Проповедь в храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 15 октября 2023.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Готовясь приобщиться Святых Христовых Таин, мы воспоминаем слова апостола Иоанна Богослова: «Бог есть любовь». И приемля, принимая Пречистые Тело и Кровь Создателя, мы становимся причастниками вечной Божественной любви, принимаем силу Святого Духа, которая очищает, обновляет, освящает наши ум и сердце, и причастнику Святых Христовых Таин становится понятным таинство любви Божией к человеку. Во всяком случае, по причащении Святых Христовых Таин мы уже можем, но не должны говорить: а где она, любовь? А где я возьму силы, чтобы любить? И прочее, и прочее, что умаляет в нас действие Божественной благодати, а в иных ропотниках и маловерных совершенно скрадывает это действие.
Итак, по причащении Святых Таин Христовых помолимся, чтобы Господь освятил наше сознание и дал нам подлинное разумение и силу исполнять заповедь: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть. А ведь Он повелевает солнцу сиять и на праведных, и на злых, Он милует всякое Свое создание. И причастник должен смотреть на человека и человечество совершенно особым образом – как будто бы с высоты птичьего полета. Ведь все люди суть произведения Небесного Отца, все мы почтены удивительной природой – речь идет о душе и теле человека и о способности каждого человека воспринять Божественную благодать. Все мы вошли в этот мир, пусть и подлежащими искупительной силе Таинства Крещения, но невинными, неискушенными во зле младенцами, о которых Писание говорит: Ты, Господи, хранишь младенцев, из уст младенцев и припадающих ко груди Ты принимаешь хвалу и благодарение.
Причастившись Святых Христовых Таин, мы, общаясь друг с другом, должны помнить, что наш Спаситель воспринял, облекся в нашу природу, настолько Он любит человека. И в каждом из нас таинственно присутствует Христос. Притом, что Господь желает и намерение Его заключается в том, чтобы не только нас, грешных, но крещеных Своих учеников, но и все человечество собрать под крыло, и разрозненных овец погибающих собрать в единое словесное стадо, которое бы грелось и просвещалось у ног доброго пастыря, Спасителя. Намерение Христа Искупителя заключается в том, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, все без исключения – те кто нам нравятся, и те кто нам не нравятся, – у Господа достанет силы и благодати и милости простить всякого, лишь бы он только обратил свой взор ко Христу с покаянием.
Причастившись Святых Христовых Таин, мы должны ясно понимать, что Бог не отождествляет нас с нашими грехами. И нет ничего более вредного, страшного и неполезного, чем измерять своим косым взглядом человеческие грехи. Все их Христос вознес на крест, взяв вину на Себя за все человечество. А значит, во мгновение ока Он самого страшного злодея, если тот искренно обратится, осознает свою вину, простит и помилует, чему в истории Церкви есть множественные примеры. Итак, мы не должны отождествлять никого из людей с тем несчастьем, с той бедой, в которую он попал, отдалившись от Бога или вовсе не зная Бога. Одно дело – человеческое произволение дурное, склонение воли на сторону зла, принятия ложного решения. А другое дело – самая природа, душа, дух и тело, которые с нашей природой имеют общность, ибо все мы ветви от единого корня, все мы листики единого древа, человеческой семьи. Таким образом, с причастником главное изменение благодатное происходящее должно быть такое: мы не должны отделять и отчуждать себя от окружающих, не должны себя воспринимать как своего среди чужих, чужого среди своих, не должны думать о себе обособленно. Но должны чувствовать это общее единство с людьми, потому что мы слеплены из единого теста, и есть у нас общий Отец, и всех Он хочет спасти и помиловать, и прижать к Своей груди.
«Не в осуждение ли я причастилась, батюшка?» Может быть, и в осуждение, если смотришь на всех как затравленная крыса или волком, норовящим убежать в чащу. А если причащаешься с верой и любовью, то должна смотреть на всех как младенец, всем желая милости, помилования, желая благодати Святого Духа, которую сам ты получаешь в Святом Причащении. Пусть же наши сердца и согреются этим чувством братства, нашего существеннейшего единства в Боге, так чтобы все человечество, а не только своих полутора родственников, мы воспринимали как свою семью, родными людьми, желая всякому познать Христа так, как Он дает познание о Себе и нам, грешным. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.