Проповедь на Евангелие от Матфея, гл. VI, ст. 22-33. В храме Алексея человека Божия. На литургии, 14 июля 2024.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В эти недели мы слушаем на Божественной литургии евангелиста Матфея. Прослушали Нагорную проповедь и продолжаем внимать Божественному учению Спасителя, кажется, хорошо знакомому, на самом деле таинственно глубокому, постижение этого учения требует всецелого посвящения нашего Христу. В этот раз Спаситель напомнил нам основной закон нашего земного и вечного бытия, отвечающий на вопрос школьника или взрослого человека: а зачем я живу? А на что мне и куда направить мои силы? В чем смысл моего бытия? Что я, кто я? Каков этот закон? Ищите прежде всего другого – прежде всех чаяний, прежде всякой мечты, всякого земного желания, размышления о будущем, ищите прежде всего Царства Небесного, Царя Небесного, Христа Воскресшего. А все прочее, о чем люди думают, мечтают, загадывают с детских лет, сочинения пишут – все это приложится к вам при условии, если цель вашего поиска будет Он, Христос, Царь Небесный, и правда Его. Правда Его есть наше оправдание в Боге. Бог нас оправдывает, когда мы пред Ним всеусердно каемся и просим, чтобы Он нас простил, помиловал и вменил нам Свою праведность, Свою чистоту и святость, а на Себя бы взял ответственность за наши грехи и избавил нас от пленения страстей. Вот закон, золотой закон человеческой жизни.
Ищите. Это значит, что не так просто обрести Царя Небесного. Не так просто войти в Его чертог, который есть собственное наше сердце. Не так просто поклониться Ему, припасть к Его стопам и воспринять от Него милость, которую нам всеусердно желает дать, пролив кровь Свою за каждого из нас на кресте. И Спаситель предупреждает: если хочешь, чтобы этот закон исполнился, а все прочее приложилось – о чем только ни мечтают люди на земле с языческим, то есть с земным, практическим устроением – одежда для тела, еда для него же и все прочее, за чем гоняется человеческий род, – направьте ваше внимание, а за ним пойдут и ум, и сердце к Нему, Царю Христу. И если вы думаете, что можно направить внимание на два предмета одновременно, это непосильно человеческой природе. Не можете служить Богу и мамоне. Мамоною названо все земное, все что мы видим, и слышим, и чувствуем, все что у нас под руками, все что нас к себе манит и притягивает. Не можете угождать одновременно двум господам – Христу Воскресшему и этому миру, частью которого по телу мы являемся.
Что еще говорит Спаситель? Не пекитесь, не мучайте себя: что мы будем завтра есть, во что мы осенью оденемся? Посмотрите, вот птицы, которые не сеют, не собирают в житницу, вот цветы, которые не прядут, не жнут, насколько они, и небесные эти птахи, и цветы полевые, насколько они прекрасны, чудесны, совершенны. Не лучше ли вы этих малых созданий. Если Бог о них печется, неразумных созданиях, не паче ли о вас. Не приложит ли вам все Свои богатства и щедроты, освободив вас от вот этого непрестанного попечения, непрестанной долбежки ума: что будем есть, во что оденемся, как будем жить? Если вы услышите слова Мои, – это Христос Спаситель говорит, – и не обратите внимания своего на Меня, вашего Господа, сокрытого в чертоге вашей души.
И добавляет еще Спаситель важные слова, которые нам нужно хоть как-то осмыслить. Светильник телу есть око, если око будет просто и чисто, то и тело светло. А если око будет замусорено, лукаво, то и все тело будет темным. Свет, который в вас, может быть тьмой. И если светлое начало в вас может быть тьмой, то какова же тьма. О чем говорит Господь? Он говорит о том, что есть в нас, у каждого из нас в глубине нашего сердца сокрыт некий светильник, который назван оком – это наш бессмертный дух, созданный по образу и подобию Божию. Он не нуждается ни в пище, ни в отдыхе, ни в питие, не нужна ему никакая одежда, ничего ему земного не нужно, ему нужна только благодать, он оживает только когда Христос с ним соприкасается. И у каждого из нас есть такое божественное святое начало, почему мы сегодня пришли в Божий храм, а не сидим где-нибудь в Сокольниках на пруду, на пляже – дух наш желает насытиться Божественной благодатью. И вот этот светильник должен в нас ярко гореть, как око чисто видеть.
Но может так случиться, что светильник погаснет, и око будет не чисто, а замусорено. Это о чем идет речь? Наш дух стремится ко Христу, но для этого внимание и ум, и чувства должны тоже быть привязаны ко Христу и припасть к Нему, к Его стопам. А у нас бывает иначе: дух наш томится внутри нас, он хочет жить в Боге, а внимание, наш умишко, наши чувства привязаны к мамоне, к предметам этого мира. И получается картина печальная: дух пребывает во тьме, мы даже не знаем, что он в нас есть, а силы нашей души всецело прикованы к земному. И чем больше внимания обращает на это земное, тем больше человек тускнеет, вянет, гаснет и мучается. Потому что один Христос может возвратить нам красоту, чистоту, цельность, сияние нашей души.
И вот мы с вами стоим у Царских врат, будем причащаться Святых Таин для чего? Чтобы Царь Небесный явил в нас Свое присутствие, а наше драгоценное внимание, и наш ум, вчера еще рассеянный и чувства глупые, обуреваемые раздражением, нечистотой всякой, печалью, гордыней и чем только мы ни выделяемся, все это обратилось ко Христу, и око, наш дух, в нас ожил, после причащения обрел крылья, чтобы мы восчувствовали, как благ Господь, и Сам Спаситель, будучи светом, просветил нас Своею благодатью. Так что все зависит от нас. Не только от Господа, но от нас и меры нашей любви к Нему. Будемте причащаться Святых Христовых Таин из двух Чаш в главном приделе. С праздником.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.