телепередачиТВ-СОЮЗ

Беседы с батюшкой 6 февраля 2022

07 февраля, 2022
00:00
00:00

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Есть такое выражение: от добра добра не ищут. Как православные должны его понимать? Можно ли сказать, что эта пословица может научить нас истинному пониманию добра?

– За всяким устойчивым словосочетанием, особенно родившимся не в XXI столетии, стоит какая-то мудрость, иногда житейская, иногда духовная, сокровенная, которую нужно хорошенько поискать.

Что я слышу в этом изречении? Если деревце вашей души укоренилось и чувствует себя хорошо, не нужно метаться и пересаживаться на какую-то неведомую почву, которая представляется более плодородной. Хорошо это выражение сопоставить с другой пословицей: лучшее – враг хорошего. Речь, наверное, идет о Божием Промысле. Судьба человеческая не складывается просто так, не является суммой хаотических движений или случайного выбора. Господь печется о благе каждого своего создания и поставляет нас в ту обстановку, в которой для нас будет наиболее удобно выполнение Его вечного нравственного закона.

От добра добра не ищут. Если твоя жизнь в большей или меньшей степени упорядоченная, если ты трудишься, созидаешь свой дом, а прежде всего собственную душу, если есть круг людей, которым ты нужен, которым ты служишь, то не следует легкомысленно от этого сбегать, оставлять святое место пустым, показывать тыл оппонентам.

Лучшее – враг хорошего. Неудовлетворенность, поиск чего-то неведомого может закончиться совершенно противоположным результатом. За двумя зайцами погонишься и можешь оказаться на больничной койке с переломанной ногой. Мораль сей басни в том, чтобы научиться верить в Промысл Божий, научиться быть благодарным Создателю за все обстоятельства твоей жизни. Относись благодушно, философски к неизбежным неприятностям, превратностям, неожиданностям, укоренившись в земле спасения. Не вырывай себя, как барон Мюнхгаузен вытаскивал себя из болота за парик, из этой грядки. Заботься более о внутреннем, а внешние обстоятельства приложатся, изменятся к лучшему. Благодари Бога за то, что ты имеешь, и трижды благодари за то, чего не имеешь.

– Вопрос телезрителя: «Я молюсь о мире во всем мире, об искоренении злобы, ненависти и о воссоединении христиан. Насколько реальна перспектива воссоединения христиан?»

– Я вспоминаю себя совсем юным преподавателем Московской духовной семинарии. Это было в 1986 году, мне было 25 лет. Однажды рано утром в надвратном храме Иоанна Предтечи, где совершается исповедь, я горячо помолился перед началом занятий, неожиданно даже для самого себя, о воссоединении Русской Церкви. Она тогда была расколота: Московская Патриархия и русское зарубежье. Мне тогда казалось, что я молюсь о невозможном. Как соединить то, что было рассечено временем, злой волей людей, различными политическими установками? Я помолился всей душой и забыл об этом излиянии своего сердца, которое, очевидно, было не без прикосновения перста Божия к моей еще совсем немудреной душе. И вспомнил я об этой молитве, когда на праздник Преображения совершилась первая Божественная литургия, возглавляемая Святейшим патриархом Алексием II и митрополитом Лавром.

– Насколько я помню, это был 2007 год.

– Да. Соответственно, между той молитвой и воссоединением прошло около 20 лет. Я не приписываю своего молитвенного вопля к свершившейся великой радости воссоединения Русской Церкви и ее заграничных ветвей. Но очевидно, что это был маленький ручеек, который вошел в русло огромной реки, ведь об этом молились многие благочестивые пастыри и даже миряне.

В Божественной литургии есть такие слова мирной ектении: «О Свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся». В данном случае речь идет об органичном единстве всех членов Матери Церкви во Христе воскресшем. Сердце ученика Христова, взирая на новозаветную икону Святой Троицы, молится об упразднении ненавистной розни века сего и о том, чтобы все мы во Христе были едиными в любви, единомыслии в соответствии со словами: «Един Господь, едина вера, едино крещение». И есть о чем молиться, потому что в каждом приходе мы встречаем Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Не всегда бывают единомысленны даже священники. Как же можно не молиться о единстве православных христиан сейчас, когда порвано литургическое единство Русской Церкви с целым рядом иерархов Греческой Церкви вследствие авантюрной, глубоко нецерковной, амбициозной позиции Патриарха Константинопольского?

Это болезненное временное состояние. Я глубоко верю, что Бог его уврачует. Помолимся, чтобы Господь просветил умы и сердца тех, по вине которых мы сегодня не можем вместе приобщаться Святых Христовых Таин. Бог нам в помощь. Ребенок обнимает своим чистым сердцем весь мир, ему не понять, почему мама и папа ссорятся. Чистый ребенок любит чисто и смотрит на всех как Христос Спаситель. Так и сердце православного христианина болит и внутренне плачет, когда не находит искомого единства в лоне Соборной Апостольской Православной Церкви. И Дух Святой побуждает нас ходатайствовать о мире, единении истинных Христовых учеников.

– Молитва какой-нибудь Марии Ивановны из Челябинской губернии о единстве Церкви – это и есть тот самый ручеек, который может выйти в полноводную реку?

– Безусловно. Дух Святой знает, где Ему найти сердце смиренное и кроткое: на Афоне ли, в Старом Русике, где святой Силуан нес 50-летнй подвиг молитвы за весь мир, или в старинном городе Челябинске, на гербе которого изображен верблюд, знак Шелкового пути, проходившего через это поселение в древности, или где-то среди небоскребов Нью-Йорка. И там открыты Божьи храмы и совершается Божественная литургия. Господь знает своих барашков и овечек и Духом Святым побуждает их молиться о преодолении розней этого мира.

– Вопрос телезрительницы: «Мне было очень тяжело на душе, и я молилась Богу, чтобы Он мне помог, и у меня закралась такая мысль, что Он мне никогда не поможет».

– Вы, наверно, не слишком хорошо осведомлены, каков у нас Господь. А ведь ради Вас Господь, облекшись в нашу немощную природу, явил на земле Свой прекрасный лик. Ради Вас Господь взошел на крест, чтобы высвободить Вашу душу из-под гнета лукавого. Ради Вас Господь пришел и даровал Вам благодать Святого Духа, которая живет в Вашем сердце как искорка. И к Вам Господь обращает такие слова: о чем будете молиться с верою, не сомневаясь, получите.

«Мне Господь не помог», – говорите Вы. А может, Ваша молитва была краткая, импульсивная и не соответствовала всецело воле Божией? Мы призваны молиться постоянно, не унывая, добавляя при этом: «Господи, Ты лучше меня видишь и знаешь, когда исполнить мое прошение и будет ли оно мне во благо». Господь говорит: если двое или трое согласятся молиться о благой вещи, то дам им это. Вам неплохо бы вместе с кем-то из Ваших домашних прочитать Акафист святителю Николаю Чудотворцу, прося о том, что занимает ваше сердце.

На Тайной Вечере Господь говорит: «О чем бы вы ни просили во имя Мое, просите именем Моим, и Отец исполнит ваше прошение». Молитва Иисусова от смиренного и сокрушенного сердца, воссылаемая ко Святой Троице, молитва внимательная, постоянная, исполненная доверия Промыслу Божиему, не останется без ответа. Не будем обкрадываться этими помыслами маловерия. Господь подарил нам Свою собственную жизнь в таинстве Причащения Тела и Крови Его. Он дарит нам вечное царствование с Собою. Неужто не даст нам и менее важного? Нужно «только выучиться ждать», чтобы с неба получать «скупые телеграммы»: Ваше прошение удовлетворено. Как знать, может быть, после этого звонка на телеканал «Союз», пока мы тут размышляем, предмет прошения этой милой жительницы бескрайней России уже воспринят в небесной канцелярии и о нем вынесено положительное решение.

– Как должна строиться молитва? Есть какие-то критерии? Смирение – это один из них?

– Смирение – это совершенная покорность и доверие Промыслу Божию, отсутствие всякого маловерия, ропота скептицизма, если наше прошение не исполнилось так быстро, как нам хотелось. Спаситель засвидетельствовал, что молитва Его именем имеет особую благодать пред Отцом Небесным. Еще один из критериев – усердное призывание имени Господа Иисуса Христа. Прекрасно просить о чем-то, соединившись с братьями и сестрами во Христе. И последнее: у нас должно быть понимание, что важно не то, о чем мы просим, а то, что мы обращаемся к Богу, ибо высшим даром является не какое-либо вещественное изменение в нашей жизни, но сам союз бессмертной человеческой души через Мать Церковь с воскресшим Христом. Союз этот совершается через моление, обращенность ума и сердца к Создателю.

– Есть маловерные и светские люди. Когда что-то случилось, таким говорят: «Иди помолись». А они не верит. О чем им молиться в первую очередь? О том, чтобы Господь дал веру?

– Светские, да не советские. Недостаток веры свойствен каждому смертному человеку. Евангелие учит нас просить: «Господи, я верую, но помоги моему неверию. Господи, умножь мою веру». Сами апостолы смиренно просили Христа, чтобы Он дал веру, маленькую, да удаленькую, как горничное зерно, терпкую, исполненную внутреннего аромата Духа Святого.

– Значит, вера – это тоже дар?

– Вера – дар, но вера есть и то, что можно вырастить; как зернышко, ее можно удобрять, поливать, и на наших глазах первый всход превратится в малый стебелек, а затем и в зрелый колос. Важно обращаться к Богу не только тогда, когда небо с овчинку покажется, а земля уходит из-под ног. Везде и всегда, на всяком месте мы призваны тайно в глубинах сердца собеседовать с Небесным Отцом.

– С детства в нас закладывается стремление быть хорошими. Мы обижаемся, когда нас называют плохими, мы хотим, чтобы нас окружали только лучшие люди. Как этого добиться? Как сделать так, чтобы тебя никогда не называли плохим человеком?

– Юноша спросил Спасителя: «Что мне делать, дабы спастись, благой Учитель?» Христос ответил ему: «Что ты зовешь Меня благим? Никто не благ, кроме Единого Бога». Хорошо бы нам привыкать к мысли, что только один Господь Иисус Христос хороший, в Нем нет ни единого пятна, Он есть Солнце правды и любви. А Священное Писание, положа руку на сердце, называет нас другим словом. Из уст Христа мы слышим слова: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Мы можем быть плохие, можем быть не очень плохие, можем быть очень хорошие, но мы таковы, что во имя спасения каждого из нас Христос взошел на крест. Духом Святым Он усвоил Себе грехи каждого из нас. Вот цена нашей «хорошести» или «плохости».

Но вместе с тем мы Божьи создания. Господь вложил в нас Свой бессмертный образ. Для нас естественнее следовать закону добра, чем зла. Более того, вся наша аудитория освящена таинством Крещения, в каждом из нас сокрыта искра Святого Духа. Наша совесть – детектор истины, она всегда чувствует побуждение меняться от худшего к лучшему. Другое дело, что это изменение совершается в нас не без Божьей помощи, не без веры в Иисуса Христа, не без Самого Господа.

Если нас справедливо или, как нам кажется, несправедливо укоряют, обвиняют, осуждают, первое – нельзя озлобляться, второе – нельзя наскакивать на оппонента, платя ему тем же. Не противься злу злом, а противься злу добром. Третье – мы должны вспомнить слова разбойника, распятого близ Христа: «Достойное, Господи, я сейчас о себе слышу». В тайне сердца думать так: «Меня просто обидели словом, а на деле мне еще нужно дать веником по одному месту за все мои «подвиги». Господи, помоги мне исправиться. Господи, помоги мне жить по-православному. Господи, дай мне мудрости и силы исполнять закон правды и любви». Не будем впадать в уныние, смущение. Психически здоровая личность должна уметь принимать критику как адекватную, так и нет. Наши просчеты всегда виднее со стороны. Наша задача сохранять мягкий юмор и мирное сердце, быть доброжелательными к невыдержанному и невоспитанному человеку, который с пеной у рта расточает нам «комплименты», не соблюдая правил этики, нам надо корректировать нашу лыжню, выправлять наш курс с благодарной душой за указанные реальные недостатки, с молитвой к Богу, с любовью к людям. А когда нас откровенно злословят и клевещут на нас, не находя реального повода в наших делах, то, по словам апостола Петра, Дух Славы почивает на нас. Дух Святой осеняет нас, если наше имя смешивают с грязью только за то, что мы христиане.

– Вопрос телезрительницы: «Начинаешь молиться, читать вечерние, утренние молитвенные правила и читаешь их как роман: мысли улетают, бегают туда-сюда. А когда просто так подойдешь к лику, как к другу, как к папочке, скажешь два-три слова, и на душе становится легко. Могу я своими словами, какие у меня на сердце, обратиться к Богу как к папочке?»

– Слово, может быть, не слишком удачное. Нужно обратиться как к отцу, но как к отцу по духу. Мы можем и должны по-детски припадать к стопам Иисуса Христа, исповедуя Его самым родным и близким себе. Но некоторый элемент благоговения, страха Божия все равно присутствует. Мы не можем фамильярничать со Спасителем, потому что Он смотрит на нас с Креста, подняв на Себя все наши грехи. Творение никогда не сможет обращаться к Творцу без благоговения, без боязни оскорбить Божественную любовь. Очень хорошо сочетать церковные молитвы с собственным излиянием души Господу. Об этом хорошо говорит царь Давид в Псалтири: да усладится Ему беседа моя. Когда мы младенческий лепет обращаем к Господу, не слишком заботясь о подборе тех или иных слов, но следуя внушению сердца, тогда при условии нашего смирения, простоты и незлобия, Сам Дух Святой неизреченными воздыханиями ходатайствует за нас.

Меня немного насмешило Ваше первое выражение: «читаю вечерние молитвы как роман». Почитайте рассказ Чехова «Архиерей». Антон Павлович не был церковным человеком, хоть и пел с детства на клиросе. В этом рассказе он представляет то, что ему, писателю, видится в архиерейской молитве. Это прямо поток сознания, архиерей как будто стоит на правиле, а мысль его уходит в ретроспективу, вспоминает свое первое увлечение в гимназии… И смех, и грех.

Нет. Молитва, если она благоговейна, всегда должна возвращаться к Тому, Кому мы молимся. Каждое слово молитвы нужно оплодотворять, одухотворять нашим вниманием, потому что мы беседуем не с соседом по коммунальной квартире, а с Царем царствующих и Господом господствующих, с Творцом, перед Которым трепещут серафимы и херувимы.

Поэтому не будем калечить собственное сердце такой медитацией. Вы нам рассказали, по существу, о какой-то медитации человека, который не понимает и не чувствует, что на него взирает Сам Бог, Творец неба и земли. Впрочем, с кем не бывало? Я узнал в Вашем рассказе самого себя, но нужно осечься и вновь вернуться к поклонению Отцу в духе и истине: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом**.

– Порой читать молитвы – это мука. Даже за богослужением. Тяжело. Как это объяснить? Не всегда это бывает от усталости. А бывает, что получаешь какое-то удовольствие от этого.

– И усталость, и переутомление бывают. А бывают и какие-то сердечные присоски – пристрастия к земному. Причиной становятся невнимательные молитвы. Но важно, чтобы эта мука, то есть некоторый труд, превратилась в муку\. Как сказано: Измелитесь в жерновах смирения, да будете Богу, как хлеб сладкий. И опыт показывает, что начинаем мы с трудом, но если чуть-чуть преодолеем себя, Божья благодать всегда являет помощь. И завершаем мы уже на подъеме, открывается второе дыхание.

– У нас есть несколько вопросов, которые нам пишут в YouTube в комментариях. Вопрос такой: «Почему мы в молитве обращаемся так: "Пречестный и Животворящий Кресте Господень"? Ведь наш Спаситель – Господь. Помогает ведь Господь, а не Крест. Помогите разобраться, пожалуйста».

– Глубокий вопрос. Здесь мы как будто обращаемся к одушевленному существу – ко Кресту. Конечно, Крест свят в силу того, что на нем распят Господь Славы. Крест освящен потому, что Спаситель победил смерть, воскрес; Крест стал орудием нашего Спасения, источником Божественной благодати. В этом смысле мы обращаемся к Живому Богу, Который со Креста нам внемлет. И обращение ко Кресту как к живому существу образное.

Посмотрите в Псалтири. Вы увидите, как царь Давид, который видел весь мир преображенным Божественной благодатью, обращается к деревьям, холмам, горам, реке: восплещите руками, реки. Он обращается к солнцу, луне. Конечно, не потому, что он приписывает творению атрибуты сознания. Но душа пророка поет, он поэт, поэтому призывает все творение вместе с собой воссылать гимн Творцу. Мы не мыслим Иордан живым существом, но обращаемся к нему так по свойству речи, осененной Божественной благодатью. Так, между прочим, и простой человек может в своем собственном саду по весне сказать после дождя или какого-то ураганного ветра: «Ромашки, что вы спрятались? Что вы поникли, мои цветики?» Но мы же не считаем, что человек выжил из ума. Это на самом деле свидетельство того, что человек – царь космоса по Божьему предназначению. И я обращаюсь ко всему творению как к образу Божьему.

Но если вернуться к Вашему глубокому вопросу, мы действительно молимся Самому Богу. Дух Святой освятил крест, поэтому в молитве такое художественное, поэтическое восприятие креста. Но шестым чувством мы знаем, что внемлет нам Христос, распятый на кресте.

– Вопрос телезрителя: «Вы говорили о Промысле Божием. Мы часто говорим слова: как Господь управит; или: как на роду написано. Но на роду же не написано. Как правильно предать себя воле Божией, чтобы после нашей жизни была непостыдная кончина, безболезненная, мирная (то есть то, о чем просят на службе)?»

– Очень интересные сегодня вопросы. Кстати, они затрагивают и тайну русского языка, каких-то устойчивых выражений, которые глубоко таинственны. Мы начали с фразы «от добра добра не ищут», а продолжаем такими сермяжными, русскими по звучанию и форме: так на роду ему написано. Безусловно, это выражение не следует абсолютизировать. То есть жизнь человеческая не предопределена. Господь нас не лишает свободы выбора. Человек сам творит свою жизнь. Но при этом Всеведущий Бог дарует нам Свою помощь и поддержку. И совершенно мудрый человек просит Создателя, самостоятельно двигаясь дорогой жизни, чтобы Он направил, поддержал, указал путь и даровал исполнить то назначение, которое в совершенстве знает Бог.

Как подготовить себя к безболезненной и мирной кончине? Совершенно сопрячь, без всякой тени недоверия, боязни, страха, свою маленькую человеческую волю с волей Божией. Говорил царь Давид: закон Твой, Господи, посреди сердца моего; в законе Твоем я поучаюсь день и ночь. Когда нашим девизом действительно становятся слова из Господней молитвы да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, когда мы преимущественно изливаем свое сердце в молитве: «Господи, прости меня и научи меня творить волю Твою, даруй мне без греха сохраниться в вечер сей», тогда приходит мир, покой, умиротворение и внутренняя радость от того, что мы совершаем волю Господню. В чем эта воля? Чтобы сохранять сердце от зла, из любви ко Христу хранить себя от малейшего греха.

А все остальное сложится по воле Божией, будет для нас благим. Ведь когда Бог таинственно осеняет нас благодатью, соприсутствует нам, тогда жизнь становится праздником и каждый день превращается в «поле чудес».

– Вопрос телезрителя Романа: «Почему в церкви мало слышно о Втором Пришествии, суде, нет слов из Книги Откровения Иоанна Богослова?»

Видимо, имеется в виду богослужение, мне так кажется.

– Я думаю, нужно вынуть серные пробки из ушей. Все богослужение пронизано мыслью о Пришествии Господа Иисуса Христа. Действительно, сама Божественная литургия разве не есть таинственное, в Духе Святом совершающееся пришествие Спасителя? Ведь всякий раз Дух Святой осеняет церковь, предложенные Дары становятся Пречистым Телом и Кровью Спасителя. И литургисающее собрание, принимая Святыню от Святой Чаши, становится Телом Христовым. Воскресший Спаситель уже здесь и сейчас осеняет нас Своим присутствием.

Но если мы вспомним те же самые слова о непостыдной, мирной и безболезненной христианской кончине (дьякон несколько раз повторяет эту ектенью), мысль невольно приближается к земному порогу нашего бытия. А для нас кончина, исход – это уже практически предстояние Богу, конец земного жития-бытия, предстояние на Страшном суде нашему Искупителю.

А уж если Вы будете внимательно слушать евангельское литургическое и апостольское чтение, то тотчас услышите то, о чем дружно вещают евангелисты. Сегодня я слушал литургическое Евангелие: «Многие придут под именем Моим и прельстят многих. Но вы будете ведомы пред языческими царями и судиями, и будут бить вас на судищах. Смотрите, не заботьтесь заранее, что вам отвечать. Я дам вам уста и премудрость. И не смогут противиться вам те, кто будет ожидать от вас этого слова». Спаситель фактически нам сегодня говорил о времени, предваряющем Его Второе Пришествие, – апокалиптической эпохе, которая, конечно, всякий раз являет себя. Так было в начале XX столетия, когда вся Русская Церковь была возведена на Голгофу.

Так что позвольте мне не согласиться с Вами и призвать к пониманию, что дух нашего богослужения – Дух Божий – тотчас переносит нас из настоящего с его аморфностью и неопределенностью и поставляет нас пред Господом в следующее воскресенье о мытаре и фарисее, потом – о блудном сыне, а там уже и о Страшном суде Господнем. Поэтому впитываем в себя дух новозаветного богослужения. И утверждаю, что он вырывает нас из контекста суеты и поставляет пред лице Господа, грядущего во славе судить мир.

– Вопрос телезрительницы: «Что делать, если человек считает себя хорошим, а всех вокруг – плохими?»

– Обратиться для начала к психологу. Если тот не поможет – к психотерапевту.

– Кому обратиться?

– Тому, кто считает себя идеальным, а вокруг видит не лица, а морды животных. Если изменений не будет, у меня есть хорошие православные психиатры. Ну а если уж без шуток, то это очень опасное состояние самообольщения, которое говорит о том, что дьявол настолько присоседился к человеку и нашел такую лазейку, что к сердцу этого несчастного приставляет очки с вогнутыми стеклами. И когда лукавый свои сатанинские очки приставил, то вы, смотря на ближних, видите в них только плохое. И эти же самые очки, когда человек смотрит внутрь себя, показывают ему, какой он замечательный.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

ТВ-СОЮЗ

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2022