Проповедь на Евангелие от Матфея, гл. VIII, ст. 14-23. В храме Живоначальной Троицы, на Литургии, 7 мая 2025.
Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с мирной летней Божественной Литургией. И большинство из нас сегодня удостоились приобщения Святых Христовых Таин. Унесем из Божиего храма евангельское чтение.
Спаситель входит в дом апостола Петра, располагавшийся на берегу Галилейского озера, и застает там его тещу, внутренности которой горели от какой-то лихорадки, воспаления. Спаситель единым прикосновением восставляет ее на ноги, и она, оправившись от смертельного недуга, тотчас как ни в чем не бывало служит Христу Иисусу и Его ученикам.
В этом повествовании достойно внимания не только свидетельство о Божием всемогуществе, Который, во мгновение ока сотворив видимый и невидимый мир, силен и каждому из нас даровать вечную молодость, но и слово евангелиста: «Тотчас восстав, она принялась служить им» — вот то, что должно иметь в виду, когда мы просим у Господа сил, здоровья, укрепления душевного и телесного. Если мы при этом добавим, не проформы ради, а по внутреннему осознанию: «Господи, если Тебе угодно, укрепи меня, исцели меня, дабы я служил Тебе верой и правдой, душой и телом. Господи, даруй мне послужить Тебе и ближним во славу имени Твоего святого» — вот, говоря по-современному, мотивация, к которой прислушивается Господь. Потому что естественно нам переживать по поводу своих хворей и недугов, естественно стремиться к здравию, но при этом худо, если человек, получив помощь через врачей или непосредственно свыше, через Таинства Церкви, возвращается на круги своя и начинает беспробудно смотреть корейские телесериалы. Ну зачем ему здоровье, если он, как прикованный Прометей, сидит и не воздает славу Творцу?
И второе. После этого исцеления сродницы Петра, его дом был осажден множеством горожан, которые сами приходили и приносили своих недужных. Казалось, что весь город полон бесноватых, столько людей, зараженных демоническими энергиями, оказались рядом с этим домом. Действительно, нужно в этом признаться, что многие болезни не обходятся без участия падших духов. Особенно душевные болезни — расстройство психики, мания преследования, винопитие до потери трезвения и белой горячки, а там и агрессия, бред ревности — чего только не бывает, уныние, сопряженное с ожесточением души, всякие припадочные явления.
И Спаситель, являя Своей Божественное милосердие, исцеляет всех и вся. А затем к Нему, Христу, приступают один за другим люди. Кто-то говорит: «Господи, возьми меня в общину, я готов следовать за Тобою». А Спаситель отвечает: «Вот лисы прячутся в норах, и птицы вьют тебе гнезда, а Сын Человеческий не имеет места и крова, где преклонить главу». Эти слова говорят о том, что мало кто из созданных по образу Божию людей предоставляет Христу Богу всемогущему, вездесущему место в своей душе. Мало кто понимает и осознает, что мы по Божиему предназначению — сосуды, в которых Сам Бог таинственно пребывает. Хотя все крещены, и искра Божия дана всем. Молодежь носится как угорелая в поисках приработка — перекредитоваться, перекрутиться, стариканы играют в «Спортлото» и просто в лото во дворе, дамочки бегают по... — они сами знают, где они бегают, по каким магазином. Мы-то, батюшки, не ходим в магазин. И все человечество пребывает в трясении и суете, о которых говорит царь Давид: «Вскую шаташася языцы и поучишася тщетным». А Господь, Который есть наше счастье, наш свет, наш мир, наша любовь, наше спасение, наш воздух, наше блаженство, наше спасение, сокровенно пребывает в глубинах нашего сердца, но мы Его не впускаем, как правило, в свое сознание. И Он там томится, Спас полуночный, в темнице.
А другой подошел и говорит: «Господи, я готов следовать за Тобой, но у меня похороны родителя». Спаситель произносит слова, которые трудно осознать обывателю: «Предоставь, — говорит, — мертвым погребать своих мертвецов, а ты следуй за Мной». Конечно, из этих евангельских слов вовсе не следует, что мы не должны оказывать любовь и провожать с честью наших почивших сродников. Вы помните, преподобный Сергий Радонежский не исполнил заветного желания о монашестве, прежде чем собственной рукой закрыл глаза родителям, предав их честному погребению. Но здесь идет речь о другом. Во-первых, Христос и есть истинный Отец каждого из нас — и Творец, и Отец. И Ему надлежит от нас принимать честь и поклонение, и бесконечную любовь. Во-вторых, Спаситель знал, что этот юноша, молодой человек, возвратится домой и уже не придет к Христу, забудет Его и мало-помалу омрачится душой и телом. Как бывает и со многими из нас — побывали в храме, вдохновились, освятились — все, моя жизнь переменится к лучшему. А вечером приятель позвонил, говорит: сходим в казино, там у меня знакомый рантье, можно будет что-то выигрывать — и история Федора Михайловича Достоевского, который, бедняга, всю жизнь писал романы и дивиденды оставлял в казино. Благо, супруга его спасла от этой страсти. Но не у каждого есть такая супруга, которая вытянет мужа из круговой поруки азарта.
Не буду, дорогие друзья, злоупотреблять вашим вниманием. Я ведь знаю, что вы слушаете меня так напряженно и терпеливо только потому, что здесь вот стоят эти конфеты. Поэтому давайте не будем искушать вас и приступим к раздаче материальных ценностей. А это запомнится вам навсегда, и вы скажете, придя домой: «А завтра я опять пойду в храм».
Слава Тебе, Боже...