12:47 Кротость в современном мире сохранить очень трудно, особенно с негативно настроенным человеком...
16:18 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Батюшка, поясните, пожалуйста, смысл этой заповеди Блаженства...
19:41 Есть ли разница между гордостью и самолюбием? Хочется, чтобы мне было хорошо, причём именно так, как я хочу...
22:08 О том, почему бесплодны попытки психологии исцелить человеческое естество
22:52 Кротость - очень редко встречающаяся в наше время добродетель. Большинство из тех, кого встречал и с уверенностью назвал бы кроткими, были монахами (наверное, так и должно быть)...
25:24 О том, что Христос, выгоняя торговцев и сравнивая хананеянку с псом, остовался духом в кротости.
27:17 Гнев, по учению святоотеческому, является оградительной силой души. Но, по грехопадении и утрате общения с Богом, человек потерял управление этой силой, так как он перестал отличать добро от зла. По-видимому, кротость и есть восстановленное здоровье души, в которой эта оградительная гневательная сила находится в правильном положении и используется в основном против духов злобы поднебесной. Так ли это?
29:38 Как нам вернуть эту «вывихнутую» силу души в правильное положение?
33:30 Гнев, по учению святоотеческому, связан наиболее со сребролюбием и славолюбием, тщеславием.
Какой из способов приобретения кротости предпочтительнее?
Отказ от стяжательности, щедродательность без сожаления о подаренном и без ожидания ответа.
Обращение в среде людей грубых, которые часто дают повод к терпению
Частое исповедание греха гневливости и испрашивание прощения у ближних.
Самонаблюдение и молитва об исправлении
Отвержение оправдывающих гнев мыслей и мировоззренческих положений
39:15 Произведение Ф.М. Достоевского «Кроткая» к каким выводам житейским нас подводит?
41:20 Об образах кротости в русской художественной литературе и отсутствии соответствующих образов в западной.
43:21 Взаимодействуют ли кротость и смирение друг с другом?
47:02 Батюшка, кротость - это когда человек готов и отдаёт жизнь свою за други своя, за своего близкого человека, которому, например, надо ещё жить и жить, он очень нужен людям, а его подкосила неизлечимая болезнь какая. И вот, если за этого ближнего больного человека, более здоровый, дав обет тайный Господу, жизнь свою отдаст ради Христа, чтоб выздоровел ближний и родной ...
47:53 Много лет назад, во время нашей последней встречи двоюродная бабушка (Царствие Небесное р.Б. Марии) сказала мне: «Когда будешь устраиваться на работу, перед входом перекрестись и скажи про себя: «Помяни Царя Давида и всю кротость его». Батюшка, расскажите, пожалуйста, о кротости Царя Давида. Интересно узнать о происхождении поверья.
52:06 Батюшка, как научиться кротости, то есть умению не роптать, не раздражать и не раздражаться, обрести тихое расположение духа не только в минуты, когда на душе светло, но и когда что-то возмущает, вызывает гнев или когда тебя обижают?
52:44 Особенно удивительно, что кроткими бывают начальствующие лица, ведь мы знаем, как может развращать власть. Вспоминаются образы русской истории - царь Фёдор Иоаннович, св. патриарх Тихон, святой Царь-мученик Николай, святой князь Владимир Красное Солнышко. Как удаётся сохранять кротость начальствующим, ведь им постоянно приходится сталкиваться со страстным устроением большого числа людей и порой принимать весьма строгие дисциплинарные меры?
55:26 Что же такое «дух кротости»? Ведь это не о людях, которые не испытывают гнева. Но - каким образом их гнев преобразуется в кротость?
56:41 Псалтирь царя Давида говорит: «Гневайтеся и не согрешайте...». Тогда, в противоположность кротости, какой гнев может быть «праведным»? Когда можно «гневаться, не согрешая»?
45:12 В одной из глав своего духовного дневника епископ Арсений Жадановский с прискорбием пишет, что его на ниве делания церковного окружают и такие люди, которые, помогая и взяв на себя львиную долю трудов и обязанностей, становятся незаменимыми. Но позже, пользуясь своей незаменимостью, пытаются влиять на архиерея и его решения, используя это ... . О вреде подобных ситуаций и их противоречии хорошему тону.
48:35 О правилах хорошего тона и образе Штирлица (полковника Максима Исаева), созданном Вячеславом Тихоновым в фильме «Семнадцать мнгновений весны».
49:40 Как правильно общаться с людьми, которые постоянно сквернословят? Иногда частота соответствующих слов в речи у собеседника такая, что хочется побыстрее завершить разговор. Надо ли как-то обозначить человеку, что для тебя сквернословие неприемлемо или это вряд ли поможет?
51:09 Вспоминаю комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Хорошие манеры Молчалина не симпатичны читателям ввиду отсутствия в персонаже искренности. Какие правила хорошего тона нужно было соблюдать Чацкому, чтобы снискать симпатию не только автора и читателя, но и фамусовского общества, в первую очередь, Софьи и её отца, и в то же время остаться просвещённым, искренним, глубоким, гуманным, лишённым способности интриговать?
52:31 Преподобные египетские отцы называют осуждение адом на земле, ибо оно совершенно лишает человека Божественной благодати. Думается, что если человек свободен от осуждения, правила хорошего тона будут для него чем-то естественным, чем-то самим собой разумеющимся. Но и следование правилам хорошего тона помогает, в свою очередь, ловить себя на осуждении. Правильное это рассуждение или нет?
54:25 А надо ли неукоснительно придерживаться правил хорошего тона с агрессивно-насмешливыми безбожниками? Иногда это вызывает у них словесные приступы грязного кощунства. Сказано же - «не мечите бисер перед свиньями», - то есть перед невидящими Неба над собой. Кротость вдруг оказывается предательством и человекоугодничеством: ах, как бы не обидеть несчастного... Что в этом случае «хороший тон»?
55:57 В первохристианские времена верующие приветствовали друг друга словами: «Как твоя молитва?» В Синодальный период демонстрировать свое благочестие было не принято. Сегодня есть две крайности: слащавая нравоучительная «правильность», за которой так и видится самолюбование, и сдержанность, подобная временам Синодальным, когда даже благочестивые люди о духовном особо не говорят - и вроде бы, это правильно, нополучается, что в общении мы рассеиваемся и не подкрепляем друг друга в стремлении ко Христу. Есть ли у современного человека (отдельного и у всего православного общества) возможность найти правильный тон, и в чем он состоит?