Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XI, ст. 34-41. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 14 ноября 2023.
Поздравляем всех, дорогие братья и сестры, с завершением Божественной литургии, с принятием Святых Христовых Таин.
Вспомним кратко, как Спаситель, приняв приглашение некоего законоучителя, фарисея, вошел в дом его и ел хлеб, не омыв предварительно руки, что входило в безусловные предписания представителей этого течения, радевших о внешнем, но забывавших о внутреннем, что, увы, свойственно и христианам может быть, потому что радость о внешней красоте ногтей гораздо легче, чем о том, чтобы быть, по слову поэта, дельным человеком.
Спаситель в ответ на несправедливое замечание ответил им и нам: давайте лучше от избытков ваших милостыню, дабы все внутреннее ваше было чисто. И таким образом засвидетельствовал, что уважение к человеку, сочувствие к нему, сострадание к собратьям по несчастью, выражаемое в делах благих, живой благотворительности – вот то, что помогает нам достичь цели, приготовить место Господу в глубинах нашей собственной души. Без последнего – то есть без милосердия, сочувствия, неосуждения, жалости, сострадания – всякое стремление исполнить букву закона весьма сомнительно, а часто бывает и предосудительно в очах Божиих, Который заповедовал нам во главу угла суд, милость и веру, но не отчисление от тмина, мяты, укропа, не поставил последнее во главу угла.
Итак, Христос Спаситель желает, чтобы мы, Его ученики, носили в сердце сердечную милость и сострадание к человечеству и к каждому конкретному человеку. При том, что Он присовокупляет еще на языке притч очень важные слова. Светильник телу есть око, если око твое будет просто, чисто, то и все тело будет светло. Как будто бы изнутри некий таинственный светильник освещал твое тело, и в нем не будет наблюдаться ни единой темной части. Смотри, если свет, который в тебе есть тьма, то что же тьма. Это притчевые слова, которые нуждаются в осмыслении, перед нами иносказание, и нужно разобраться, что есть око, что есть тело, речь идет не о простом глазе и не о наших телесных членах. Человек существо разумное и, в отличие от животных, мы почтены этой чудесной способностью мыслить, осознавать самих себя, осмыслять свою деятельность. Помимо того, что Бог даровал нам еще и свой собственный голос – совесть, богодарованное различение добра и зла.
Итак, разум и совесть Господь называет естественным светильником, светом, которым почтено только человеческое естество. Смотри, что если в тебе тьмою является то, что должно быть светом. О чем говорят эти слова? Они говорят о том, что человек разумный, Homo sapiens, может быть, при всех своих дарованиях естественных помрачен силой лукавого. И святые отцы действительно свидетельствуют, что падение Адамово, которым мы все запечатлены, последствия которого мы носим, омрачило этот природный светильник. И человек, способный различать добро и зло, способный рассуждать, дабы выбирать лучшее, оказывается без Христа и Его благодати совершенно помрачен. Так что, имея дар разумения, ходит впотьмах и спотыкается, и падает. Эти слова, соответственно, возбуждают в нас некую тревогу и вместе с тем задают нам некую задачу и цель: необходимо этот светильник очистить от копоти, потому что вот иной вроде бы и разумен, однако убыстряет свое шествие во ад, будучи сопротивником Богу или вовсе не признавая Его бытие. Даже крещеный человек, имеющий в себе Божественный свет, Духа Святого, однако может не преуспевать, а ходить в потемках. Это бывает, если мы наш ум, наш рассудок, наши чувства не очищаем, но позволяем им погрязать в помыслах, мечтаниях и, неосознанно для себя, бесовское наваждение, внушение почитаем за произведение собственной души.
К сожалению, многие крещеные люди так всю жизнь и проживают впотьмах, потому что не хотят уразуметь, что нам необходимо постоянно заниматься очищением ума, и сердца, и воли. Ума – от мечтательности и внушения чуждых нам помыслов. Сердца – от худых ощущений, каковы суть гордость, похоть и злоба. Волю – от земных пристрастий, от всего, к чему человек прилепляется, болезненно пристращается в этом видимом мире.
И получается так, что свет становится в нас тьмой. Это бывает с нами, когда мы позволяем лукавому омрачать три силы душа – ума, чувства и воли. Неслучайно современный афонский подвижник, старец Паисий, говорит: всякое пристрастие есть диавол. То есть к чему бы ты ни прилепился на земле, что является для тебя неким щупальцем, и ты пристрастен к какому-либо земному предмету, ты по необходимости омрачен и теряешь Божий свет.
Если ты собеседуешь с помыслами и думаешь, но не молишься, ты помрачен, и тобою владеет темная сила. Если ты удовлетворяешь каким-то худым желаниям и ощущениям, ну, для тебя обычным является состояние неприязни или уныния, или нечистых каких-то, нехороших пристрастий, или ты доволен собой и ходишь в наивном убеждении, что все плохие, а ты хороший – ты во тьме. И Спаситель говорит иное: если око твое будет просто, то и тело будет чисто. Как это, соделать око человека чистым? Необходимо соединить его с Божественной благодатью. Как наш глаз не может видеть в темноте, но видит только если есть источник света, так человеческая душа только от Христа, Невечернего Света, может, восприняв благодать, очиститься умом от помыслов, сердцем от неприязненных ощущений, волей от пленения злыми пожеланиями. Только Христос Спаситель доставляет нашему оку простоту и чистоту. И для того, чтобы мы действительно ощутили внутри себя мир, смирение, чистоту, радость, мудрость, необходимо постоянно призывать Господа, просить Его, чтобы Он неким скрабом, именем Своим очистил нас от упомянутой окалины.
Но на поверку оказывается, что таких людей совсем немного, монахи или чернецы, или бельцы. Многим представляется, что гораздо им легче мечтать о чем-нибудь, или ходить в помыслах своих, в круговерти; или предаваться каким-то худым чувствованиям, например осуждать людей, испытывать недовольство и неприязнь; или пристращаться к благам этого мира, что, увы, с нами часто случается, так что мы говорим: это моя слабость. Могу же я иметь хоть какую-то слабость? Сейчас я буду ей удовлетворять. И таким образом человек отдаляет себя от Света истинного. А Христос Искупитель – многие сегодня причастились и приняли Христа в свое сердце, – это Свет истинный, этот тот самый светильник, который сияет в глубинах нашей природы. Если мы не прогоняем Иисуса Христа, как жители Гадаринской страны, предпочитая Христу свиней – то есть помыслы, греховные ощущения и пристрастия, если мы молимся, призываем Господа Иисуса Христа в течение дня, посвящаем Ему нашу жизнь, бережем дар Святого Причащения, понимаем, что причастник весь облекается в свет, смирение, в любовь, в мир, в молитву – благое дело. Потому что незаметно для нас Господь счищает с нашего ума, с нашей воли всю упомянутую окалину и грех, и бывает – каждый, может быть, хоть раз в жизни это испытал, – как будто бы некий незримый свет сияет в человеке, нет в его теле ни единой темной части.
Что такое наше тело? Это как раз наши намерения, это наши начинания, это наши мысли, чувствования слова, действия, поступки, вся окружающая нас жизнь есть тело человека. И тот, кто всецело посвятил себя Господу, носит в сердце своем имя Христово, призывает Спасителя, живет в духе Его смирения, кротости, чистоты, любви, благодарения, мира, получает от Господа этот священный огонек, который изнутри светит, и тьма его не обымает. И если проявит при этом еще и терпение, и постоянство в молитве, то, как говорит преподобный Серафим Саровский, причащайтесь с сознанием своего не достоинства, и будете, в случае внимательного сохранения в себе дара Божиего, светлеть, светлеть, светлеть пока не просветитесь как солнышки. А святой Серафим Саровский таким образом вспоминает Евангелие, где сказано: да просветится свет ваш (наш свет – это Христос, сокрытый в нас) пред человеками. Будете яко светила посреди этого развращенного мира. Так что наша главная задача – соединившись со Христом, взирать на Него, обращаться к Нему, молиться Ему, действовать по Его указанию и быть у Него в послушании. А не так, как это бывает: причастилась русская душа и вышла из храма, забыла и возвратилась на свою... неправильно понятую жизнь.
Поблагодарим Господа. Слава Тебе, Боже...
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.