00:00
00:00
Встреча прихожан Алексеевского монастыря с духовником обители. Видеоконференция, 4 ноября 2023.
- 00:00 Приветствие. Слово о празднике Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Дне народного единства.
- 07:22 О тьме неведения - состоянии прелести и самообольщения, которое присуще всем нам.
- 21:41 Прелесть второго рода - болезнь в её развитии.
- 28:08 О проявлениях прелести. О прелести католичества.
- 32:33 О признаках состояния, чуждого прелести
- 36:09 Ответы на вопросы.
- 36:34 Батюшка, все мы находимся в прелести от рождения?
- 39:10 Если «все человецы» имеют повреждение прелестью от рождения, то как разобраться в истине?
- 42:54 Кающийся мытарь в Евангелии, в отличие от фарисея, бил себя в грудь и обличал. Значит, он осознавал свою прелесть? Каким образом - благодатью через сокрушенный дух?
- 43:55 Прелесть может выражаться, по слову свт. Игнатия Брянчанинова, в излишней душевной ревности, когда кто-то поучает других в том, что им может быть полезно для их спасения. По виду это может выглядеть благочестивым, ревностью по Богу и Церкви, но «изнутри исполнено самомнения и гордости». О таких случаях святитель пишет: "Прелестная ревность заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники.
- 45:35 Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами». А святитель Феофан Затворник об этом говорит так: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: “Несмь якоже прочии человецы”».
- 48:10 Что Вы думаете о «церковных ревнителях» благочестия среди а) мирян, б) клира ?
- 50:32 Неоднократно сталкивался с людьми, которые говорят о себе так: «А что я такого сказал/сделал? Я - хороший человек.» Невидение своей греховности, своего ветхого человека - это тоже форма прелести, батюшка?
- 51:48 У современных людей распространено мнение, что надо все время демонстрировать свою «позитивность» перед собой и окружающими. У кого-то это получается искренне, но часто выходит самообман, когда негативные эмоции загоняются внутрь и подспудно разрушают психику, а иногда и физическое здоровье. Имитировать, в первую очередь перед самим собой, добродетель, которой у тебя нет, это и есть прелесть?
- 57:16 Прелесть - это видимо и есть удаление от Бога, не распознанное человеком. Мы знаем от неё средство - человек должен думать о себе, как думал благоразумный разбойник. Но как при этом ориентироваться и ориентировать новоначальных и детей, скажем, в круге чтения?. Ведь есть много «православных» авторов, о которых хочется сказать: я бы не рекомендовал Вам читать то-то и то-то. Или: у того-то и того-то такие-то ошибки.
- 01:00:49 Дорогой отец Артемий, можно ли сказать, что инок впал в прелесть, если иноку хочется всем рассказать, что он ушёл в безмолвие? Как не стать той героиней православного анекдота, которая, став «праведницей», превратила родных и друзей в «мучеников»? Возможно ли быть свободной от прелести, если, по словам Игнатия Брянчанинова, «все мы - в прелести»? Как Вы думаете, почему многие люди не знают православное значение слова прелесть, то есть самообольщение, духовная болезнь, которая проявляется в том, что человеку кажется, будто он достиг определенных духовных высот, вплоть до святости, но каждому знакомо современное, мирское значение, имеющее положительный смысл: прелесть - очарование, обаяние, привлекательность, о ком-нибудь или о чём-нибудь прелестном, чарующем, приятные, пленяющие явления, впечатления. Кажется, история употребления этого слова говорит о том, что мы все обманываться рады.
- 01:03:28 О поминовении родственника, о крещении которого нет точных сведений
- 01:05:17 Быть может, прелесть - это слепое дитя гордости, самомнения, занятости собой, своими ощущениями, мнениями? Отсюда и наша обидчивость, ропот, досада, смущение в отношениях с духовником и вообще с другими людьми? Может быть, так?
- 01:06:12 При Митрополите Филарете (Романове) было постановлено считать католиков некрещёными и обращающихся в Православие крестить. Сейчас их считают крещёными и присоединяют через миропомазание. Как же может совершаться Крещение вне Церкви? Мы считаем католиков крещёными, но прельщёными? А Символ Веры они читают при своём, католическом Крещении, с Филиокве?
- 01:13:32 О дне памяти Игоря Талькова
- 01:14:39 Завершение. Да хранит вас Господь!
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.