Проповедь на Евангелие от Иоанна, гл. XX, ст.19 - 31. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 21 октября 2023.
Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с наступающим воскресным днем. На наступающей седмице отметим в четверг праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы, древней святыни и греческого, и русского народов, чтимые списки этой иконы находятся в Москве, одна из них в храме Воскресения в Сокольниках.
А завтра мы, даст Бог, соберемся на ранней или на поздней службе, и вспомним в заключение как Христос Спаситель, явившись пред Своими учениками в Сионской горнице, Воскресший Господь показал им, не веровавшим от радости, что они видят вновь живым своего Учителя, руки и ноги, прободенные запястья и стопы. А чрез седмицу даже пригласил отсутствовавшего в первое явление апостола Фому прикоснуться к этим ранам со словами: «Не будь неверным, но верным». И ублажил тех, кто, по слову апостола, не сомневается в великом таинстве восстания Христа живым из гроба.
Мы часто слышим или читаем об этом, но не всегда вбираем в сердце это свидетельство, как любит Господь каждого человека, каждого Своего ученика. И эта любовь явлена в Боговоплощении, воскресении и в том, что Спаситель нам дарует прикоснуться, узреть истинность Своих страданий и воскресения, прикоснуться к Своему Пречистому Телу, и не только прикоснуться, но восприять его – в Таинстве Евхаристии под образом хлеба и вина Господь растворяет с нашим падшим естеством собственное непорочное естество. И это нужно не просто осознать, а восприять сердцем, в этом предложении Господа вся полнота Его воистину Божественной любви к человеку. Почему и приобщаться Святых Таин Церковь предлагает нам с верою, со страхом, трепетом и любовью.
Вспомним, апостол Павел говорит: все, что должно знать было человечеству о Божестве, явлено с древних времен людям, ибо невидимая Его, Бога, сила и слава Божества - как будто видимая, чрез созерцание разумным человеком всего величия сотворенного Богом мира. Господь все народы распределил по лицу земли с одной единственной целью – дабы они искали Бога, да не ощутят ли Его, не осяжут Его, ибо мы Его произведение, мы Им, Богом, сотворены, движемся и существуем. И вот к этому свидетельству апостола Спаситель добавляет еще новые свидетельства Своей любви – Он предлагает нам осязать и вкусить, соединиться пречудным образом с Его непорочным человечеством, так что, причащаясь Святых Таин, и дух, и душа, и тело Христово таинственно растворяются с нашими, и Сам Христос таинственно живет в нас.
Что это значит? Это значит, что наша немощная греховная природа – наше тело, подвластное страстям похоти, пресыщения, наша душа, которая увлекается часто гневом, раздражительностью, унынием, тщеславием, наш немощный дух, который сокрыт от нас самих, потому что молитва совершается преимущественно внешним путем, – вся наша природа освящается Христом Искупителем. И мы, если с верою и любовью причащаемся, то заимствуем от Спасителя непорочные свойства Его телесной природы, не говорю о том, что еще освящаемся Божеством Христа. Ведь дух Христа кроткий, милостивый, Христос всегда пребывает как Человек в единстве со Отцом, в молитве к Нему. Душа Спасителя – чистая, пречистая, смиренная. Тело Христово – целомудренное, святое всех святых. И таким образом в Крещении и Таинстве Причащения нам прививается непорочная человеческая природа Иисуса Христа, и нужно только позаботиться о том, чтобы воздерживаться от всего, что нарушает наше единение с Господом, для того чтобы Божественная благодать усвоилась нам, и мы обновились, очистились и освятились.
Вот об этом будемте размышлять, приуготовляя себя к Божественной Евхаристии на воскресной литургии.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.