проповеди

О чуде Божественной Евхаристии

01 августа, 2023
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Матфея, гл. XIV, ст.14-22. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 30 июля 2023.

Во имя Отца Сына и Святого Духа. Аминь.

Поздравляем всех с днем воскресным. И мы с вами являемся и свидетелями, и участниками самого великого чуда и дара на небе и на земле – Божественной Евхаристии или Тайной Вечери Господа нашего Иисуса Христа, которая совершается единожды, в Сионской горнице, но благодаря Божественной благости и всемогущей премудрости каждый день во всех храмах вселенной посредством Божественной литургии мы входим в эту Сионскую горницу и вместе с апостолами причащаемся той самой Чаши, которую Спаситель поднял пред их очами, преломил Свое Тело под образом хлеба и проливая Свою Кровь. Это чудо невозможно вполне изъяснить словом и постичь ограниченным рассудком, возможно лишь объять духом веры и любви. И об этом мы сегодня слышали в Божественном Евангелии, которое предызобразило святую Евхаристию в чудесном умножении хлебов в пустыни для пяти тысяч мужчин, не считая жен и детей.

Чудесно Божия снедь, умноженная земная пища, насытившая всех и еще распределённая по двенадцати коробам свидетельствует о благости Господней, которой во всей полноте Христос приобщает нас именно на Тайной Вечери. И как через руки апостолов умножились хлеб и две рыбицы, так под руками священства и чрез их руки Божественный Агнец разделяет Себя, насыщая всю вселенную, бессмертные алчущие и жаждущие человеческие души, приобщая их Самому Себе, а чрез Себя Отцу и Духу Святому, делая нас единым телом, напоенным Божественной благодатью и сплачивая нас, если мы сами того желаем, во образ единства Отца и Сына и Святого Духа. И по причащении Святых Христовых Таин каждый из нас не только осязает и ощущает, что его потребность в любви нашла своё удовлетворение но становится еще и источником силы Божественной любви, дабы объять духом все человечество, а прежде всего братьев и сестёр по вере.

Итак, это Таинство великое, вживаться в которое умом и сердцем нам должно всю жизнь, но особенно в день святого приобщения. Там, где действует Бог, там всегда свершается некое удивительное умножение, приобщение, возрастание, распространение, и Евангелие об этом свидетельствует. Еще в Ветхом Завете, когда через пророка Илию некая вдовица увидела, что масло чудесным образом во всех сткляницах, во всех сосудах в ее убогом жилище не оскудевало. Там где Господь Иисус Христос являет Свое присутствие, там чудесно наполняется апостольский невод, и раз и два, так что сеть едва удерживает множество рыбы, там исцеляются человеческие недуги, воскресают мертвые, освящается и небо и земля. И все это свершается ныне и сегодня в Божественной Евхаристии.

Слышанное нами должно уместиться в глубинах нашего сердца. Малую частицу Тела Господня мы принимаем, пропитанного Святой Кровью, но в наших скорбях Бог нас распространяет, согревает сердце наше внутри нас, Своим Божественным огнем попаляет по нашему желанию верить всякую нечистоту, оживляет и одухотворяет нашу душу, уцеломудривает плоть, вводит в общение с Ним Самим, а чрез Себя со Отцем и Святым Духом. Так что самое сердце наше сознает наше исконное предназначение быть обителью и сосудом, в которой пребывает Божественная благодать.

И как насыщенные в пустыни видели апостолов, уносящих на спинах двенадцать коробов с хлебом и остатками рыбы, так мы с вами по завершении Божественной литургии должны осознать, что наше сердце и есть тот самый короб, в котором пребывает свидетельство Божией благости, милости и любви. Плохо причащается тот, нехорошо бывает с тем, кто по причащении час спустя забыл где он был, Кого он воспринял, с чем он ушел из Божиего храма. Хорошо и спасительно приобщается тот, кто в течение всего дня исповедует «память святыни Его», как учит нас царь и пророк Давид. «Чашу Господню прииму…». Но это ещё не всё. «Имя Господне призову» – то есть причастник призван в течение дня прославлять Господа, исповедаться Ему, славословить Его и делиться теми дарами, которыми он обогащен и насыщен, хотя бы был самым немощным среди людей.

Все это требует от нас бережного сохранения Божественного Причащения. И правильно готовится приступать к Святой Чаше тот, кто в течение всего дня заглядывал в свою душу со страхом и трепетом, постигая, что оттуда, изнутри, на нас взирает Царь царствующих и Господь господствующих, допуская нас, как блудных детей, одетых в новые лучшие одежды, припадать к Его стопам, изливать Ему свое сердце, беседовать с Ним и свершать с Ним все то, хотя бы в малой степени, о чем в молитвах ко Святому Причащению и после Святого Причащения нам рассказывает святой Симеон Новый Богослов, узревший духовными очами Христа и в течение дня восторгавшийся обилию милости, которую Бог дает Своим причастникам.

А мы с вами вступаем в новую седмицу, и напоминаю, что во вторник … в понедельник и во вторник мы будем чествовать с вами преподобного Серафима, в среду пророка Божия Илию, в четверг святую равноапостольную Марию Магдалину, в пятницу святого Федора Ушакова, и прославляем Почаевскую икону Богородицу. А следующее воскресенье, даст Бог, чествовать святых Бориса и Глеба, благоверных князей российских. Во имя Отца Сына и Святого Духа. Аминь.

Поздравляем всех с днем воскресным. И мы с вами являемся и свидетелями, и участниками самого великого чуда и дара на небе и на земле – Божественной Евхаристии или Тайной Вечери Господа нашего Иисуса Христа, которая совершается единожды, в Сионской горнице, но благодаря Божественной благости и всемогущей премудрости каждый день во всех храмах вселенной посредством Божественной литургии мы входим в эту Сионскую горницу и вместе с апостолами причащаемся той самой Чаши, которую Спаситель поднял пред их очами, преломил Свое Тело под образом хлеба и проливая Свою Кровь. Это чудо невозможно вполне изъяснить словом и постичь ограниченным рассудком, возможно лишь объять духом веры и любви. И об этом мы сегодня слышали в Божественном Евангелии, которое предызобразило святую Евхаристию в чудесном умножении хлебов в пустыни для пяти тысяч мужчин, не считая жен и детей.

Чудесно Божия снедь, умноженная земная пища, насытившая всех и еще распределённая по двенадцати коробам свидетельствует о благости Господней, которой во всей полноте Христос приобщает нас именно на Тайной Вечери. И как через руки апостолов умножились хлеб и две рыбицы, так под руками священства и чрез их руки Божественный Агнец разделяет Себя, насыщая всю вселенную, бессмертные алчущие и жаждущие человеческие души, приобщая их Самому Себе, а чрез Себя Отцу и Духу Святому, делая нас единым телом, напоенным Божественной благодатью и сплачивая нас, если мы сами того желаем, во образ единства Отца и Сына и Святого Духа. И по причащении Святых Христовых Таин каждый из нас не только осязает и ощущает, что его потребность в любви нашла своё удовлетворение но становится еще и источником силы Божественной любви, дабы объять духом все человечество, а прежде всего братьев и сестёр по вере.

Итак, это Таинство великое, вживаться в которое умом и сердцем нам должно всю жизнь, но особенно в день святого приобщения. Там, где действует Бог, там всегда свершается некое удивительное умножение, приобщение, возрастание, распространение, и Евангелие об этом свидетельствует. Еще в Ветхом Завете, когда через пророка Илию некая вдовица увидела, что масло чудесным образом во всех сткляницах, во всех сосудах в ее убогом жилище не оскудевало. Там где Господь Иисус Христос являет Свое присутствие, там чудесно наполняется апостольский невод, и раз и два, так что сеть едва удерживает множество рыбы, там исцеляются человеческие недуги, воскресают мертвые, освящается и небо и земля. И все это свершается ныне и сегодня в Божественной Евхаристии.

Слышанное нами должно уместиться в глубинах нашего сердца. Малую частицу Тела Господня мы принимаем, пропитанного Святой Кровью, но в наших скорбях Бог нас распространяет, согревает сердце наше внутри нас, Своим Божественным огнем попаляет по нашему желанию верить всякую нечистоту, оживляет и одухотворяет нашу душу, уцеломудривает плоть, вводит в общение с Ним Самим, а чрез Себя со Отцем и Святым Духом. Так что самое сердце наше сознает наше исконное предназначение быть обителью и сосудом, в которой пребывает Божественная благодать.

И как насыщенные в пустыни видели апостолов, уносящих на спинах двенадцать коробов с хлебом и остатками рыбы, так мы с вами по завершении Божественной литургии должны осознать, что наше сердце и есть тот самый короб, в котором пребывает свидетельство Божией благости, милости и любви. Плохо причащается тот, нехорошо бывает с тем, кто по причащении час спустя забыл где он был, Кого он воспринял, с чем он ушел из Божиего храма. Хорошо и спасительно приобщается тот, кто в течение всего дня исповедует «память святыни Его», как учит нас царь и пророк Давид. «Чашу Господню прииму…». Но это ещё не всё. «Имя Господне призову» – то есть причастник призван в течение дня прославлять Господа, исповедаться Ему, славословить Его и делиться теми дарами, которыми он обогащен и насыщен, хотя бы был самым немощным среди людей.

Все это требует от нас бережного сохранения Божественного Причащения. И правильно готовится приступать к Святой Чаше тот, кто в течение всего дня заглядывал в свою душу со страхом и трепетом, постигая, что оттуда, изнутри, на нас взирает Царь царствующих и Господь господствующих, допуская нас, как блудных детей, одетых в новые лучшие одежды, припадать к Его стопам, изливать Ему свое сердце, беседовать с Ним и свершать с Ним все то, хотя бы в малой степени, о чем в молитвах ко Святому Причащению и после Святого Причащения нам рассказывает святой Симеон Новый Богослов, узревший духовными очами Христа и в течение дня восторгавшийся обилию милости, которую Бог дает Своим причастникам.

А мы с вами вступаем в новую седмицу, и напоминаю, что во вторник … в понедельник и во вторник мы будем чествовать с вами преподобного Серафима, в среду пророка Божия Илию, в четверг святую равноапостольную Марию Магдалину, в пятницу святого Федора Ушакова, и прославляем Почаевскую икону Богородицу. А следующее воскресенье, даст Бог, чествовать святых Бориса и Глеба, благоверных князей российских.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024