октября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки., гл. VII, ст.11 - 16. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На литургии, 22 октября 2023.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Предстоя святому алтарю в ожидании святой Чаши, дорогие братья и сестры, мы напоминаем собою ту толпу, тех людей, которые во вратах города Наина, древнего библейского города, следовали за гробом, за бездыханным телом юноши, единственного сына безутешной матери, плакавшей, рыдавшей, для которой померк свет и едва ли не кончилась самая жизнь –потерей единственного сына. Навстречу этим-то людям и вышел Иисус Спаситель и, прикоснувшись к юноше, восставил его живым, так что тот сразу запросил еды, а народ в страхе и трепете, не веря собственным очам, восклицал: «Бог посетил народ Свой! Бог посетил Израиля!» Это одно из преславных евангельских чудес, которые свидетельствуют о том, что Иисус есть Бог всеблагой, всемогущий и всепремудрый.

И вот, приступая к Святой Чаше, хорошо тот сделает, если поймет, уразумеет, что он и есть бездыханный сын вдовы Наинской. Наша душа плачет и не может утешиться, потому что замер в ней бессмертный дух, созданный по образу и подобию Божию, призванный вместить в себя Христа Иисуса, дух, которому свойственно лишь устремляться к Творцу и упокоеваться в Нем, у нас пригашен, несмотря на то что в Таинстве Крещения Господь нас оживил, вложив именно в среду нашего духа искру Своей благодати. О том, что он у нас напоминает этого мертвеца, говорит то обстоятельство, что многие даже и не знают: а что это за дух такой во мне бессмертный? А где он, этот дух, а есть ли он у меня? Я ничего не чувствую, ничего не понимаю. Вот что такое мой рассудок и беспокойный ум, который шныряет везде и всюду, интересуется тем, чем не нужно – это я понимаю. Что такое чувства, которые сами о себе напоминают: болит мое сердце, уязвляется то печалью, то обидой, то тщеславием, то раздражением, – это тоже мне хорошо известно. А какой такой дух? А ведь о нем свидетельствует Христос: никто не знает духа, кроме самого человека да Бога Создателя. И главная наша задача и цель, говорит апостол Павел, в том, чтобы молиться на всякое время и во всяком месте духом.

И вот эта несчастная мать во вратах города встречает Иисуса. Вратами города Наина как раз можно и считать наши беспокойные ум и сердце, и пять чувств, через которых мы общаемся с этим миром. Душа наша, как матерь, всегда ходит какая-то огорченная, встревоженная, подавленная, унывающая, у некоторых плачущая, потому что чувствует она себя вдовицей, лишенной мужа, чувствует свою неприкаянность, ничем ее не утешить, потому что умер ее единственный сын – то есть она не чувствует в себе духа. Так говорил, между прочим, апостол: в последние времена будут люди, не имеющие цельной веры, не имеющие в себе духа, люди душевные, то есть занимающиеся только помыслами, мечтаниями, да всякими переживаниями.

И вот является Христос, Спаситель. Сейчас отвезутся Царские врата, и мы увидим Святую Чашу, а ней Пречистые Тело и Кровь Спасителя, и не священник держит Чашу, а Сам Христос держит священника и рукою священника Сам Христос Спаситель посещает нас, влагая в нас Свои Пречистые Тело и Кровь и энергию Святого Духа. Вот мы должны подходить к Святой Чаше как мертвецы, чающие оживления и воскресения, о чем сегодня так энергично диакон нам напоминал: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Жизнь будущего века – это благодать Святого Духа, которая, как живительная энергия, нас осеняет вместе с принятием Пречистого Тела и Крови, и свершается в глубинах нашего естества замечательная метаморфоза – если мы в нее верим, если мы ее чаем, если мы после причащения, как оглушенные, отходим в сторону, уже не обращаем внимания, кому там досталось два кусочка просфорки на запивке, а кому три, а устремляем наш изумленные очи вглубь самих себя и молимся: «Христе Воскресший, воскреси дух мой, освяти его, оживи его Своею благодатью», – с глазами как у испуганной орлицы молимся и благодарим Творца.

И со всяким рабом Божиим богобоязненным, трепетным, о котором говорит пророк: на кого Я посмотрю, только на молчаливого и трепещущего словес Моих, Господь свершает на Божественной литургии это чудо – воскрешает сын вдовы Наинской, – тот сел и попросил есть. Так вот и наш дух, который от нас самих как будто прятался, потому что мы прятались от него, шныряя по этому миру и ограничивая свои интересы и чаяния только земными пожеланиями. А тут, войдя внутрь самих себя, мы, веруя и молясь, увидим то, чего раньше не видели, услышим то, чего раньше не слышали, восчувствуем то, чего раньше не чувствовали. Дух наш обретет крылья и как будто восстанет из гроба – он сам по себе бессмертный, но живится и действует единственно благодатью Святого Духа, – и попросит есть. А в чем она, эта пища бессмертного духа? Это единственно обращение к Творцу, единение с Ним, молитва. Даже не все знают, что наш дух способен, не нуждаясь ни в земной пище, ни в отдыхе, ни в каких других земных посредствах, он способен непрестанно взывать к Богу. Он не утомляется, он не огорчается, он не раздражается, он способен лишь воспринимать Божественную любовь и радоваться о Боге, как Пречистая Дева нам говорит: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем».

Кто правильно причащается Святых Таин? Тот, кто, отойдя от Святой Чаши, весь день занимается самим собой и внутри самого себя ощущает и созерцает некое чудо: душа, а лучше сказать дух, начинает в нем сам собою взывать ко Господу, славословить Его. В душе все становится торжественно, чудно, мирно, светло, спокойно, радостно. Душа как бы единого Христа видит, а всех людей вокруг себя видит преображенными Божией благодатью. Даже когда засыпает, не может дух человеческий прекратить свою деятельность и внутренне взывает: «Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помилуй и благослови мя».

Вот Таинство, о котором нам рассказывает сегодняшнее событие, но оно имеет место только в верующих. Те, кто понимает дело, и те, кто чают воскресения, те, кто знают, что Божия благодать нас изменяет, окрыляет, делает более ангелами, чем животными и, соприсутствуя нам, возбуждает наш дух к непрестанному славословию, молению, покаянию, благодарению. И вот над верующими это Таинство непременно свершается – то, о чем мы сегодня говорим, – по причащении Святых Животворящих Христовых Таин. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024