телепередачиТВ-СОЮЗ

Беседы с батюшкой 5 июня 2022

06 июня, 2022
00:00
00:00

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Сегодня Церковь празднует память блаженной Ксении Петербургской. В тропаре этой замечательной святой есть такие слова: «безумием мнимым безумие мира обличившая»**. Есть такой чин святости – Христа ради юродивые. Что это такое? Как к этому относиться? Где грань между юродством и настоящим безумием?**

– Непроходимая пропасть лежит между психической болезнью и благодатным служением в Церкви Божией, которое именуется юродством ради Христа. Если человек по воле Божией подымает на себя крест юродства, значит, он благодаря чистоте сердца, своему смирению, непрестанной молитве, подлинной любви приобрел благодатную премудрость. Она снисходит свыше. По определению апостола, она кротка, чиста, мирна, исполнена благих плодов. Дух Святой, обитая в избранном сосуде – в христианине, достигшем совершенства, открывает ему тайны мира духовного и земного. Такой человек носит в своем сердце сокровище – Самого воскресшего Христа.

Он, как херувим, имеет очи, которые делают его тайнозрителем. Кто-то с таким даром внутри становится трубою, глашатаем, органом, открывая веление Божие. Например, это апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов. Кто-то учители Церкви – Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Однако иной путь возвещения Божественной премудрости, Божьей воли, которая хочет ко всем людям прийти, – это язык символов, образов, неких действий. Поначалу они непонятны для окружающих, но затем эти действия сами себя разъясняют в судьбах тех людей, кто соприкасается с этой пророческой харизмой.

Итак, безумство Христа ради есть глубочайшая мудрость, осененность человека дарами смирения, любви и подлинного видения сокровенных тайн. Однако эта харизма сокрыта и поначалу не видна. Юродивые Христа ради – это люди, которые по внешнему образу часто презирают условности этого мира, не вписываются ни в какие уставы, ни в какие правила хорошего тона и общежития. Как люди, имеющие пророческий, провидческий дар, они часто совершают действия, которые внешне представляются нелепыми. Например, блаженный Василий, Христа ради юродивый, живший в XVI веке, кидал камни в дома и здания, где жили подлинные христиане. Их молитва изгоняла демонов, которые словно ошпаренные бежали прочь, и Василий Блаженный кидал камни в убегающих бесов. Он их видел. А кто мог расшифровать это действие? Это легко можно было принять за хулиганство. Блаженная Ксения, святая XVIII века, нарочито появлялась в небрежной одежде, которую не меняла годами.

– Она носила военную форму своего мужа.

– Да, его мундир, в конце концов сотлевший; ее пряди выбивались из-под платка. Мы бы назвали ее образ жизни бомжеванием. У нее не было крыши над головой. Многие могли считать ее помешанной. А между тем этот человек денно и нощно молился. И когда петербуржцы спали, она бродила по городу, клала поклоны на восток, встречала зарю с воздетыми руками. Она имела дар молитвы за всех и вся.

Но шила в мешке не утаишь. Ее парадоксальные действия имели какую-то математическую точность, как в гомеопатии. Она даст кому-то луковицу – это предвозвещение скорби (человек плачет, когда режет лук), зайдет в лавку, где торгуют сукном, – через неделю торговец получает такое количество клиентов, что избавляется от долгов и встает на ноги. Сама тень блаженной Ксении, ее вхождение в торговые ряды было событием для мелких лавочников: через нее приходило благословение. А те, в свою очередь, учились давать милостыню. Ксения Петербургская подавала в этом пример: у нее никогда не задерживались в руках даже гроши, она их тотчас переадресовывала. Если поначалу уличные мальчишки кидали в нее пыль, сучья, камешки, показывая своими действиями жестокость этого мира, то впоследствии благоговейные петербуржцы, например ямщики, выстраивались в очередь, прося Ксению присесть на облучок, чтобы бричка получила благословение и ямщик не только бы выплатил оброк своему помещику, но и прибыл в родное село с коровой и телегой, груженной всяким скарбом.

Остается выяснить, в чем безумство этого мира, обличаемое такими святыми людьми, ангелами во плоти. Мир самодостаточен. Человек этого мира не вспоминает своего рождения на свет Божий, не думает и о кончине, он пытается устроить свою жизнь здесь и живет так, будто его не ожидает внезапное переселение и исход, когда во мгновение ока рушатся все земные планы и расчеты. Мир ослепляет человеческое сердце. Эти святые как маячки: общение с ними как будто вырывает нас из контекста карусели земной сумятицы, виртуального мира, когда кажущееся представляется последней реальностью. Общение со святым человеком ставит нас пред лицом Живого Бога.

Служители Христа достигали этого разными способами и средствами. У апостолов это было слово, исполненное разума и силы, у святителей служение, писание богомудрых проповедей и трактатов о Божестве, а у Христа ради юродивых – это язык жестов и символов, внешне как будто непонятный, а на деле всегда предвозвещающий что-то конкретное. Нужно было иметь разум и молиться, чтобы Господь дал понимание того, что именно имела в виду блаженная Ксения, передавая кому-то румяна и яблочко, или какой-нибудь петровский пятак с изображением императора, или луковицу.

– Мы иногда видим таких людей на улице или при храмах.

– Может, не совсем таких, но странных, чуднейших.

– Бабушка и мама говорили мне не смеяться над такими людьми. Мы подавали им милостыню, относились к ним с каким-то благоговением. Это отложилось в памяти. Многие люди ищут таких людей, чтобы те им что-то сказали. Как относиться к тому, что тебе наговорили?

– Русский народ духовно чуток, в хорошем смысле мистичен, всегда стремится расшифровать те или иные события, слова, обращенные к сердцу, особенно если они исходят из уст священнослужителя. Мы с этим сталкиваемся постоянно.

Но давайте различать блаженных Христа ради юродивых и блажных. Русский язык богат. Есть такое изречение: облажался. Всякий носитель языка поймет, что речь идет об ошибке, неудаче, каком-то ляпе. Люди крещеные, воцерковляющиеся, вошедшие в церковное поле, изучающие на опыте духовные реалии Церкви, очень часто начинают искать подтекст, дешифруют те или иные загадочные фразы. Но очень легко натолкнуться вместо Божьего человека на доморощенного оракула, да и просто на мошенника. Их сейчас очень много. Например, звонят пенсионерам по телефону или в дверь и представляются специалистами газовой службы. У них очень много схем.

Но еще опаснее встретиться с аферистами, эксплуатирующими религиозное сознание народа. Вы никого ни о чем не спрашиваете, а вас начинают навязчиво учить. Где-то в храме подойдет старушка, согнувшаяся в три погибели, или бородатый дядька попросит показать ладонь и будет говорить загадочные фразы о дальней дороге и казенном доме. Иногда и священнослужители не очень трезвенно себя ведут, поддавшись тщеславию и какой-то самоуверенности, приписывая себе то, чего у них нет.

Наш век требует трезвения, то есть трезвости духовных понятий и их различения рассуждением. Не все то, что сладко, сахар. Не все, что блестит, золото. Нужно выстраивать с собеседником определенную дистанцию и пытаться сразу понять, чем он дышит, что у него за пазухой. В этом нам поможет жизненный опыт, а также такие качества, как скромность, деликатность, ненавязчивость, критическое мышление, недоверие к самому себе, уважительное отношение к человеку, подлинное проникновение в суть духовных предметов.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Известно, что святых канонизирует Синод, то есть люди. Но мы не знаем наверняка, согласится Бог с этими решениями или нет. Он возвел в рай первым разбойника. А Синод скорее всего отлучил бы его от Церкви.

– Доля правды в этом есть. В Синоде сидят люди, пусть и облеченные высоким саном. Собственно, Синоду не дано прерогативы отличать святых от тех, которые такими не являются. Синод занимается протоколами, назначает епископов на кафедры, переводит настоятелей из деревенского храма в городской. Это административный орган Церкви.

Преподобного Серафима Саровского Синод Русской Православной Церкви не спешил канонизировать. Инициатором канонизации был государь-император Николай II. Он был и на прославлении в Сарове.

Церковь состоит из иерархии и народа. Людям на святых указывает Дух Святой, живущий в сердцах крещеных людей. Например, старец Федор Кузьмич в Томске. Это таинственный арестант с благородными манерами, знающий иностранные языки, имеющий вензеля на носовых платках, украшенный сединами, общающийся, как с равными, с представителями всех сословий, но главное, дышащий смирением и кротостью. Или блаженная Ксения – нищенка, потерявшая мужа, «рехнувшаяся» вдовица. Впрочем, в психиатрической больнице была установлена ее полная вменяемость и совершенное ментальное здоровье. Людей не обманешь. Они чувствуют, когда соприкасаются с подлинным смирением, с подлинной молитвой предстояния перед Престолом Божиим.

Это не всегда бывает мгновенно и сразу, иногда должно пройти сто и более лет. Недавно Сергей Шойгу обратился в Синод с вопросом канонизации Александра Васильевича Суворова, который тоже юродствовал в определенном контексте: мог по утрам прыгать голышом через стулья, не любил придворных генералов, умел удивить государыню, заявив, что не будет спать под балдахином в царском дворце, а будет ночевать по-походному: на свежем сене и овчине.

– Вы считаете, что его нужно канонизировать?

– Выдвигают такую инициативу. Военные его знают и чтут. Народ распознает в нем святого, хотя он ходил не в рясе и клобуке, а в мундире генералиссимуса.

– Он был очень верующим человеком.

– Он прекрасно знал службу, любил литургию. Не начинал действий прежде, чем закончится литургия. В Кинбурне в день Покрова, когда турки уже высаживались, лейтенанты поминутно вбегали в походную церковь: «Впереди турецкие корабли! Прикажите дать залп!» Он отвечает: «Спокойно». Хор поет: «Иже херувимы тайно образующе». «Турки уже высадились, двигаются к расположению русских войск, просим позволения выехать навстречу нашей коннице». Суворов продолжает молиться: «Не спешите... Отче наш, иже еси на небесех». Потом причастился и сказал: «С Богом! Ура!» И наголову разбил турков, чуть ли не в пять раз превосходящих количеством.

– Побеждает умением, а не числом.

– И упованием на Бога. Это язык символов, совершенно непонятный для обычных людей. Действия Суворова были под управлением Святого Духа, а не просто человеческого разума.

– Вопрос телезрителя: «Какое молитвенное правило держала Ксения Петербургская? Ходила ли она в храм на исповедь и причастие?»

– Это была непрестанная молитва ума и сердца, обращенная к Христу Спасителю. Наверняка это была особая любовь к имени Христову – Иисусова молитва. Это был человек, находившийся под управлением Духа Святого. До Троицы на литургии сейчас читаются Деяния святых апостолов. Из этой книги апостола Луки мы постигаем, как Дух Святой, в полноте осеняя апостолов, действовал со властью, открыто в их сердцах. Таким образом, это уже не просто вечернее правило, совершаемое устами и перстами, это разговор с Небесным Отцом, умение прислушиваться к тому, что Сам Дух Святой полагает в твоем сердце. Блаженная Ксения – это трость книжника-скорописца, человек, в которой Христос жил и действовал, говорил через нее. Как и апостол Павел, носивший в себе воскресшего Христа и осознававший, что не он живет, но в нем живет Господь, являющий Свое Божественное величие и силу премудрости. Молитвенное правило блаженной Ксении – это молитва за весь мир, не прекращающаяся ни днем, ни ночью, это всегдашнее предстояние Святой Троице, созерцание Божественной энергии, многих нитей, исходящих из недр Божества, это всегдашнее стояние чувств в Боге, когда человек сознательно переживает богообщение.

– Причащалась ли она? Исповедовалась? Как это могло происходить?

– Думаю, что батюшки исповедовались у блаженной Ксении. Может быть, эта смиренная русская женщина нечасто приобщалась Святых Христовых Таин. В этом таинстве полнота любви Божией изливается на каждого из нас. Но, причащаясь и имея пророческую харизму, она что-то приоткрывала клирикам Санкт-Петербурга.

Давайте вспомним блаженную Матронушку, которую Бог воздвиг как некий столп в эпоху гонений. Священники и епископы были по лагерям и тюрьмам, а епископское пророческое служение в церкви Божией стала совершать слепая деревенская женщина. Она не столько откровенно юродствовала, как святая Ксения, но, несомненно, посмеялась над безумством этого мира, потому что в эпоху тотального коммунизма, безбожия она возвещала веру в Святую Троицу, была любимицей Богородицы и людей, взращенных в тотальной духовной тьме. Она одним движением перста вырывала их из контекста этого безумного мира и поставляла пред лицем Господа.

Поведение блаженной Ксении было необычно, выбивалось из общего ранжира. Она не походила на прихожанку, которая, как оловянный солдатик, приходила в храм и уходила из него. Она могла ходить мимо храма. Ей было открыто небо. Ее сердце стало одушевленным храмом. Поэтому к ней не вполне были приложимы те благочестивые правила и устои, которые обязательны для нас, простых и грешных людей. Ее предшественник юродивый Симеон Палестинский мог прийти в Великий пост на базар и, вырвав у кого-то кусок колбасы, начать его жевать. Не потому, что он был голоден, а для обличения хозяина или клиентов лавки, которые не соблюдали пост в это благочестивое время.

– Вы когда-нибудь встречали таких людей?

– Встречал и хорошо помню две-три встречи с архимандритом Павлом (Груздевым). Этот батюшка был арестант и имел привычки и ухватки арестанта. Его речь не была речью Ивана Сергеевича Тургенева или Александра Сергеевича Пушкина. Она была забористая, занозистая. Проповеди произносились в ином стиле, чем мы к этому привыкли: «Мужики, бабы! По грибы идите. Кто грибов наберет – зиму хорошо проживет. А кто на печи лежит, так и подохнет без покаяния».

Я, московский батюшка с университетским образованием, приехавший пообщаться с этим человеком, был шокирован, особенно наблюдая его в личном общении, за столом (не буду всего пересказывать). Но это был, несомненно, человек той породы, о которой мы говорим. Потому что я видел на Божественной литургии, как он, уже практически незрячий, возглавлял Евхаристический канон. Вокруг было двенадцать батюшек из Москвы: отец Димитрий Смирнов, отец Владимир Воробьев, отец Александр Салтыков, отец Валентин Асмус и другие... И батюшка так обращался ко Христу, подымая Чашу, дискос, так причащался, что из его глаз текли слезы (причем это были не какие-то вымученные слезы, а естественные). Было видно, что он говорит с Живым Богом. И это осталось в памяти навсегда.

А вот его земной трапезой трудно было не соблазниться, потому что это совершенно выбивалось из представлений не только о привычном, но и приличном. Между тем к нему подходили батюшки, становились на колени, уже прощаясь с ним. Будущий владыка Пантелеимон (протоиерей Аркадий Шатов) так подходил. «Что, Аркашка, тебе надо?» – «Да вот, батюшка, моя матушка Соня просила Вас помолиться, уж очень у нас стесненные квартирные условия, четыре дочки просто друг у друга на головах». – «Господи, дай Аркашке и Соньке квартиру пятикомнатную, да с паркетом, чтобы они там могли танцевать». Потом мне рассказывали, что так все и случилось по его слову.

Я думаю, если вы когда-нибудь пригласите владыку Пантелеимона, его воспоминания будут более точными и прольют свет на современных блаженных, Христа ради юродивых.

– Вы привели пример, как батюшка попросил какие-то земные блага. Есть же такие старцы, духовники (уж какие они – это другой вопрос). Но все-таки что нужно просить у такого человека?

– Думаю, сердце каждого из нас подскажет. Да, конечно, нужно прежде всего искать Царства Небесного. Но если у вашего сына менингит или у вас есть подозрения на онкологию (во всех сокрыто стремление прославлять Бога душой и телом, мы предназначены к вечной жизни и все равно воспринимаем как шок, удар тот или иной диагноз), то зачастую сам этот человек, может быть, тоже обложенный болезнями, спросит вас о здоровье. И то, что Бог, Отец Небесный, внушит ему, он за вас и вместе с вами попросит.

Хотя Вы, безусловно, правы. Муж мудрый знает, что прежде всего мы просим ходатайства святых, дабы нам прощены были наши грехи. Чтобы мы совладали с нашими страстишками, обогатились теми духовными качествами, навыками, добродетелями, которые, собственно, и составляют жизнь души, – это смирение, любовь, молитва, благодарение.

– Сейчас говорят, что у нас больше нет таких отцов, как отец Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов. С чем это связано? Мы этого не заслужили? Нам нужно молиться об этом? Или всё оставим на самотек, а Господь Сам их откроет?

– Если кто-то говорит, что таких старцев больше нет, может быть, он сам и является мерилом праведности и живым критерием духовности? Откуда такая информация, что таких отцов нет? Христос вчера и сегодня Тот же. Наверное, мы обошли не все урочища и тайные уголки Святой Руси, не все скиты Афона облазили, видели не всех Божьих людей, которые еще и прячутся от ротозеев.

Вспомним, что апостол Павел, обращаясь к своей пастве, называл святыми, то есть освященными Божьим присутствием, всех крещенных во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сам Спаситель говорит: Царствие Божие внутри вас есть. Поэтому наша задача все-таки иная. Мы просим ходатайства святых и блаженной Ксении, Христа ради юродивой, чтобы нам идти по их следу, не в смысле самопроизвольного юродства, но умножая в своей собственной душе преданность Христу, стяжевая дух молитвы и деятельной любви к ближним, служа им.

– Можно ли просить у Бога для себя какого-то чуда?

– Просить можно, но это не будет признаком большого ума. Особенно если помнить, как отвечал на это Сам Христос Своей аудитории: «Не дастся вам никакого чуда и знамения, кроме знамения пророка Ионы». То есть Спаситель прикровенно говорил: как Иона был живым погребен во чреве кита и на третий день явился на берегах Ниневии, так Сын Человеческий будет вознесен на крест, пригвожден к нему, умрет как человек и воскреснет.

Думаю, находясь в здравом уме и ясной памяти, мы не посмеем у Господа просить какого-либо чуда. Ибо то, что я проснулся сегодня живым и здоровым, – уже чудо. Если мне в мои годы удалось проснуться и у меня ничего не болит, это значит одно из двух: либо я еще не проснулся, либо уже умер.

– А для других просить чуда можно? «Дай, Господи, моему сыну какое-то знамение, чтобы он образумился?»

– Конечно. Ко мне сегодня утром четыре мамаши в разное время подошли и говорили: «Батюшка, помолитесь, чтобы Бог помог моему сыну сдать ОГЭ (или ЕГЭ), чтобы ангел-хранитель шепнул ему правильный ответ на вопрос». И мы молились за нашу молодежь. И молимся о хороших показателях наших школьников, потому что это один из ответственных и знаменательных моментов в их жизни.

– Прошу Вас коротко подвести итог нашей беседы и обратиться к нашим телезрителям.

– А наш итог и наш мерный слог внушают поблагодарить наших слушателей, участников беседы, за то, что они не остаются равнодушными, побуждают нас с Вами размышлять, задают совсем не тривиальные вопросы. Мне хочется пожелать всем, по молитвам блаженной Ксении, в оставшиеся до праздника Святой Троицы дни отрешиться от каких-то навязчивых помыслов, выйти из турбулентного поля раздражительности, печали, гордостного самоутверждения. И уже к родительской субботе (поминовению усопших) почувствовать себя младенцами во Христе, чтобы в следующее воскресенье, в день новозаветной Пятидесятницы, мы вместе с вами на Божественной литургии приобщились Святых Христовых Таин. А затем преклонили колени на вечерне и вкусили сердцем, исполненным самоукорения и молитвы, благодати Духа Святого: духа смирения, любви и мира о Господе нашем Иисусе Христе.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

ТВ-СОЮЗ

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024