«Беседы с батюшкой». Передача на телеканале «СОЮЗ».
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.
– Сегодня тема нашей передачи – «Пост – весна души». Как правильно настроиться на пост, чтобы провести его с радостью?
– Думается, что нужно помнить: пост увенчается Пасхой. Пост есть стезя, по которой мы шествуем к светлому Воскресению Христову. Постом мы призваны усвоить для своей души все плоды искупительного подвига нашего Спасителя, Который ради освобождения человека, человечества от пленения диавола, ради победы над смертью, жертвами которой мы стали, ради освобождения нас от страстей, как мы видим из Святого Евангелия, и Сам возлагает на Себя пост, не имея в этом нужды, не имея в Себе ни точечки темной от наших человеческих страстей. Являя образ совершенного послушания Небесному Отцу, Сын Божий проходит через горнило преследований, страданий, клеветы, неправедного суда и восходит на крест, беря на Себя, усваивая Себе нашу вину и снимая с нас, с человеческой природы то проклятие, которое мы навлекли на себя сами в лице Адама, умножив это своими собственными грехами. Пост должен помочь нам еще теснее сочетаться, соединиться со Христом, сродниться с Ним. Мы призваны постом широко раскрыть наше испорченное гордыней, похотью и злобой сердце, раскрыть его навстречу взору Небесного врача, хирурга, Спасителя Господа Иисуса Христа, чтобы Его благодать, воспользовавшись нашим вниманием, покаянием, верой, молитвой, любовью, очистила нас от всякой скверны плоти и духа. И таким образом наши сердца были бы приготовлены к единению с воскресшим Спасителем. Всему этому и служит Великий пост как в его внутренней, духовной части, так и во внешней части воздержания от излишеств.
– Пост предполагает воздержание, дисциплину. Как связана дисциплина со свободой и радостью?
– Для того чтобы обрести свободу свершать подлинное добро, крайним выражением которого является молитва к Богу, чтобы обуздать собственную плоть, которая теснит дух и порабощает его, нам и дарован пост. Нам не нужна свобода в излишествах, в пресыщении, в пьянстве, в нарушении нравственного закона, ибо всякий творящий грех, то есть совершающий что-то во имя ложно понятой свободы, совершающий что-то против воли Божией, становится рабом, пленником греха. Таким образом, свобода есть свой обод. Мы должны знать свой обод, ограничить потребности низшей части природы, чтобы возвыситься духом. Так вода бывает теснима в недрах земли, но, найдя выход из нее, бьет, словно гейзер, вверх и переливается в лучах солнца всеми цветами радуги.
– То есть итог дисциплины – это радость и свобода.
– Свобода о Христе Спасителе. А пресыщенное брюхо, по русской пословице, к учению глухо.
– Пост – это время сугубой молитвы. Каково должно быть качество молитвы и ее количество во время поста?
– Количество у каждого свое, не будем только забывать слова Евангелия о том, что молиться должно непрестанно. Как дышит человек во имя жизни, поддерживая силу бытия, так в идеале он должен прийти к молитвенной обращенности ума и сердца к Господу Иисусу Христу. Этому и служат различные чинопоследования, утренние и вечерние молитвы; чтение Псалтири, Священного Писания, Евангелия тоже вменяется в молитву; этому служат богослужения Великим постом, они протяженные, неспешные. Чего ради? Чтобы Господь Своим невидимым перстом возжег внутреннюю лампадку нашего сердца – в храме или вне храма, в уединении или среди людей человек, духовно выздоравливающий, призван внутри себя всегда тянуться, словно цветок, к источнику света и тепла, взывать к Богу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».
А вот качество молитвы куда более важный вопрос. У младенца своя порция молитв (как молочная смесь), у студента – чуть больше, у батюшки свой оборот молитв; у человека, готовящегося перейти в мир иной, есть понимание, что без молитвы как без воды. Качество молитвы – это всегдашнее внимание ума к словам произносимого молитвословия. Однако здесь важно понимать, что резервуар, в котором плавают золотые рыбки наших молитв, – это сердце. Внимание ума к сердцу – неотъемлемое требование правильного постного времяпрепровождения. Дело в том, что наш ум наводнен мыслями, образами, мечтаниями. Мы находимся в постоянной внутренней суете, даже находясь в уединении. Работает телевизор (к сожалению, не телеканал «Союз», а смотрим какие-то пустые рекламные заставки), пустопорожние разговоры по телефону... Душа просто облеплена, как теленок слепнями, прожектами, воспоминаниями, мыслями. Какая тут молитва, когда эта круговерть, как непрестанный видеоряд, не оставляет нас даже ночью? Вот почему так важно уйти в глубину. Рыба ищет глубины.
Правильная молитва совершается не в голове, а в глубинах нашего духа. Правильная молитва сосредоточивает ум, очистившийся от этих воспоминаний, образов, мечтаний, и соединяет его с духом, с сердцем. Сразу никто, конечно, не может выйти из этого порочного круга внутренней суеты, но терпение и труд, как известно, всё перетрут. Говорят, что все внешние молитвы даны для того, чтобы человек пришел в итоге к какой-то маленькой внутренней собственной молитве, пусть даже она состоит из двух слов: «Господи, помилуй». Особенно хороша молитва с призыванием имени Иисуса Христа; когда мы с верой обращаемся к Богу, Богочеловеку, через Его имя энергия Святого Духа обильно осеняет сокрушенное, кающееся сердце.
Вот почему для всех людей, без различия званий и состояний (домохозяйка это, студент, школьник, священник, пастырь, пасомый, инок или люди семейные), если они сочетают с молитвой простоту и незлобие (то есть не держат обид, не помнят их, корректны, доброжелательны, улыбчивы, не создают конфликтов), мало-помалу имя Господа Иисуса Христа и станет тем хлебом небесным, тем питием, что питает и орошает душу… И что бы ты ни делал – всегда: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Оптинские старцы рекомендовали акцент делать на этой части – «помилуй мя, грешного», то есть немощного, слабого, нуждающегося. «Господи, Ты все видишь, все знаешь, мысли ведаешь наперед; поддержи, укрепи, заступи, спаси Своей благодатью». Если мы так более-менее внимательно проведем пост, пребывая и вне храма, сохраним память о Боге, будем ходить в Его присутствии, совершенно убежден: Пасха в этом году будет, как всегда, ослепительно прекрасной, радостной, светоносной и спасительной.
– Для глубокой и уединенной молитвы нужно выделить время. Стоит ли для этого ограничить круг общения, круг дел? Не обидятся ли люди, если будешь им отказывать в общении?
– У святого Иоанна Златоуста есть хорошие слова: кто обижается, тот просто глуп. Но глупым не хочется быть никому, поэтому чем человек внутри серьезнее, собраннее, тем решительнее он должен выхватывать у мира, лежащего в бесконечной суете, час, полчаса, двадцать минут уединения: Бог и он. Грубиянами нам быть не нужно, но, поверьте, никто никогда не обидится, если мы скажем: «Простите, я должен завершить телефонный разговор: у меня еще по плану сорок минут пообщаться с Тем, Кто нас слышит, видит и любит, и вознести свои просьбы, моления за вас Ему, нашему Создателю. Вы не против?..»
– Что бы Вы могли посоветовать тем, кто молиться не умеет, кто в первый раз вступает в поприще Великого поста?
– Памятовать, что пост должен делать нас не больными, а здоровыми. Все хорошо в меру. Крайности всегда чреваты дурными последствиями. Почему я на этом заостряю внимание? Сегодня люди – это ходячая немощь. Здоровье далеко не блестящее. У одного стенокардия, у другого мерцательная аритмия, у третьего давление, у четвертого поджелудочная пошаливает... Хотя устав поста общий, в конкретном приложении к данному человеку, очевидно, нужно руководствоваться рассуждением. Дети, у кого растущий организм, грызут по пути в школу какие-то «Марсы» и «Сникерсы» – от этого нужно отказаться. Что касается обычного обеда, завтрака, мама пусть разбирается, что малышу или отроку под силу. В школе свой устав, дома свой.
Пост не должен нас излишне ослаблять. Мы должны иметь энергию для совершения ежедневного круга дел, чтобы оставалась еще сила на молитву. Молиться нужно ясным умом и мирным сердцем. Конечно, особые ограничения касаются всякой развлекательщины, без которой, к сожалению, сегодняшний человек почти не может обойтись. Бабушкам, которые привыкли плакать над телесериалами или ужасаться криминальной хроникой, – точно надо ограничить себя от этой белиберды. Раскройте толкование на Евангелие Иоанна Златоустого. Или давайте почитаем записи из дневника старца Силуана, или обратимся к современной житийной литературе – почитаем отца Арсения: есть замечательные свидетельства о священнике, прошедшем лагеря и сохранившем лампаду молитвы.
Таким образом, постом мы должны особенно внимательно исследовать те страстишки, дурные привычки, порочные навыки, которые, как щупальца осьминога, присосались к нам. Их-то и нужно с помощью Божьей благодати безжалостно отрывать, сознавая свою немощь и надеясь на Врача – Господа Иисуса Христа.
Но чтобы нам не изменила решимость и внутреннее терпение, чтобы нам обрести нравственную свободу, конечно, не забудем таинства Церкви. Это те оазисы, погружаясь в которые, мы чувствуем на себе Божью десницу, энергию Святого Духа. В таинстве Покаяния у креста и Евангелия, раскрывая свою совесть, осуждая себя за содеянный вольно и невольно грех, прося у Бога помощи, мы через священника тотчас получаем приток Духа Святого, инъекцию бессмертия. Сила Божия снисходит на нас, и дьявол, посрамленный нашим смирением и самоосуждением, бежит прочь.
Конечно, Великий пост мы не мыслим без Евхаристической Чаши. Причащение Святых Христовых Таин – вот та заветная высота, к которой мы должны восходить от праздника к празднику, от воскресенья к воскресенью, потому что, сочетавшись со Христом, восприняв с осознанием своего недостоинства Его Пречистые Тело и Кровь, мы незаметно для себя становимся сосудами, в которых пребывает Сам Господь Бог. Что за пост, если человек, пройдя все его седмицы, так и не удосужился приобщиться Святых Даров? Напротив, мы говорим сегодня о весне покаяния. Никогда душа столь явственно не чувствует освобождения от томившего ее груза, такой легкости совести, ясности ума, мирного, радостного, благодарственного расположения к Богу, как через глубокую исповедь и причащение Святых Христовых Таин…
– Как быть, если человек не чувствует искреннего, глубокого покаяния?
– Опираться здесь нужно не на сердце, оно достаточно инертно и пленено раздражительностью, самолюбием, тщеславием, гордостью, нечистой мыслью, суетой. Ум, совесть, дух должны вести. Мы живем по Священному Писанию. Господь изрекает первые слова, выйдя на открытое общественное служение: покайтесь и веруйте в Евангелие; покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мы должны понуждать, побуждать себя внимать душе, извлекать из глубин сознания погребенные там грехи. Человек, возбуждая в себе дух молитвы, должен чаще Великим постом помышлять о том, что не за горами кончина, последний экзамен. Не зря апостол Павел говорит: всем нам надлежит умереть, единожды явиться пред судилище Господа Иисуса Христа. Суд Господень – это единственное событие, которое непременно будет в нашей жизни, участниками его мы все очень скоро станем. Что там завтра ты напланировал – еще бабушка надвое сказала... И жизнь коротка. Не теряй ни минуты.
Мне хотелось бы напомнить вам проповедь одного начинающего церковного оратора, семинариста. У нас в Московской духовной семинарии учащиеся должны раз в полгода произнести проповедь. Они ее заучивают, переучивают, цензор делает указания, юноша волнуется, и вот на службе он выходит, облаченный в церковное одеяние, крестится: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»… И в течение семи минут он должен с чувством, с толком, с расстановкой сказать что-то полезное для сердца. Но если руководствуешься только механической памятью, опыта общения от уст к устам, от сердца к сердцу еще нет, то может случиться то, что случилось с «самым знаменитым проповедником всех времен и народов» (это было лет двадцать тому назад). Семинарист вышел на амвон, встал, перекрестился; люди, раскрыв глаза и рты, приготовились слушать его (в алтаре сидит епископ, ему тоже интересно, как учащиеся готовятся к пастырскому служению), а у него как теленок языком все слизнул с памяти. Не помнит ничего. Секунда, вторая, краснеет, бледнеет – ничего не может вспомнить. Вот что значит механическая память... Вновь перекрестился, смотрит внутрь себя – а там блок какой-то... Бросился он со стыда в дверь алтаря, в северную маленькую дверку, а там уже помощники епископа, иподьяконы, его выталкивают: «Куда?! Говори, владыка уже раздражен!» Семинарист ерзает, как уж на сковородке, в третий раз говорит: «во имя Отца и Сына и Святого Духа»… Народ уже не знает, смеяться или плакать, жалко же человека. И вдруг осенило: действительно, у верующего во Христа нет безвыходных положений. «Братья и сестры! Не будем терять ни минуты! Спасайтесь! Аминь!» Говорят, что такой короткой и, я бы сказал, огненной проповеди два-три столетия в стенах замечательной московской духовной школы никто не слышал. Главное, и запоминать не нужно.
Так что Великим постом, дорогие друзья, будем заниматься своей душой, памятуя, что она драгоценнее всего мира, нужно представить взору Сердцеведца Господа и дух, и душу, и тело в непорочности. Как? Через покаяние, исповедь, внимание, молитву, дела милосердия, Причащение Святых Таин, благодарение.
– А также чтение духовной литературы. Вы уже сказали сегодня, что не стоит терять времени на чтение легкой, поверхностной литературы, а стоит почитать что-нибудь серьезнее. Как читать духовную литературу во время Великого поста, чтобы она была духовным упражнением?
– Безусловно, Вы слишком возвышенного мнения о современных людях. Они больше ролики смотрят. Но есть и необходимые вещи, касающиеся здоровья, политики. Мы граждане своей страны и должны бороться за суверенитет, за поправки к Конституции, выполнять то, к чему нас призывает наш главнокомандующий. Но единое на потребу – это, конечно, питание души. Святой Иоанн Кронштадтский, между прочим, писал в дневнике, что ежедневное чтение Священного Писания – это самый настоящий подвиг, вменяющийся в молитву. Многие из наших телезрителей знают, что ежедневно прикасаться к слову Божьему – внутренняя потребность души. Надо иметь две закладочки: одна – Четвероевангелие, последовательно, по главе в день, вторая – от Книги Деяний апостольских, потом Послания апостольские вплоть до Откровения Иоанна Богослова. Дома ли, в метро ли, в обеденный перерыв, в вечернее время как хорошо прикоснуться к слову Божьему! Молясь о том, чтобы Господь Бог дал сохранить прочитанное в глубинах сердца. Размыслить перед сном о прочитанном, приложить это к самому себе в зеркале слова Божьего, увидев собственную недостаточность, сокрушиться, покаяться и попросить у Господа милости, попросить благодати Его к исполнению прочитанного.
Книга жизни, основа нашего бытия – Новый Завет. Конечно, для православных христиан весьма характерно тяготение к святоотеческому наследию. Мне бы хотелось рекомендовать сегодня вам, дорогие друзья, книги святителя Феофана Затворника, епископа Вышенского. Автор XIX столетия пишет настолько ясно, глубоко, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Даже в Интернете сегодня можно найти рассылки святителя Феофана, мысли на каждый день. Кстати, можно, пользуясь современными средствами, подписаться на эти рассылки. Изречения Оптинских старцев всегда о смирении, о молитве, о милосердии, а также афонских отцов, жителей горы Афон.
На самом деле не нужно отрабатывать человеко-часы на чтении, так мы можем превратиться в профессоров-филологов, которые всё знают, но сами ни разу в жизни не причащались Святых Христовых Таин. Безусловно, важно выбрать чтение, соответствующее твоему духовному возрасту, твоему образу жизни. Вот почему благочестивым мирянам можно рекомендовать, кроме епископа Феофана Затворника, замечательные книги отца Никона Воробьева. Это последователь Оптинских старцев. Его «Письма духовным чадам» отличаются замечательной глубиной и трезвением. Схиигумен Иоанн Валаамский, «Письма духовной дочери» – тоже удивительно простые, но глубокие мысли излагает этот смиренный инок. Покаянный дневник Александра Ельчанинова. Он жил в середине ХХ века в Париже, в русской эмиграции. Для тех, кто начинает подвиг покаяния, молитвы, трезвения, очень важная книга. Я уже упоминал отца Иоанна Кронштадтского, его мысли исполнены энергии Духа Святого и по закону сообщающихся сосудов передаются от написавшего к читателю. Много современных книг. Скажем, есть современный афонский писатель, русский инок Симон (Бескровный), псевдоним Симеон Афонский. Удивительно глубоко иеромонах Симон пишет о том, как преодолеть власть помыслов, как научиться молиться внимательно, как перестать собеседовать с мысленными образами и стяжать чистое, смиренное, кроткое сердце, которое Господь тотчас наполнит Своей благодатью.
– Как научить поститься детей?
– Дети – это наши ягодки, кровиночки-слезиночки. Они не живут самостоятельной от родителей жизнью. В этом смысле от меры воцерковленности семьи и зависит домашний устав. Мне знакомы многодетные православные семьи, где дети даже малого возраста с удовольствием разделяют со взрослыми постнические труды и наподобие трех израильских отроков (читайте Книгу пророка Даниила) не только не худеют, но, разделяя постную трапезу со взрослыми, причащаясь Святых Христовых Таин, ведя здоровый образ жизни, они румяные, светлые и радостные. Конечно, здесь последнее слово остается за родителями. Каждая мама, зная психику и физику, душевное устроение ребенка, найдет способ, в чем его ограничить. Давайте вспомним пресловутые компьютерные игры, приставки, ролики. Дети страждут явной зависимостью от гаджетов. Наверное, с этого нужно начинать – гулять с детьми, вместе с ними ходить где-нибудь по заснеженной березовой аллее… Пусть дети со вниманием читают «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Итак, пост для детей – это упражнение в послушании, самоограничении. Поставить кирпич, выражаясь языком автомобилистов: проезда нет капризам, истерикам, раздражительности, грубости, пустому, праздному времяпрепровождению. Вот начало подвигов.
Конечно, нужен образ Иисуса Христа, Богородицы в доме, чтобы дети видели этот Божественный взор, понимали, что Господь любит их, чтобы дети ходили в присутствии Божьем и свои мысли, слова и действия соотносили с тем, Кто есть Любовь распятая и воскресшая. Вот путь, идеал, направление, по которому должны идти родители и воспитатели.
– Как поститься человеку, если он находится среди неверующих людей (в семье или среди коллег)?
– Сегодня благодаря деятельности отечественных телеканалов и радиопорталов, вещающих круглые сутки, каких-то дикобразов по мировоззрению найти уже становится сложно. Пост – дело полезное, даже если воспринимать его как диету, разгрузку. Если христианин оказался в такой среде, где живут африканские бегемоты, которые знать не знают ничего о церковных праздниках, афишировать это не нужно. Но, употребляя юмор, всегда можно свое личное пространство защитить от излишних вопросов. «У меня своя диета, русско-японская, раздельное питание. Видите, какая я хорошенькая, мешков под глазами нет, глаза в кучку не собираются, улыбка цветет. Великий пост, впереди Пасха. Почитайте в Интернете». И никаких объяснений, что да как и почему.
Христианин не должен никому ничего навязывать, не прилипать, как банный лист, к человеку совершенно индифферентному к этому, равнодушному. Но если тот спрашивает с интересом, участием – хорошо. «Пойдем, после завершения рабочего дня я как раз собираюсь на Великий канон в первые четыре вечера первой недели поста в Храм Христа Спасителя (или в Елоховский собор, или в Алексеевский женский монастырь). Послушаешь, постоишь. Родятся вопросы – отвечу». Мы должны делиться сокровищем с теми, для кого это жизненно важно, не метая бисер перед теми существами, которые только пятачком роются в корнях дуба и никогда не смотрят на небо.
– Полезно ли совершать паломничества во время Великого поста?
– Красиво жить не запретишь. Безусловно, паломничество – это лучшая форма воцерковления, воспитания детей, когда вы вырываете их из застойной городской среды, дети делят с вами труды, приехав куда-нибудь в Аносину женскую пустынь под Москвой. Я вот постом собираюсь на Чукотку по приглашению владыки архиерея и местного духовенства, пообщаться с учащимися колледжей. Молодежь там нуждается в свежем воздухе (батюшки «со стороны» всегда бывают как будто интереснее, чем свои собственные). А мы с далекой Чукотки приглашаем священников, чтобы они поделились с нами опытом, как им трудится и молится, и сами отзываемся на такие приглашения. Конечно, хорошо, когда с твоим паломничеством сочетается здоровый образ жизни, возможность потрудиться, дойти до какой-то далекой святыни, скита, запрятанного в лесу от основной обители (например, от Оптиной пустыни пройти до знаменитого скита, где преподобный Амвросий, преподобный Варсонофий Оптинский принимали народ). Сочетать приятное с полезным – это очень важно.
Сейчас под Москвой столько замечательных, интересных обителей! Да и в черте Москвы: Донской монастырь, Данилов монастырь, о нашей обители я уже упомянул. Святая Матронушка всегда ждет в гости своих паломников. А доехать до Троице-Сергиевой лавры? Там можно провести весь воскресный день: исповедоваться, причаститься, погулять по лавре, искупаться в источнике близ стен лавры, посетить Гефсиманский скит в нескольких верстах от обители. Это целое приключение. Вернуться в Москву уставшим, но довольным, просто крылья за спиной расправляются.
– Как человеку понять в течение поста, что пост проходит правильно?
– Думается, вглядываться в свою собственную совесть, прислушиваться к собственной душе. Не начала ли там пробиваться зеленая травка светлых, добрых, чистых мыслей? Когда Бог в нашей душе, тогда там простота, мир и любовь. Как мы начинали сегодня нашу передачу в преддверии Великого поста, так и закончим. Думается, пост проходит правильно у тех, кто через исповедь, причащение, чтение духовной литературы, внутреннюю молитву научился не собеседовать с помыслами, не просматривать мысленную видеоленту мечтаний, но предстоит Господу Иисусу Христу. Духом с Единым Богом беседует, наслаждаясь миром и тишиною, которые Господь всегда низводит в наше сердце. И делится с ближними и дальними тем маленьким опытом, к которому каждый из нас причастен. Как сказано, радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими.
– Может быть, несколько советов для наших телезрителей, какое-то напутствие?
– Я хочу вспомнить кое-что из народной мудрости, которая гласит: кто чем увлекается, тот тем и искушается. Мы уже говорили, что каждый пусть найдет золотую меру. Не вдаваться в пресыщение: это неприлично и вредно для здоровья. И не запащиваться. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Молитва должна собой пронизывать течение всего дня, но когда мы в сердце молимся, глаза боятся, а руки делают: никто нас не освобождает от выполнения тех обязанностей, которые на нас лежат как на родителях, как на тружениках. Пусть не пост ездит на нас, а мы ездим на нем. Это творческое отношение к заповеди воздержания. Устав достаточно строгий, сформировался он в далекие времена, но каждый пусть сообразуется, сколько раз в день вкушать. Преподобный Серафим советовал вкушать чаще, но понемногу, чтобы не выжидать девятого часа (трех часов пополудни) и так утрамбовать живот, что потом и до дивана не доползти. Можно ведь и постной пищей объедаться.
И конечно, вспомним слова из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: ты же, когда постишься, не сетуй, как фарисеи, не принимай постнический вид нарочно, но помажь главу елеем и умой лицо твое. То есть перед людьми ты должен быть радостным и веселым, бодрым и энергическим, сокрывая бисер веры, подвига покаяния и молитвы в глубинах своего сердца. Мы не должны вторгаться во внутренний мир людей, но должны делиться с ними радостью о Господе, тайно молиться за ближних. И этим принесем им Великим постом существеннейшую пользу.
Благодарю за возможность поделиться теми мыслями, которые я сам собираюсь начать претворять в жизнь буквально послезавтра. Да благословит нас Господь не только начать за здравие, но и завершить Великий пост радостью Святой Пасхи.
Ведущий Денис Береснев
Записала Маргарита Попова