беседыonline

Святая Екатерина, невеста Христова премудрая

11 декабря, 2024
00:00
00:00

Тема вопросов: «Земная умудренность и небесная премудрость».

Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 7 декабря 2024.

Смотреть на YouTube

Да, дорогие друзья, поздравляем вас с днем великомученицы Екатерины. Надеюсь, что хотя бы одна именинница у нас здесь присутствует на нашем духовном собрании, чаепитии. А даже если две, это еще лучше.

И между тем небесные наши свидетели, святые Божии угодники принадлежат всей Церкви, всему земному колену. И Екатерина, невеста Христова премудрая, всем равно светит своей красотой, своей небесной мудростью. И буквально несколько дней тому назад Церковь воспоминала еще 150 языческих мудрецов, обращенных словом благодатной проповеди александрийской принцессы, так назовем святую Екатерину, ко Христу. Вера потребовала от них многого, они не отреклись от Господа, и стали мучениками за Христа. Их святыми молитвами, Господи, даруй и нам разуметь небесную премудрость.

Сегодня мы ведем речь о земной умудренности и благодатной мудрости. Очевидно, что источник второй непосредственно Дух Божий. И христианин, воспринявший залог Святого Духа, как святая Екатерина – была умна, серьезна, глубока в своих познаниях, но почему-то, вы помните, Богомладенец отворачивался от нее, когда икона как будто ожила пред святой Екатериной. А по принятии Крещения, которого сподобилась эта царская особа, Спаситель с благоволением, с улыбкой взирал на нее и передал ей Своё чудесное кольцо, святая Екатерина обручилась Небесному Жениху. Речь идет о том, что душа человеческая, лишь омывшись в купели Крещения, очистившись Кровию Спасителя от болезней, доставшихся нам в наследство от прародителей, облеченная в ризу Духа Святого, когда Господь вменяет новокрещёной душе Свою праведность, чистоту, невинность, святость, лишь только приняв это благодатное рождение, душа способна говорить с Богом, жить с Богом, царствовать с Ним, входить в общение с Ним, быть сродненной Ему. Так что Господь таинственно почивает в душе, крестившейся во имя Отца и Сына и Святого Духа, дух человеческий просвещается действием благодати.

И, соответственно, небесная премудрость есть непосредственное воздействие, излияние, светолитие благодати Божией, обильно осеняющей разумный, бессмертный, нравственный, свободный, стремящийся к совершенствованию дух человеческий. Господь всепремудр, всеведущ, всезнающ, Он мысли наши знает наперед, Он вечен, Он является источником всех духовных дарований. И эти дарования сокрыты в благодати Божией, омывающей, освящающей сердце христианина. Когда Божия благодать прикасается к нашему духу, тогда дух созерцает, сам будучи слаб и немощен, и ограничен, созерцает эти великие сокровища – любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, воздержание, свобода, бессмертие, всеведение, смирение, чистоту, целомудрие, светлость, легкость, мужество. И человек, почтенный даром крещения, если умалится пред Небесным Отцом и всецело себя принесет в жертву Христу, как Его недостойный служитель, получает доступ к этим сокровищам. Дух Святой помазует ум и чувства христианина, уже очищенные покаянием, молитвою, и таким образом небесная премудрость таинственно воздействует на нас.

Как юный Давид после излияния на него масла елея из рога в руках пророка Самуила получил иное сердце, иные мысли, иные чувства, так благодать Божия, упраздняя плотское мудрование, освобождая нас от насильства диавола, очищая нас от помыслов и домыслов, мечтаний и худых предприятий. Благодать Господня в христианине сообщает ему то, чего он не видел, не ведал, утраивает, удесятеряет его естественные силы и способности. Как и говорит Господь: заранее не пекитесь, не обдумывайте что вы будете говорить Моим врагам и сопротивникам. Не вы, но Дух Святой будет двигать вашими устами, так что вам не смогут противиться те, кто борется со Мной. Святая Екатерина ярчайший тому пример. И мы с вами тоже хорошо знаем, изучая историю Святой Руси, как блаженные, Христа ради юродивые – Василий блаженный, Ксенюшка Петербуржская, как преподобные отцы – Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, как праведный отец Иоанн Кронштадтский, многие новомученики и исповедники Русской Церкви, Духом Святым противостояли князю мира сего. И если раскроем писания великих мистиков – Максима Исповедника, преподобного Симеона Нового Богослова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, святителя Григория Двоеслова, соприкоснемся со святоотеческим наследием, мы тотчас начинаем разуметь их постижение Священного Писания, их проникновение в глубины Божества, их разумение богооткровенных истин веры, догматов действительно помазано Божественным Духом. А изучим речения преподобного Лаврентия Черниговского, нашего современника, или вот архимандрита Зосимы (Сокура), скончался он вообще совсем недавно, уже в XXI веке – (узрим) дух прозрения, пророчества, провидения.

Итак, небесная премудрость снисходит свыше, от Бога, помазует наш человеческий дух, так что и ум, и чувства, очистившись от греха, стяжавши молитвенное предстояние, созерцание непостижимой Божественной благости, становятся способны воспринять, как чистый холст, неведомые человеку, погруженному в мир, небесные краски, отражать Божественный свет, что выражается в словах, исполненных силы, чистоты, мудрости, благости, прозрения. А что житейская умудренность? Мы вовсе ее не порицаем, но она представляет собою плод естественного научения, как говорит апостол Павел, от человеческих словес изученная. Это путь книжного знания, осмысления, анализа всего прочитанного, накопления сведений, кропотливое, систематическое учение, путь кабинетных мыслителей, ходячих энциклопедий. Они похожи на библиотеку, могут из хранилищ своей памяти доставать фолиант за фолиантом и говорить о прошедших эпохах, о философских спорах, в зависимости от предмета изучения, об истории цивилизации, о истории движения научной мысли. Но при этом эти сведения, ими почерпнутые, не приобщают человека вечности не возрождают его, не избавляют его от страстей гордости, похоти, злобы, ибо последнее требует благодатного воздействия на душу, усвоения плодов крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Вот почему мы наблюдаем в жизни великих писателей, тех кого зовем гениями человеческого рода, такие страсти, которые юнеют со временем и не щадят ни правого, ни виноватого, не обходят стороной интеллектуала. И биографы зачастую удивляются, как человек, отмеченный печатью интеллекта, глубины познаний, вместе с тем, словно дитя, ревнует, завидует, гневается, похотствует, злится, впадает в уныние, что естественно, ибо все мы падшие сыны падшего Адама.

Некоторые спрашивают, а как возможно вообще, существуя в миру, где правят бал Собакевичи, Ноздревы, Коробочки, Чичиковы, Печорины, Онегины, не танцевать те же танцы под ту же дудку? Как можно вообще обойтись без земной умудренности? Вы знаете, все, наверное, зависит от состояния сердца. Если ты христианин, то призван жить не по-мирски. Пусть даже в миру вынужденно, но не по-мирски. А человек, умудренный Божественной благодатью, как правильно подмечают некоторые из участников нашей конференции, разумеет душевных людей. Он видит эту земную мудрость – душевную, человеческую, бесовскую. У апостола Павла в один ряд стоят эти синонимы. Разумеет духом. Будьте мудры как змеи, но чисты как голуби. Человека духовно настроенного, то есть водимого Божественной благодатью, уразуметь, разгадать, понять сын века сего не может по определению. В этом смысле отец Иоанн Кронштадтский, вращавшийся в светском обществе Санкт-Петербурга, был достаточно одинок. Потому что нужно было быть вровень с ним, подобно игумении Таисии или кому-то из воспитанных им, отцом Иоанном, епископов, священников или быть каким-то Божиим человеком, чтобы чувствовать сообщение сосудов и разуметь отца Иоанна, который видел далеко и с неба звезды брал, осмысляя современную ему жизнь России и заглядывая вдаль, пророчествуя о грядущих на нашу страну бедствиях.

Итак, прекрасно Варсонофий Великий, святой VI века, говорит, что земная мудрость без веры и благочестия ничто есть. Это ветхие одежды, истлевающие вместе с человеком. Накопленные знания каким-то ученым не пригождаются ему в час исхода, потому что в сосуде нужен елей, дабы светильник духа горел, елей Божественной благодати. Знание мирское, земное без благочестия и веры помогает вам в этой жизни достигать степеней известных, пользоваться заслуженным уважением ваших современников, но не приобщает вас Святой Троице, не возрождает вашу душу. Благочестие без мирского знания спасает. Да, можно быть простецом во Христе, не знать мирских наук, но чрез непрестанную молитву стяжать чистоту, смирение, любовь, и Божия благодать такое дитя во Христе осенит, сделав его гражданином неба.

Совмещение первого и второго, земных знаний и божественной мудрости, делает человека треблаженным, то есть блаженным в большой степени, говорит Варсонофий Великий, ибо поставляет его на светильник учительства. И человек, совместивший оба вида познания, становится мудрой пчелой, а слова его медом, которым тот питает вселенную. Таков был Григорий Богослов, высочайший ум Церкви, созерцавший свет Святой Троицы, носивший Христа в сердце своем, прекрасно знавший всю современную ему книжность, языческую философию, естественно-научные знания. И в своих словах и проповедях, размышлениях, поэтических произведениях он использовал эту земную мудрость, наполняя ее новым содержанием, делая свое слово удивительно красивым, привлекательным, глубоким, многоплановым, разнообразным, так что оно становилось неводом, улавливавшем рыбок – человеческие души и простецов, и мудрецов. Таков был Варсонофий Оптинский. Из военного сословия, блестяще знавший литературу, сам имевший талант и дар слова, преподобный Варсонофий, он и походил на ученого в своих круглых очках, худой, осененный белоснежными власами, напоминал собой такого мужа знаний и силы, и его слово, благодатное, помазанное Духом Святым, было очень многообразно и приятно для слышания. Это был чистый русский литературный язык, он прекрасно знал биографии многих писателей, они были его современниками, мог говорить часам о Тургеневе и о Толстом. Но не в смысле путешествия по литературным источникам, а размышляя о судьбах человеческих, о взаимодействии человеческой воли и воли Божией, о трагедии человеческого сердца, которое по гордости может и оттолкнуть от себя призывающую его благодать.

Итак, мы с вами, приобщаясь к достижениям человеческой культуры, читая Честертона, Мишеля Монтеня, читая завещания, которые отцы передавали своим детям, изучая правила хорошего тона, историю человеческих обществ, цивилизацией, набираемся земной мудрости и это само по себе хорошо, потому что делает нас многосведущими. Однако, как кто-то из наших участников вспоминает слова апостола Павла, знание кичит, а любовь назидает. Гордиться многознанием может только человек недалекий. Но гораздо существеннее слышать слова Господа: вечная жизнь в том, чтобы знать Единого Бога и посланного Им в мир Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Знать – то есть иметь общение чрез Христа со Отцем силою Святого Духа. Вот благодатное ведение, которое делает человека совершенным, ибо приобщает его сокровищам благодати – смирению, чистоте и любви. Наперед изгоняя гордость, похоть и злобу, очищая нас от плотского мудрования, от лукавства земного. Апостол Павел во многих местах говорит: не увлекайтесь ложною человеческой философией, дабы кто не обольстил вас. Сегодня утром Послание говорило о том, что опасно удаляться от простоты во Христе, внимая учениям человеческим. Вот почему очень часто земное познание не избегает тлетворного воздействия духа тьмы чрез привнесение в область человеческих знаний заблуждений. Как правило, эти заблуждения касаются Божества, должно трактуется путь, ведущий к Богу, что и отражено в многообразных человеческих учениях, религиозных учениях, вне Церкви Божией практикуемых.

Ну а мы с вами, дорогие друзья, будемте прилежать этому сокровищу, боготкровенной вере, усваивать благочестие, исполняться Духом, как учит апостол Павел, чтобы научиться, Богу содействующу, воспевать песни духовные, посвящать Господу наши ум и сердце, в таинстве чистой совести содержать сокровище веры, прославляя в Сыне Отца действием Духа Святого.

В завершении давайте мы посмотрим, что в нашей книжице «Венец лета Господня» под рубрикой великомученицы Екатерины можно найти. Здесь, насколько мне помнится, я говорил как раз о мирской мудрости и мудрости небесной, когда человек, кичащийся мирской мудростью. прилипает к земле и праху, становится доступен для силы соблазна, омрачает свой ум и сердце пристрастиями к земному, от него отлетает чистая горлица небесной мудрости. Человек тяжко вздыхает, как птица с перебитыми крылами, хочет подняться в небо и не может, потому что отошла благодать, по причине нераскаянных грехов. Но чуть только душа заплачет, начнет молиться, открещиваться от всякой скверны плоти и духа, Божественная благодать, выждав время, тайно содействуя человеку, убедившись в искренности его обращения, вновь придет, как приходят воды во время прилива и поднимет душу. И та раскроет крылья и полетит в небесную лазурь.

Святая Екатерина – образ такой птицы, такой парящей над дольним миром горлицы, носимой ветром Духа Святого.

Не догнать унесенную ветром, Не поспеть за лазурной волной, За куреньем разбуженной Этны, За сокрывшейся в тучах Луной...

То душа моя, вещая птица, Что не знает препон и границ; Все земное оставив, стремится Слово молвить Творцу, павши ниц.

Но увидит красивые лица Иль изящный услышит напев – И к силкам подлетает синицей, Обольщенья понять не успев...

И впустив в себя мира усладу, Опьяненная чувственным сном, Засыпает вне райской ограды, Отягченным прикрывшись крылом.

Полон призраков, туги и страхов Этот долгий мучительный сон. Сделать даже единого взмаха Не под силу... Униженный стон

Первой ласточкой стал покаянья. Пробудившись и к Богу припав, Как к лесному источнику – лани, Отрешилась душа от забав

И в молитве горе' воспарила... Не страшны ей зарницы и гром! Позабыв, все, что ночью приснилось, Птицей в небе летит голубом.

Не догнать унесенную ветром, Не поспеть за лазурной волной... Улетела душа в царство света, Навсегда распрощавшись с землей.

Вот так мы с вами, поговорив о том, как сладко и радостно взыскать небесной премудрости, ради этого не жалко и отказаться от запинающего нас греха, как хорошо обновляться умом, не сообразуясь со вчерашними привычками, истлевающими в похоти. Как свободно чувствует себя душа, если она живет в мире молитвы, вместе с отцом Иоанном Кронштадтским, в мире благодарения, вместе с блаженной Матронушкой, в мире созерцания, вместе с Ангелом Хранителем.

А мы с вами давайте посмотрим на вопросы. Я не гарантирую, что сумею ответить на все эти вопросы, потому что в существе своем я, уже просмотрев заранее ваши вопрошения, кое-что затронул. Еще раз прошу не обижаться на меня – ну таких у нас немного, – если я не дословно воспроизвожу ваши вопросы и прочее и прочее.

Батюшка, благословите! "Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может".

Очевидна из этих слов приоритетность небесной мудрости над земной. Ибо небесная знает земную, а земная её не знает. Думаю, что в каждом православном есть толика небесной мудрости.

Но как быть с земной? Изгонять её, чтобы не обольщала своей суетой?

Или не обращать внимания и ждать, пока она "сама засохнет"? Или земная умудрённость нужна, но она должна знать своё место "в углу, на коврике"?

Духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может, свидетельствует апостол Павел. Итак, небесная мудрость господствует над земной, земная не постигает путей небесных. В каждом православном есть толика небесной мудрости.

Я бы сказал, жажда небесной мудрости.

В каждом православном есть искра Божиего Духа, но не в каждом православном живет небесная мудрость. Почему?

На этот вопрос отвечает царь Соломон: в злохудожную душу премудрость не войдет и в теле, повинном греху, обитать не будет. Ну, скажем, если ты куришь, оскверняя свое тело и дыхание, то мозгами что-то можешь соображать о Боге, читать умные книги, но дышать Богом ты не сможешь. И вместе с Иовом не услышишь дыхание Духа Святого в ноздрях своих, по понятной причине.

А жажда очищения, освобождения присутствует в каждом христианине. Потому что даже вот наши исповеди ежедневные мы составляем, исходя из свидетельств Духа. Это Дух смотрит, как мы насилуем наш рассудок, как мы насилуем наши чувства, прилепляясь к чему-то дольнему. И вот эти исповеди – согрешила, мучилась от обиды, раздражалась, – мы можем писать только потому, что в нас присутствует Божественная благодать, проливающая свет на эти чернильные моря наших грехов.

Так что делать с земной мудростью, изгонять ее, чтобы она не обольщала своей суетой?

Изгонять нужно грех. Земные знания – это ветошь, иногда востребованная, иногда нет. Достигать искусственного опрощения не нужно, если ты профессор по сопротивлению материалов, или термодинамики, или каких-то других наук. Эти знания спокойно лежат в тебе, как дерн лежит на земле, ожидая весны. Но исполняйтесь Духом, обогащайтесь ведением Христа, дайте Христу вселиться во внутреннем человеке, дайте Духу Святому воздействовать на вас. Дух Святой не потревожит ваших земных знаний, они просто Ему не нужны. Но Он коснется вашей души, оживит ее, вдохновит ее, обновит ее, как прекрасно сказано: вниду к жертвеннику Божиему, веселящему юность мою, то есть обновляющему меня.

Итак, что не обращать внимания, ждать, пока она сама засохнет?

Если речь идет о плотском мудровании, то есть о демонизированном мышлении, демонизированной умственной деятельности, умственной зависимости, когда, независимо от вас, вас мучают мысли, чувствования – вот от этого надо открещиваться и отсекать члены, уды яже на земли. Не позволять, скажем, осуждающему диалогу в глубинах вашей души осквернять вашу личность. Бывает, вот человек просто сидит и слушает, что демон ему навевает. Вот это плотское мудрование, оно часто касается Самого Господа Бога. Действительно, лукавый потому и называется клеветником, что он клевещет на Создателя, представляя Господа каким-то инквизитором, или холодным безучастным свидетелем нашего несчастья, или каким-то требовательным должником, который, как работник финансового ведомства, требует, взыскивает с нас долги. И вот лукавый трудится, адова работа свершается уже, чтобы представить нам карикатуру на Того, Кто есть Солнце любви, на Господа, милующего, любящего нас, благородного, великодушного, неизменного в Своей жертвенной любви, всегда внимающего нам. Так легко засоряется кокосовый орех человеческого ума ложным мудрованием о Боге, если душа не знает всех этих проделок и ленится призывать Христа и Богородицу, ленится стяжевать чистую молитву, а только думает свою думу, как роденовский мыслитель.

Дорогой батюшка Артемий, страсти отрицательных персонажей комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», его комедии «Ревизор» живы в сердцах современников. Трудно даже представить себе земную жизнь без руководящей умами людей земной умудрённости. И трудно понять, как человеку, ставящему на первое место небесную премудрость, подобному Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому, жить в мире, где часто правят бал Фамусовы и Молчалины, Простаковы и Скотинины, Чичиковы и Сквозник-Дмухановские? Как живя в мире страстей, не стать частью этого мира и не потерять тягу к небесной премудрости?

Вот этот вопрос. Трудно понять, как человеку, полюбившему небесную премудрость жить среди мира, где правят бал Фамусовы и Молчалины, Чичиковы, и Скотинины. Как, живя в мире страстей, не стать частью этого мира.

Читайте в Священном Писании, там все прекрасно сказано. Живем не по-мирски. Лукавый не прикасается к человеку, который дышит небесной премудростью. Христос Спаситель и молитва к Нему нас дезинфицирует, дает нам духовный иммунитет. Таинство Причащения – это прививка, которая делает нас невосприимчивыми в отношении грязи мирской жизни, мы органично ее из себя выталкиваем, не принимаем. Будьте мудры, как змеи и чисты как голуби. Должны чувствовать, чем водится тот или иной человек и соблюдать духовную, не социальную, а духовную дистанцию. С кем поведешься, от того и наберешься. Русские пословицы прекрасно отвечают на ваш вопрос. В общении с гордым не сможешь не очерниться, говорит Священное Писание. Гордыня, как смола, очерняет все, что к ней прикасается. Да стирает нога твоя порог мудрого, говорит Священное Писание, в частности царь Соломон, о желательности общения единомысленных друг с другом людей. Да будут у тебя немало знакомцев, а советник один из тысячи, говорит тот же царь Соломон.

Таким образом, мы призваны устраивать нашу жизнь, чтобы идти тропой веры и верности Христу, не пачкая наши крещальные ризы мирской грязью. О дщерь Вавилоня окаянная, блажен тот, кто разбиет младенцы твои о камень. На уровне помыслов, этих младенцев, мы должны освобождаться от мирской зависимости. Это искусство жизни христианина. Этому мы учимся ежедневно, чтобы ничего к нам не прилипало плохое. С душевными говори о душевном, о земном, учит преподобный Серафим Саровский.

Послания апостола Павла прольют свет на эти все трудные вопросы. Потому что в первом веке христиане были окружены язычниками и ходили на базар, на торжище, и покупали пищу из рук людей чуждых Христа. И браки тогда еще были таковы, что, заключив их прежде принятия крещения, часто новобращенный христианин сталкивался с большими трудностями. И апостол Павел об этом хорошо говорит: если твоя некрещеная половина все-таки готова продолжать жить с тобою по принятии тобою крещения, оставайся в этом звании, ибо к миру призвал нас Господь. Жена, не спасешь ли своего некрещеного мужа. Речь идет, конечно, о той ситуации, когда союз сложился еще до принятия крещения одним из супругов.

Ну давайте посмотрим дальше.

Батюшка, а противоречат ли друг другу земная умудренность и небесная премудрость? Отсылки вмц. Екатерины к Гомеру, Плутарху и иным мыслителям (историкам, философам) были для языческих мудрецов убедительны не менее, чем слова пророка Исайи. Так святая обращала язычников к вере. Хотя сама она совлеклась ветхого человека и познала Господа через покаянную слезную молитву более, чем через умственные знания.

Противоречат ли друг другу земная умудренность и небесная премудрость?

Иногда точно противоречат, когда речь идет о «практическом разуме», в кавычках, «умудренности» в кавычках, терпимой в отношении греха. Обвести вокруг пальца, воспользоваться ложью, избрать предосудительные средства для достижения цели – для христианина это неприемлемо. А иногда небесная мудрость и земная вполне дополняют друг друга, если речь идет о вещах нравственно нейтральных – знании обычаев, культуры, народов. Мы еще раз вспомним Григория Богослова или Василия Великого, прекрасно знавших Гомера, греческую философию, мифологию, ну она не называлась мифологией, предание старины глубокой и использовавших творчески все эти знания применительно к проповеди духовной.

Вот и Екатерина сама совлеклась ветхого человека, познав Господа, однако умственные занятия, как мы выяснили с вами, весьма ей пригодились. Потому что ее слово, философское слово, слово, не противоречащее законам логического мышления, было победоносно и насыщенное Духом Святым, оно разоружило оппонентов, съехавшихся для того, чтобы посрамить новокрещенную царевну. И 150 лучших мыслителей Александрии уверовали, благодаря воздействию Святого Духа чрез уста Екатерины.

"Знание надмевает, а любовь назидает...". В советское время знание, конечно, было на первом месте. Созидательная сила любви нивелировалась, чем дальше, тем больше. В итоге мы не смогли победить даже этот бандитский капиталистический мiр. Батюшка, как Вы оцениваете, проходит ли в нашем обществе это ослепление знанием и возрождается ли вера в спасительную силу любви?

Любовь назидает, а знание надмевает. В советское время редко говорили вот об этой любви, но говорили в духе лозунгов: знание – сила, мир познаваем. В итоге, как шарик сдувается, советское мировоззрение уступило эпохе наживы, капиталистического профита, бандитского по существу. Что в наше время происходит, возрождается ли вера в спасительную веру любви?

Любовь – это Христос распятый и воскресший, и каждый из нас этой любовью уловлен и побежден, каждый из здесь присутствующих. Хотя обстоятельства, воспитание и образование полученное у всех разное, и уровень у всех разный. Но все мы, собравшиеся сегодня в нашем терем- теремочке зум-конференции, каждый из нас почувствовал на себе взор Христа Спасителя. Своим перстом вещим Господь прикоснулся к сердцу каждого из нас, каждому из нас Он задал Свое вопрошение: любишь ли Меня?

Беленко Георгий, Галина, любишь ли Меня? Анна Рыбакова, любишь ли Меня? Галина Михайловна... Екатерина именинница... Татьяна, Ольга, Аня с мамой. Наталья, Александр и Елена, Димитрий, Лариса, Ольга. Любишь ли Меня?

И каждый из нас ответил: да, Господи, я сотворенная по образу и подобию Твоему личность, познала Тебя как источник любви. И иду к Тебе, прими меня, научи меня, вразуми меня.

Так что вера в силу любви Христовой … я исповедаю эту веру вместе с вами и очень надеюсь, что вера наша есть победа, победившая мир. Надеюсь то есть, что все мы с вами станем победителями ненавистной розни века сего. Все мы свами осуществим тот идеал, который начертан в Священном Писании, что мы дадим чрез нашу веру Духу Святому укрепиться во внутреннем нашем человеке, что Дух Святой, воспользовавшись нашим согласием, созиждет обитель в глубинах нашего сердца, и Христос, живой Бог, крепкий и живой, будет ходить и действовать в нас, приведя каждого из нас в меру исполнения возраста Христова, в мужа совершенна, каждого из нас соделает живым камнем в богочеловеческом здании Церкви Христовой. И, таким образом, каждый из нас будет содействовать приращению в любви главе Церкви, Христу, что весьма радостно и замечательно.

Будь невеждой и простецом в своей премудрости, а не мудрецом в своём невежестве. Прп. Исаак Сирин «Слова подвижнические»

Будь невеждой, простецом в своей премудрости, а не мудрецом в своем невежестве, говорит преподобный Исаак Сирин. Сириянин. Мы должны премудрость Господню принимать с детским верой, доверием, удивлением, изумлением, готовностью, как в Евангелии звучат слова: оправдана премудрость в глазах детей своих. Премудрость – это Христос. Во Христе, говорит апостол Павел, сокрыты необъятные, находятся необъятные сокровища премудрости и разума, необъятные человеческим рассудком. Поэтому небесную премудрость нужно принять с восторгом и с детским доверием, она превышает наше рациональное постижение. Князья века сего, не познав Божественную премудрость, распяли Господа славы. Это были очень мудрые, книжные, начитанные умудренные люди, разумеем учителей Израиля. Это не были какие-то неандертальцы, это были ученые, академики, архиереи.

Итак, святой Исаак Сирин говорит о том, что в нас должна быть вот эта детская открытость. Ей, гряди, Господи Иисусе. Я не могу познать глубин Твоих, Ты единый блаженный Бог, живущий во свете неприступном. Но я раскрываю створки сердца своего, прииди и вселися в ны, дабы я радовался о Бозе Спасе моем. И, созерцая Твою непостижимую премудрость, вбирал ее, как пчела собирает нектар с цветочного луга, обогащался ею неизменно и бесконечно, никогда не зная насыщения. Вот о чем говорит святой Исаак Сирин.

К премудрости нельзя приступать со штангенциркулем и с логарифмической линейкой. «А вот вы мне покажите – тогда я поверю. А кто это доказал, что Христос есть истина? А почему это спасение во Христе, а как же Магомет, Будда, Конфуций, что, все ошибаются?» Вот, знаете, холодность, скептицизм, недоверие, агностицизм – это не для небесной премудрости, которую надо принять, как Ромео Джульетту, с готовностью и радостью, и благодарением. Приходящему к Богу нашему, воплощенной премудрости, силе Отчей, надлежит веровать, что она есть самосветящаяся премудрость, живая и бесконечная. И нужно ее принять, как обнять, и стать самым счастливым и блаженным в мире человеком.

Х.В! ДОРОГОЙ,ОТЕЦ АРТЕМИЙ!ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! С ПРАЗДНИКОМ ВМЧ.ЕКАТЕРИНЫ!БАТЮШКА,скажите,пожалуйста,а достигнуть Премудрости Небесной разве возможно простому смертному человеку?Не удел ли это только Святых Божиих Людей?И земную умудрённость снискать не просто так,думаю,что пролить надо пот и кровь,и к смерти,может быть умудришься с Божьей Помощью?Или не так?И приблизиться к умудрённости совсем не сложно? Спаси Господи! Храни Вас Бог!

А возможно ли вообще достичь смертному человеку премудрости небесной?

Ну если бы не было возможно, то Христос Спаситель нам бы не говорил: Аз есмь Свет, веруйте в Свет, да сынами Света будете. Надо слушаться, а вы не слушаетесь, поэтому ничего не понимаете. Это я говорю не вообще, а конкретно той милой душе, которая спрашивает: неужели возможно достигнуть премудрости? Для начала давайте правила приличия выучим, правила хорошего поведения, бонтон, что прилично, что неприлично, что красиво, что безобразно. И это будет первый шаг к усвоению, что такое хорошо, что такое плохо в общении. А потом потихонечку уже будем добираться до верхних этажей.

Объясните, пожалуйста, с точки зрения мудрости ,почему Вы просите обнимать человека, с которым советовали держать дистанцию? Если есть ровное отношение, безличное, беспристрастное, по совету " to keep the distance " , и он четко выполнен. Но - зачем тогда сокращать дистанцию? Более того, не совсем понятно, зачем в духовной жизни тактильные объятия? Тактильность вообще разве хороша? Не всем это приятно. Человек вынужден обнимать человека, который его прежде оскорблял гнусно и не извинился, и не понимает, и не собирается. Значит, лжеца, причащающегося с этим. Ты прижимаешь его к своему сердцу, к легким - и от этого заболеваешь.

Можно ли сокращать дистанцию в общении с человеком, а уж тем паче нужно ли его обнимать?

Спросите у святого Иоанна Богослова. А еще прежде спросите у царя Соломона. Царь Соломон говорит: время обнимать и время уклоняться от объятий. В обнимашки со всеми встречными-поперечными играть опасно. Помните «Белое солнце пустыни»: Гюльчатай, покажи личико. Гюльчатай, а можно тебя обнять? А там, под паранджой, сидел этот басмач и прямо убил любимого советского героя. Вспомните Иоанна Богослова, которой погнался за бандитом – в юности он был духовным чадом святого старца, а впоследствии стал разбойником. И едва сумев догнать, он обнял человека, пролившего много крови. Это были объятия духовной любви. Сошла благодать на несчастного, он покаялся, в рыданиях пал в ноги перед старцем, от которого думал убежать. И возвратился, как блудный сын, в Отчий дом. Так что объятие объятию рознь.

Помню, молодым священником приехал я как-то в город Рязань, там были съемки каких-то наших духовных бесед. А оператор был светский человек. И когда закончилась часовая программа, он ко мне подошел, весь в наколках был, и говорит: отец Артемий, вы меня помните? Нет. А я вот был оператором три года назад на центральном телевидении. Вы приезжали, а я вообще тогда ни в зуб ногой, не понимал, о чем тут идет речь. А сейчас как-то немножко больше стал понимать, хотя далеко не все. Но мне приятно было исполнять свои операторские обязанности. Ну я по общительности говорю: а можно с вами поздороваться? И его обнял... Нет, иначе была история. Я, говорит, когда на центральном телевидении работал, а потом к вам подошел или вы ко мне подошли, и как-то вы меня обняли. И вы знаете, со мной что-то случилось – рассказывал он во вторую встречу. В моей жизни что-то произошло, у меня вот открылись глаза, пелена упала с моих глаз, я теперь хожу в церковь. Вот недавно первый раз исповедался, причастился. Батюшка, благодарю вас, что вы меня обняли. Так что, знаете, по-разному все бывает.

Есть такое выражение: "Пригреть змею на груди". Потому что духовное и физическое неотделимо. Даже собака показывает живот только тем, кому доверяет, потому что там жизненно важные внутренние органы. До этого ты мирно наблюдал со стороны ( выполнив благословение), стараясь любить и друзей и врагов, покрывать милостью. Но сокращение дистанции снова подняло ворох уже оставленных проблем с НОВОЙ силой. Потому что - да, я готов любить врагов милостивой любовью, желая им спасения, но не готово их прижимать к своему сердцу так, как христолюбцев.

А вот пригреть змею на груди, такое выражение вы знаете?

Да, поэтому надо быть очень острожным. Я понял, что мы с вами никогда не будем обниматься. Я шучу, конечно. С женским полом и не положено обниматься. У вас очень заковыристо как-то все тут. Огромный такой вопрос. Но главное вы услышали, ответ: время обнимать и время уклоняться от объятий. Если вы венчаная супруга, обнимите мужа и придушите его слегка в своей любви, чтобы вовремя деньги отдавал. А если он совсем не муж, хоть и очень дюж, вот, то ему скажите: подойдите сюда, обнимемся. И как дать ему в лоб. Боюсь, что меня осудят...

Так. Ну посмотрим дальше, что у нас там еще осталось, дорогие мои.

Как можно любить одинаково священномученика Серафима Чичагова и Никандра Савельева, который предал на расстрел своего духовного отца, священномученика Серафима? Так, настолько ли необходимо сокращение дистанции и тактильные прикосновения? Не является ли это духовным вредом?

Как можно любить одинаково священномученика Серафима (Чичагова) и Никандра Савельева, который предал на расстрел самого священномученика Серафима?

Ну что вы какие-то дурацкие вопросы задаете. Одинаково любить. Серафима (Чичагова) мы как ангела принимаем. А о предателе, его отдавшего на расстрел, мы скорбим о нем, видя, что он отклонился от путей Господних. Окаянный же Иуда не восхоте разумети путей Божиего милосердия. Что вы прикидываетесь каким-то первоклассником?

Любовь Христова окрашена в различные цвета. Вот багряный цвет, посмотрите какие розы, это любовь единомышлеников. А вот в отношении предателей это скорбь, это горечь. Мы плачем, потому что это Божии создания, извратившие пути Господни. А вспоминайте мучеников. Вот священномученик Владимир, митрополит Киевский, от пьяной матросни убиенный под стенами Киево-Печерской Лавры. Вывели старца, он осеняет их архиерейским благословением: детки мои, делайте ваше дело. И смотрел на них как на орудия, через которых Христос раскрывает Свои объятия ему, Своему рабу.

А вот геноцид мучеников Ясеноваца, сербов, от зверей фашистов католиков убиенных. Сейчас вот эти истории на русский язык уже переведены. Знаете, усташи там кривыми ножами вырезали сердца у живых людей. История, когда пожилой человек подходит… этот усташ, им уже двести людей убито в один день.. Ну не хочу отягощать ваше внимание, но отрезает ему ухо, вынуждая его отречься от Православия. Он говорит: детка, детка, делай свое дело. И тот вырезал у него сердце, но не смог после этого жить. Потому что каждый убитый тобою неправедно человек начинает жить с тобой в этой жизни. Ты не можешь от него уйти, убежать. Ну не будем отягощать сейчас наше...

Поэтому вы тут не мудрите про тактильные прикосновения. При чем здесь тактильные прикосновения, когда речь идет о... даже единомысленных у нас, вот «Христос воскресе! Воистину воскресе!» на Пасху. Вот в нашей обители мужчины с мужчинами лобызаются, а дамы с дамами лобызаются, по понятным причинам. Тактильные прикосновения. Так что-то вы нафантазировали, дружок мой.

Давайте посмотрим еще.

Когда единомысленный прежде человек начинает ставить под сомнение или даже отвергать основы Православия, стоит ли искать логическую опору - или не надо, а то запутаешься? Просто у этого человека был примерно такой же духовный опыт, как у тебя, - и вдруг... Причём он там искренне счастлив. Ты сам остаёшься верным, но становится не по себе. Заметила у многих верующих (да и у себя) такое искажение сознания. Когда нам что-то мило, привычно, мы начинаем считать это частью веры - и стоим за это, как за истину, хотя к вере это не относится, это наше мнение. А потом человек вдруг от этого отходит - и вместе с этим от веры. Как заранее оградить себя от такого?

Да, ну и последнее. Вот близкий был тебе духовно человек, вдруг он отошел от Православия. И ты пытаешься понять, что с ним случилось. Нужно ли искать логическую опору? Опыт вроде духовный был одинаковый. Совратился с путей Православия человек, ушел там куда-то в еретическое исповедание, вроде там он искренне счастлив – к кому он попал, баптистам, или католикам, или еще кому-то.

Ну разобраться-то можно, дорогие друзья, в драме близкого тебе человека. Но надо попросить у Господа вразумления: Господи, вразуми и помоги мне понять, что явилось причиной этой драмы. И знаете, осторожно надо беседовать с самим человеком, потому что если он отвергает Православие, то он отвергает свое собственное спасение. А значит, через него неприметно действует, как вы думаете, кто? Древний змий, пригвожденный Георгием Победоносцем и сверженный копьем Архангела Михаила. Поэтому если человек стал другого духа, остерегитесь. А попросите лучше: Матерь Божия, Владычица, вразуми меня, что произошло с этой душой, как она могла от родного Православия, от света и любви Матери Церкви куда-то уйти в другое сообщество? Может, прямо не отвергает Православие, но уже не хочет причащаться здесь. А вот что-то к туфле римского папы припадает или там еще что-то такое у нее, что случилось? И Господь обязательно вам откроет, на интуитивном уровне вы познаете, что случилось, что там за дух противоречия, что там за какое-то тяготение к букве, что там за безрадостное такое восприятие веры. Что там мешало человеку обрести благодать Святого Духа, Отца и Сына и Святого Духа в сердце своем. И как это не почувствовать, что Церковь – это мать родная, которая своих цыплят греет под своим теплым ангельским крылом. Как это можно изменить Матери Церкви, уверовав, что римский папа, один за всех, над всеми, со своей туфлей и со своей тиарой, Франциск, одобряющий гомосексуализм, трансгендерные дела, вот он теперь вдруг стал духовным отцом этой души. Матерь Божия все нам откроет.

Давайте, дорогие друзья, будемте заканчивать, одиннадцатый час на дворе. Я вас поздравляю со снежной зимой. Поздравляю вас с воскресным днем. Давайте почитаю вам что-нибудь мажорное в завершение.

Вот меня тут спрашивали: батюшка, мы вот гоняемся друг за другом, ищем от кого-то утешения. Вот кому-то внимание уделено, кому-то не уделено, чей-то вопрос прочитан от корки до корки, а чей-то вопрос только пересказан общими словами, а чей-то вопрос остался вне внимания. И одним густо, другим пусто, там хорошо, где нас нет. Это вообще как? Как найти успокоение? Мы хотим быть все в равных отношениях, все хотим быть любимы, призреваемы, утешены. Вот. Равенство, свобода и братство в нашем терем-теремочке! Вот. Да, а то к богатеньким ходите в гости. А к бедным говорите: накопите сначала на красную икру, потом приду к вам. И знаете, я шучу, утрирую, конечно, вы понимаете.

И в ответ вот на эти переживания какие-то, оправдываться тоже, знаете, неправильно, вы все-таки не верблюд, разрешите мне прочитать стихотворение «Забвенный лик». То есть пока мы перетягиваем одеяло на себя, ищем равенства, справедливости, ищем, чтобы было равенство распределения духовных благ. Спаситель, истина воплощенная, Который взошел на крест, взял на Себя наши грехи и вину, нам все простил и отпустил, и хочет исполнить нас – берите, – даров Духа Святого, остается в некотором небрежении, забвении. Мы как-то вроде верим в Него, но не доверяем Ему, считаем, что Он слишком от нас далек. А вот здесь все и вся и сразу надо брать друг от друга. А Спаситель остается незамеченным.

И вот такое у меня размышление.

«Забвенный лик»

Мы ходим друг за другом по пятам Добра от ближних ждем – все новых порций. Но забываем верить Небесам И теплоты не чувствуем от Солнца.

А между тем скользят Его лучи По омраченным от печали лицам. Скорбим, что нету жара от печи, А ленимся на Свет перекреститься.

Неиссякаем милосердия Родник – Христос с небес протягивает руки, И в души смотрит кроткий, вещий Лик... Поверь в Любовь – и ты спасен от муки!

Ну с вашего позволения, я сгладил некоторые напряженные интонации и такие неудобные темы. Обнимать злодеев, мучителей – мы с вами этого не предлагали. Будемте прощаться, дорогие друзья, отдыхайте с Богом. А завтра будет день опять. И к нам, верим, уже ночью придет Божественная благодать. Христос Воскресе! Воистину воскресе!

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2025