проповеди

О прикосновении ко Христу

20 ноября, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл.VIII, ст. 41-56. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 19 ноября 2023.

Поздравляем всех с днем воскресным.

Готовясь приобщиться Святых Христовых Таин, вспомним ту смиренную болезненную женщину, которая, истощив все свое имение, но не получив пользы от земных врачей, преодолевая робость и страх, приступила ко Христу в надежде исцеления от кровоточения, сзади прикоснувшись к краям Его одежды. А Спаситель, обернувшись к ученикам, вопросил: «Кто прикоснулся ко Мне? Я почувствовал силу, исшедшую от Меня». И, обернувшись, посмотрел на мгновенно исцеленную женщину, и та во всеуслышание объявила о случившемся. «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». И чуть позже Спаситель возвращает дух умершей отроковице, веля родителям покормить ее, в удостоверение ее телесного воскресения. Это свидетельство евангелиста говорит о том, что Господу все возможно, если мы, с любовью простираясь к нашему Создателю, исповедуем Его благость и всемогущество.

И особенно важно все это принять во внимание, наполнить наше сердце подобным упованием, и смирением, и благоговением, и трепетом, когда мы стоим пред Святой Чашей. Потому что не зря исповедуем: «Верую, яко сие есть самое Пречистое Твое Тело, сия самая есть Честная Твоя Кровь, Ты Христос, пришедший в мир спасти всех, от них же первый есмь аз». И, приобщаясь, слышим слова священника: «Во исцеление души и тела, во оставление всех грехов причащается раб, раба Божия». Значит, Евангелие нужно слушать не рассеянным умом, но понять, что такой душой, как будто кровоточащей дурными помыслами, страстями, с телом неисцельным, обложенным недугами, является каждый из нас, готовящихся вкусить Пречистое Тело и Кровь Спасителя.

Обратим внимание, с каким расположением эта душа, как впоследствии и многие другие прикасались ко Христу. Ведь сегодня мы слышали и иное свидетельство: на месте равне стал Господь, и вот во множестве собравшиеся ото всех городов и селений прикасались к Нему, ибо сила от Него исходила. И, наконец, еще находим у евангелиста свидетельство: к Нему, Спасителю, к Его стопам поднесли болящих, параличных, слепых, одержимых, и все кто ни прикасались к воскрилию риз, Его исцелялись. Это было, это есть, и это будет, Христос и вчера, и сегодня один и тот же, а значит, каждый из нас здесь и сейчас подобен этим участникам евангельской истории. И теснят Христа многие, многие толпятся окрест Него, но не каждый получает ту Божественную силу – всеисцеляющую, обновляющую, оживляющую, воскрешающую человека. Но тот, кто приступает с подобным этой женщине расположением.

Итак, она прикоснулась к воскрилию риз Его. Что есть риза Божества? Божество вечно, невидимо, неосязаемо. А риза Божества – это человеческая природа, усвоенная Сыном Божиим, Он облекся в нее словно в ризу. И мы с вами к этой человеческой природе не просто прикасаемся, а приемлем Тело и Кровь внутрь самих себя. Но как приемлем? Кто-то подходит к Святой Чаше, будучи недоволен, что его оттеснили в сторону, кто-то подходит к Святой Чаше с рассеянными помыслами, думает поскорее бы к запивочке поспеть, кто-то еще с иным расположением. А вот нужно как эта кровоточивая, которая все душевные и телесные силы сосредоточила, с великим страхом, трепетом подошла сзади. Она подобна сотнику, который даже не смел выйти навстречу Спасителю, послав посольство, говоря: «Не трудись, да внидешь в дом мой, но рцы только слово, и исцелеет отрок мой». Она подобна тому юноше прокаженному, который, встав на колена перед Христом, с плачем сказал: «Господи, если желаешь, умилосердись надо мною, очисти меня». Вот с таким трепетом, не с внутренней претензией, не с внутренним недовольством. А сколько таких людей, которые даже после причащения остаются немирными, как будто им чего-то не хватает, как будто они чего-то не получили, как будто бы они чего-то лишены. Но с верой глубочайшей: только лишь восприиму устами и сердцем Пречистое Тело и Кровь твою, только прикоснусь к ризам Твоим, то есть вкушу Плоть и Кровь Твою, и Ты, Господи, свершишь давно мною чаемое, желанное.

Ибо вот кто-то кровоточит душою – годами живет в осуждении, в гордости, в тщеславии, в нечистых помыслах, в раздражительности. Как мучают нас эти неисцельные страсти, мы от них никуда не можем деться, они нас настигают, когда мы их не ждем. Но если вот так прикоснуться ко Христу, веруя, что Он во мгновение ока может уставить этот ток нечистых помышлений – знай только приими, благодари, славословь, будь внимателен, старайся не допускать прилогов греха, и отойдешь здравым, и целым, и смыслящим, и освященным, и спасенным. Также и телесные наши недуги, которые являются отражением душевного неустройства. «Все возможно Тебе, Господи. Не смею и просить, но втайне надеюсь – укрепи, помилуй, соделай мое тело инструментом воли души моей. Даруй мне крепость, если Тебе угодно, для служения Тебе». И сила Божия снизойдет и осенит.

Причащаясь Святых Христовых Таин, мы подходим как будто сзади – телесное естество видим, а Божества не видим, но Божество соприсутствует телесному естеству. И, стало быть, причащаясь Святых Таин, восприняв Тело и Кровь Господню, отходя от Святой Чаши, что мы должны иметь в своем сердце? «Господи, верую, что Ты всемогущий, всеблагой, всепремудрый, весь во мне и со мною. Ты во мне я в Тебе – чудо несказанное. Соединяешься со мной неразлучно, неизменно, неслитно, нераздельно. Слава Тебе, Боже!» Это такой миг, когда Божество становится словно осязаемым, оно пронизывает человека с головы до ног, делая его всего светом, как говорит Господь: «Да просветится свет ваш». Свет – это Он, Христос, Бог и человек. Да прославят все, кто только ни прикоснется к вам, ни вступит в общение с вами, Отца вашего Небесного.

Таким образом, приобщение Святых Христовых Таин это не для ленивых, а особенно не для рассеянных, не для маловерных, не для тех, кто приобщается по привычке, не для тех, кто спрашивает священника: а надо ли мне вообще причащаться, что вы скажете? Какой странный вопрос. Если ты умираешь, если ты неисцельно болеешь, а вот пред тобою всемогущий и всеблагой Врач, который единым прикосновением, единым взглядом Своим благостным может тебя исцелить, уместен ли этот вопрос, нужно ли тебе приобщаться? Другое дело, что, приобщившись Святых Христовых Таин, перестань смотреть по сторонам, перестань бегать по храмам, перестань считать себя чего-то недополучившим. Уединись, войди в клеть сердца своего, затвори двери за собою, начни молиться Отцу своему, Который втайне пребывает: «Слава Тебе, Боже!» И так соблюди и ум, и сердце ко Христу прилепленными, чтобы превратиться в благодарение единое. И будем ждать от Господа Его милости, Который говорит: «Волю боящихся Его сотворю. На кого воззрю? Только на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих». Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024