телепередачиТВ-СОЮЗ

Беседы с батюшкой от 2 апреля 2023

05 мая, 2023
00:00
00:00

Беседы с батюшкой от 2 апреля 2023. Ответы на вопросы.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Помимо основного, скажем так, действа – участия верующих в Евхаристии – Церковь предлагает нам еще и таинства. По традиции их всего семь. Христос постановил совершать Святую Евхаристию, но потом в истории сложились и таинства. Зачем они нужны?

– Господь пришел на землю, воплотился для того, чтобы вдохнуть в одряхлевшее человечество, изнемогавшее под бременем власти лукавого, новые силы; пришел возродить человеческий род, обновить нашу природу, что и свершил Своей смертью на кресте, воскресением из мертвых, восхождением к Отцу и ниспосланием Духа Святого.

Дух Господень дышит в лоне Матери Церкви в семи источниках. Вы совершенно правы, таинство таинств – это Божественная литургия, бескровная жертва, Святая Евхаристия, или благодарение, когда верные, вкушая под образом хлеба и вина Плоть и Кровь Господни, получают все необходимое для своего очищения, освящения и обожения. Но для того, чтобы я мог воспринять все богатство этого дара, я должен быть приуготовлен, прежде всего меня должно ввести в Церковь, соделать ее чадом, способным воспринять Христа, что и свершается посредством таинств Крещения, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения, Соборования, которое как раз предлагается нам в эти печальные дни Великого поста во исцеление и освобождение нас от гнетущих болезней духа и тела. Венчание – освящение семьи как Божьего установления, посредством чего она становится малой церковью, в которой живет Христос. И все это было бы невозможно без участия священника. Он проводник Божественной благодати. Это таинство Священства, совершающееся при возложении рук епископа на кандидата.

Таким образом, эти семь источников приобщают нас к живой воде Духа Святого. Через них мы приуготовляемся к участию в Святой Евхаристии. Жизнь Церкви глубоко таинственна, почему она и называется мистической. Она сокрыта от плотского грешного ока, но совершенно явственна, осязательна для зрячего, верующего, горящего любовью ко Христу сердца человека.

– В таинстве Крещения мы проводим особый обряд. Что происходит в этот момент?

– Есть совокупность священнодействий, главнейшее из которых – троекратное погружение в купель…

– Важно именно погружение?

– Таково апостольское установление, имеющее глубокий смысл, соотносимый с рождением ребенка из лона матери. Купель является лоном Матери Церкви, мы приобщаемся к смерти и воскресению Господа Иисуса Христа. Тридневное воскресение – то есть на третий день после Распятия. Пятница, суббота – и в воскресенье Христос восстал из мертвых.

Два начальных таинства – Крещения и Миропомазания (возложение апостольских рук на новокрещенного сейчас совершается посредством нанесения святого мира) – возрождают человека, прежде отчужденного грехами от своего Искупителя, вводят его в Церковь именно для участия в Святой Евхаристии. Не случайно в глубокой древности таинство Крещения всегда совершалось под Пасху или под Рождество и завершалось ночной Божественной литургией.

– Поэтому даже в богослужении поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

– Это песнопение на современный русский язык переводится как «все мы, крестившись во Христа, облеклись в светоносные ризы Божественной благодати». Таким образом, благодатная жизнь Церкви никогда не оскудеет. Меняются эпохи, экономические формации, меняются сами люди, их воззрения, мода, земные обычаи, а Церковь стоит на неподвижном основании, драгоценном камне Господе Иисусе Христе. И по-прежнему дышит светом и теплом благодати Святого Духа, простирая свои объятия всем жителям земли, призывая их, узнав в Иисусе истинного Бога во плоти, через веру в Него, через покаяние и крещение войти в лоно Церкви и воспринять дары Святого Духа в таинствах.

– Работая с вопросами телезрителей, мягко говоря, устал получать вопросы, касающиеся цены за таинство. Все равно выходит этот вопрос. Вот, например, у меня нет таких вопросов, я приношу ребенка в храм покрестить и знаю, что рубашка стоит столько, свечки столько и так далее. У меня такое к этому отношение. Но у многих этого нет. Связано ли это с тем, что люди не совсем понимают, что происходит в церкви? Может, мы не объясняем, как это может быть красиво сделано? Обряд таинства Крещения можно совершить очень красиво, когда купель украшается живыми цветами... Это дорого, наверно, но как один из вариантов. Можно поговорить со священником и попросить быть более торжественным. Можно пригласить какое-нибудь трио, чтобы пели. Может быть, мы здесь недорабатываем и люди не понимают истинной красоты нашего богослужения?

– Есть с кого брать пример, на христианском Востоке крещение – это всегда не только семейное торжество, но и общецерковный праздник. Где-нибудь в Греции, Болгарии или Сербии мы видим, что все одеты в праздничные, едва ли не белоснежные одежды, на крещение младенца собираются и дядюшки, и тетушки – весь клан, весь род. Пожелаем только православным болгарам и грекам участвовать умом и сердцем в совершаемом таинстве, а не стоять во дворе во время священнических молитв.

Я согласен, что от священнослужителей зависит немало. Святейший Патриарх часто нам, пастырям, говорит, что мы должны быть своего рода миссионерами и проповедниками, совершая каждую требу, стараясь максимально доносить до всех, кто участвует сегодня в крещении или венчании, глубочайшее значение, символику святых обрядов, рассказывая о том, как непостижимым образом Божественная благодать снисходит в сердца венчающихся, подготовленных к тому покаянием, постом, молитвой. И там, где пастыри с любовью к пасомым тщательно, с чувством, благоговением совершают все положенные молитвы, там и дается людям разное разумение, дается осязать пришествие Святого Духа, там и преображение умов и сердец, что всегда дает какой-то радостный пасхальный отзвук в душах даже случайно зашедших в это время в храм людей.

– Православие – это еще и очень красиво.

– Православие – это красота и небесная, и земная, о чем хорошо знали наши предки, пораженные величием византийского богослужения. Некогда они вернулись к святому князю Владимиру, и на самих лицах их было такое сияние, такая небесная радость, что князь сразу указал на дверь представителям иных вер.

– Да. Как правильно подготовиться к таинству Крещения? По традиции, насколько я знаю, на восьмой день идет наречение имени.

– Знаю, что у одного моего любимого ведущего телеканала «Союз» вчера родился ребенок, дедушка которого священник. И как было бы прекрасно пригласить дедушку на 1-й, 2-й, 3-й день, когда малыша выписывают вместе с мамой из родильного отделения, прочитать особые священнические молитвы для новорожденного прежде наречения имени. В этих молитвах мы просим, чтобы Господь укрепил его здоровье, защитил от воздействия демонических сил, восстановил маму от болезней рождения.

– Эти молитвы есть в Требнике?

– Несомненно. И на восьмой день – наречение имени. Библейская традиция говорит о том, что имя таинственно сопряжено с личностью человека, поскольку в имени сокрыто благодатное значение всего того, что малыш, воспитываемый родителями, должен явить миру, чем он должен прославить Бога. Как педагог, я люблю, встретившись с учениками, толковать их имена. «Как тебя зовут?» – «Тёма». – «А полное имя?» – «Артем». – «Ну, Артем – это по-советски, а по святкам ты Артемий. Знаешь значение имени Артемий?» – «Нет, не знаю». – «Артемий – здоровый, светлый, сильный. К чему призывает тебя твое имя? Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. В здоровом теле здоровый дух».

Восьмой день – это действительно торжественное событие, когда священник может быть приглашен домой для наречения имени. Нужно восстанавливать патриархальные трогательные обычаи старины.

– Батюшка приходит домой. А крестных надо?

– Можно. И сразу же познакомить батюшку с будущими восприемниками. Он заодно их испытает на прочность, исповедует, убедится, что это люди, руководствующиеся не просто родственным чувством, но сами алчущие Божественной благодати в таинстве Причащения. И затем неплохо батюшку угостить малиновым или земляничным вареньем, посидеть с ним на кухне или в гостиной, чтобы священник утешил и подбодрил родителей и крестных после такого радостного и волнительного события, как рождение младенчика на свет Божий.

– На восьмой день батюшка может прийти домой и, по сути, прочитать молитву наречения имени? Имя называет – и с этого момента ребенок наречен этим именем? Как епископа избирают, когда он еще архимандрит, а потом поминают: избранный и нареченный епископ такой-то?

– Да. Родители должны заранее определиться, ведь иногда у мамы одни приоритеты, у папы другие; или вмешиваются бабушки и дедушки. Нужно прийти к согласию, чтобы мы обрели вместе с именем и святого небесного покровителя, который отныне будет в таинственной и мистической, то есть незримой внешнему оку, духовной связи со своим покровительствуемым младенцем.

– Получается, молитвы после рождения, на восьмой день наречение имени, потом уже само таинство Крещения на 40-й день.

– Если обстоятельства не вынуждают поспешить с крещением, то избирается 40-й день, еще и потому, что мама уже может деятельно участвовать в таинстве, преодолев болезни рождения, и приобщиться Святых Христовых Таин вместе с младенцем. Кстати, существует достаточно нелепое представление, иногда его разделяют даже священники, когда младенцу уже полтора года, а батюшка по старинке, не вдумываясь в содержание молитв в Требнике, говорит: «Родители, стойте на улице». В то время как нужно маме с самого начала прочитать положенные молитвы. Нужно пригласить родителей участвовать и духом, и молитвою в духовном возрождении их чада.

– Мы сейчас попыталась рассказать, как грамотно, по-церковному все выстроить, как в старину.

– С любовью к людям и благоговением к той древней церковной традиции, которая должна быть нами осмыслена и которая очень много дает уму и сердцу.

– Вопрос от телезрительницы Светланы: «Моей дочке 1 год и 7 месяцев. Мы ее крестили, приносим ее периодически на таинство Причащения, но, несмотря на это, она все равно постоянно бывает в каком-то бесноватом состоянии: то игрушку кинет, то еще что-то. Видно, что ребенок беснуется. Кому можно молиться? Какие записки подавать? Что Вы посоветуете в такой ситуации, чтобы не опускались руки?»

– Вопрос насущный, наводит на размышления. С одной стороны, может иметь действие просто какой-то испуг. Ребенок боится многолюдства, незнакомых людей, теряет спокойствие, плачет. Здесь, конечно, хорошо бы, чтоб и батюшка, наделенный отцовскими чувствами, проявлял внимание, спокойствие, ласковость, не нервничал, как это иногда бывает. Батюшки тоже люди. Бывает, что дитя так остро реагирует на Божественную благодать по каким-то другим мистическим причинам. Скажем, у родителей не освящен брак, они не венчаны.

– И, например, не причащаются.

– Не приобщаются Святых Таин, хотя не имеют ничего против воцерковления малыша. Здесь, безусловно, важно самим родителям подготовить среду духовного обитания младенца, когда мама с папой сами входят в эту струю Божественной благодати, с убеждением и любовью восполняют недостающее, глубоко исповедуются, приобщаются Святых Таин; повенчавшись, начинают трудиться над собой, потому что каждый родительский нравственный изъян бумерангом каким-то образом отражается на младенце. Условно скажем, у папы какая-нибудь двойная жизнь, известная одному Богу. Для ребенка это всегда рана, и лукавый будет наезжать именно на самое слабое звено.

– Все-таки чувствуем друг друга.

– Есть незримые узы.

– Видишь какие-то проблемы – подумай, что ты делаешь не так.

– Семья – это некий монолит. Мой дом – моя крепость. Родителям не должно самим волноваться, нервничать, потому что очень часто импульсы родительских сердец передаются малышу. Когда мы с улыбкой, молитвой, согревая дитя в объятиях любви, входим в храм, потихонечку дети успокаиваются, ибо они первые воспринимают Божественную благодать. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, – говорил псалмопевец Давид еще за тысячу лет до Рождества Христова.

– Рецепт один: причащаешься ты, ребенок это видит. Все просто получается. Все в связке.

По нашей традиции ребенок до 7 лет причащается без исповеди.

– Однако наши детки сегодня развиваются слишком быстро. У них раскрывается ум, нравственное чутье. И если добрый пастырь сам имеет педагогическую жилку, то очень даже полезно священнику с ребеночком хотя бы кратко пообщаться. А еще прежде священника мама готовит своего пятилетнего малыша к празднику причащения. Мы говорим о праздничной атмосфере, чтобы дети были чисто вымыты, не были замарашками. Были как цветочки, конфетки.

Вспоминается, как мама говорила: «Вот это ты надеваешь в школу, а это в храм».

– Надевали лучшие рубашечки, платьица, чтобы мажором отзывалось в сердце посещение храма. И тут очень хорошо бывает маме провести с малышом хотя бы пять минут, обсудить: а что у нас с тобой за неделю было не слишком завидного, замечательного? В чем нам нужно испросить у Господа прощения? Помнишь, что у тебя там случилось, что мама была недовольна? Вот такие полуисповедальные, нравственные, маленькие беседы и вопросы очень полезны. Бывает, что священник выслушивает как бы полнокровные признания от малышей, стащивших без спроса у брата конфету или котлету или подравшихся.

– К Вам приходят такие малыши?

– Я преимущественно детский батюшка, со взрослыми мне скучновато, потому что у них вопросы какие-то примитивные: что можно, что нельзя, куда свечку поставить? А дети вас поражают. Я вспоминаю мальчика с картины «Московский дворик» Поленова. «Мальчик, что ты хотел батюшке рассказать?» Мальчик прямо светится, прозрачный изнутри, такой русский эльф. Говорит: «У меня случилось страшное». – «Что же произошло?» – «Я чуть не наступил на хвост своего любимого котика». То есть был на грани этого чрезвычайного происшествия. «Будь осторожен, смотри – куда ступить, что молвить». Рядом стоит девочка, у нее на лице одни глаза, платок васнецовский, старообрядческий фасон. Девочка стоит и задумчиво смотрит на меня не моргая. Я, как дядя Степа, над ней возвышаюсь, наклоняюсь: «Ну, зайчик, что тебя заботит? Что смущает твою душу? Что лишает тебя радости?» Девочке 6 лет. Она задумчиво, сознательно говорит: «Гордыня». Я запомнил это на всю жизнь и почувствовал, что это ко мне относится, что это я превознесенная гордыня. Устами младенца глаголет истина. А ребенок изрекает нечто, что Сам Бог положил ему на сердце.

– Это интересно. А далее какое таинство? Соборование? Многие спрашивают, когда можно соборовать детей.

– Маленьких детей маслицем помазывают. От иконы или соборным.

– Мамочка может помазать сама?

– Да. А полнокровное участие в соборовании все-таки предназначено уже для возрастных особ. Тут уж как батюшки определят, может, 12–14 лет. Когда мы приходим в храм, если это не частная треба на дому, батюшка семикратно помазует смешанным маслом и вином, освященным молитвою, с призыванием святых, которые врачуют. Целитель Пантелеимон, святые бессребреники Косма и Дамиан и новые святые врачи – святитель Лука Крымский, святитель Нектарий Эгинский, блаженная Матрона. И в храме стоят люди, заблаговременно записав имена помазующихся, чтобы священник или священники возносили пред Божьим престолом их имена, молясь о здравии. Очень содержательно. Читается канон о болящих – начальное звено таинства. Много зависит от священнослужителей или чтеца, чтобы эти тропари или ирмосы старательно и тщательно пелись, чтобы священник доносил глубокое богословское литургическое значение каждого из них. И читается семь евангельских свидетельств о том, как Христос врачевал кровоточивую, исцелил бесноватую дочку сирофиникиянки, притча о мудрых девах и прочее. Таинство Соборования неизменно освящает наш ум и сердце миром и тишиной, внутренняя радость заполняет сердца.

И есть интересная обрядовая сторона дела. Таинство Соборования обычно предваряется исповедью, чтобы Бог простил все вольные и невольные прегрешения и человек мог воспринять благодать полным сердцем. И от соборования всегда остается маслице, которое мы разливаем по пузырькам. Как приятно взять его с собой и ежедневно помазываться этим маслицем во исцеление души и тела. Или, например, в небольших храмах, где особенное попечение о народе и священник знает всех своих прихожан, заранее нарезается хлеб на подносе, на него выливается оставшееся виноградное вино и оливковое масло, и получается такое блюдо, которое можно слегка присыпать сахаром. И у прихожан, потрудившихся в течение двух часов, пробуждается аппетит.

Как хорошо бывает каждому взять по кусочку этого хлеба, и остается впечатление о храме как о родном доме. Здесь тебя и приняли, и грехи тебе Бог отпустил, и во исцеление души и тела ты был семь раз помазуем. И еще тебе батюшка даст небольшой кулечек, а там зернышки пшеницы, скажет: «Эти зернышки тоже используй. Приснился плохой сон, какое-то смущение в душе или тревога посетила (а сейчас каждый третий рассказывает, что он страдает от панических атак), клади зернышко под язык и ходи с ним, пока не проглотишь его случайно». А так как в церкви все освящено, то через вещественные начала, через эти зернышки Сам Господь отведет от тебя все твои комплексы, смущения, фобии, страхи». На следующий день прибегает: «Батюшка, у меня было двадцать пять панических атак, я все зернышки съела, можно еще получить?» – «Получите, пожалуйста».

– Хлеб, вино и оливковое масло – это угощение идет из Греции. Я был на Афоне, и там так принято: всенощное бдение могут прервать на литии – и все угощаются.

– Да, пять хлебов освящаются на всенощной, и соборование как раз нам напоминает об этом обычае.

– Есть чему поучиться у эллинов. А на венчании есть обручение. Мы обычно соединяем это все в единое таинство, то есть сначала в притворе происходит обручение, а потом уже начинается венчание. Можно ли эти действия разделить во времени?

– Да, такое бывает на практике. Раньше собирались семьи, и отцы обсуждали экономическую составляющую жизни молодых. Это помолвка. Сейчас у нас, как правило, знакомятся родители с обеих сторон, откупоривается шампанское, благочестивые родители заранее приносят семейную икону, чтобы благословить молодых и передать им эту святыню.

А обручение происходит уже в стенах храма, когда жених и невеста как будто впервые соединяют свои руки, и окропленные святой водой кольца неразрывностью своей говорят о нерасторжимости брачных уз (в идеале). Батюшка возлагает на дрожащие персты молодых эти колечки, по глубокомысленному обычаю иногда трижды меняет их взаимное положение в знак единства духа, души и тела жениха и невесты, и звучит молитва, в которой мы испрашиваем ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес для всей семьи.

Оказывается, помимо ангела-хранителя, венчанные супруги наслаждаются еще незримым присутствием ангела, который простирает над ними свои крылья и наполняет дом тишиной, миром, радостью и внутренней полнотой, послушать которые хотели бы все. Поэтому в дом венчанных супругов всегда стремится народ. И чем супруги хлебосольнее, тем чаще раздается стук в их дверь. И нам, батюшкам, иногда приходится давать молодым супругам наставление: «Ваш дом – не проходной двор, принимайте тех, кто заранее сообщит о своем визите». Потому что молодым самим так хочется побыть вдвоем, восчувствовать эту полноту, о которой говорит Сам Господь: где двое… собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Многие наши телеприхожане знают, для чего венчаться: для того, чтобы Сам Христос жил, действовал, таинственно соприсутствовал супругам, обновляя их сердца, возбуждая в них ту первую любовь, которая соединили их судьбы.

– Бывает, венчание по каким-то причинам откладывают (может, денег хотят больше заработать, чтобы торжественнее все прошло). То есть молодые люди с согласия родителей могут задолго до венчания просто взять и обручиться?

– Могут быть наречены женихом и невестой. Но по совести и религиозному обычаю при этом они должны не спешить к жизни по плоти, а сохранять воздержание. В древности невеста еще сидела в своем тереме (отец сторожил ее невинность), жених в это время рыл озеро или пруд, пускал туда лебедей или уток, прислушиваясь к желаниям своей избранницы. Но если после обручения он и она перессорятся и их пути разойдутся, то на них уже смотрели как на неосновательных людей, несмотря на то, что они еще и не приступали к супружеской жизни.

– А уже не ужились…

– Поэтому сейчас редко мы отделяем в таинстве Венчания одно действие от другого. Хотя неплохо знать жениху и невесте, что они призваны приготовить все необходимое и достаточное для совместного жития. И нужно хорошенько потрудиться, эти свадебные хлопоты очень уместны. Невеста идет к ювелиру и просит на столовом серебре выгравировать имена. Эти фигурно выгравированные имена – прекрасная память для внуков: «Это вилка моего дедушки». И такое столовое серебро на вес золота.

– Это же на самом деле очень красиво. Ведь человек сейчас, начиная совместную жизнь в юном возрасте, уже думает о том, что будет в будущем. У нас сейчас так никто не думает.

– Все зависит от того, как воскрешать в сознании современного поколения глубокие символы. А что стоит за венчальным платом? Я бы, например, раз в месяц открывал для детей сундук с какими-нибудь медными застежками, а там, переложенные лавандой, лежат венчальные полотенца, на которых стояли папа и мама. Оттуда идет запах не нафталина, а лаванды. Это символ их супружеского счастья. «Если кто из вас будет достойным, то может сподобиться вступить на этот самый плат».

Бывало, что бабушки свой плат передавали внучкам, и эти семейные святыни (бабушкины кольца, венчальное платье, сшитое невестой своими руками) – материальные носители Божественной благодати. На вес золота венчальная икона, которой мама затем благословит свою дочь. И дочь, зная, что любовь матери крепче самой смерти, с этой иконой воспримет и саму харизму любви, жертвенности. Сегодня мы должны вдумываться и воскрешать эти реалии, потому что крепкая и прочная семья – это среда обитания Божества и залог возрождения Отечества.

– В какой-то степени мы все обнулились, потеряли все это. Мы не знаем, что было у прапрадедов. Этому способствовали разные причины: духовный упадок и физическое уничтожение наших предков. Но ничто не мешает начать…

Вопрос телезрителя: «Я слышал, что душой человек наделяется во время зачатия. Тогда как объяснить, что дети умирают во время родов и даже в утробе матери? И второе. На Земле сейчас миллиарды людей, и что – Бог присутствует при каждом зачатии? Откуда берутся такие сведения, из каких источников?»

– Ребенок действительно может не родиться (замершая беременность, например). И испытывать причины этого можно, хотя не всегда допытаешься до сокровенного смысла. Судьба человеческая – бездна многая. Есть какие-то земные факторы (мама понервничала, или съела что-то не то, или подхватила какую-то вирусную болезнь), а есть причины, которые сокрыты от нас (что Бог творит, Он никому не говорит). Ясно только одно, что дитя, зачатое в венчанном браке, плод, освященный причащением Святых Христовых Таин, уже принадлежит воскресшему Христу.

Что касается души человеческой, это один из самых таинственных вопросов. Имею в виду, что с момента зачатия, по вероучению Церкви, ребенку соприсутствует его бессмертный дух, его уникальная душа. И душа не отпочковывается от души родительской, но это таинство совершается не без Божьего содействия.

Да, представьте себе, сколько не рождается людей, но в утробе матери находится плод, который уже носит в себе образ Божий. Это тайна, требующая великого благоговения. Как сказано: Ты, Господи, хранишь младенцев. Спросим себя, все ли матери, вдруг обнаружившие, что у них в сердце поселилась жизнь, относятся к этому событию как к таинству, благодарят за это Господа? Все ли готовы выполнить то, к чему их побуждает самый смысл семейной жизни, материнское чувство и совесть?

Думается, школа, правильное домашнее воспитание, правильный круг чтения для того и даны, чтобы юные относились с благоговением к священному дару жизни, понимали, что им от Всевышнего дано этим даром поделиться и породить новую жизнь. К этому нужно готовиться не легкомысленным и развратным образом жизни, а хранить свою чистоту и невинность, посвящая Господу Богу свое первое дитя.

Это глубокий и серьезный разговор, для чего сотрудники телеканала «Союз» и трудятся не покладая рук. Благодаря этому труду сейчас в России мы все-таки выходим из состояния дремучего невежества и понимаем, насколько жизнь хрупка, насколько мы ответственны за каждый шаг, насколько глубоко нужно вникать в таинства жизни и смерти. И как нужно искренно входить в лоно Матери Церкви с тем, чтобы пользоваться доверием Творца, Его помощью, выстраивая нашу жизнь согласно с Его волей.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

ТВ-СОЮЗ

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024