телепередачиТВ-СОЮЗ

Беседы с батюшкой. 4 июля 2021

05 июля, 2021

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Батюшка, рады Вас приветствовать!

– Приветствую! С воскресным днем и памятью всех святых, в земле Русской просиявших.

– Сегодня действительно великий праздник, даже в некоторых храмах принято перечислять все имена святых (они приведены в Минее). Я был на такой службе, минут двадцать батюшка перечислял имена всех этих святых; их огромное количество.

– Вчера я тоже в этом участвовал, это было минут сорок, если без сокращений. Причем эти Минеи уже устаревшие, в них отсутствуют новопрославленные святые: Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская; умолчим о тысячах новомучеников Церкви Русской… Еще не включены имена Бутовских святых мучеников. Действительно, это особое литийное моление, во время которого вдруг осознаешь, что такое Святая Русь. Прошли века, но в вечности сияют, как немеркнущие звезды, разные чины святых – начиная от первых мучеников варягов, десятков благоверных князей и княгинь и завершая теми, кто пострадал в годину гонений в XX веке.

– Особенно хочется остановиться на новомучениках. Эти люди пострадали в советское время от гонителей православия, нашей святой веры. Сложная эпоха, потом начинается война, идет большое кровопролитие. Война выигрывается. Потом Советский Союз разваливается, мы приходим в наше настоящее. И иногда нас хотят как-то поссорить. Есть такая фраза, что гражданская война не закончилась. Мне кажется, в этой истории нас примиряют новомученики. Как Вы считаете, каков их вклад в историю нашей страны?

– Многие священники убеждены в том, что свобода веры и бурное церковное строительство (не только внешнее, но и внутреннее), приложение сотен тысяч спасаемых к Церкви (то есть крещение младенцев и взрослых), открытые воскресные школы, сама деятельность телеканала «Союз», других православных порталов – все это плод спасительного сеяния. То есть последствия пролитой новомучениками крови, ибо Церковь зиждется на этих святых семенах. И то, что багряный зверь сточил свои зубы о кости новомучеников, отступил, а эпоха безбожия, свинцовой тучей нависавшая над бессмертными душами, отошла, – это плод их стояния за веру.

Из этого, конечно, не следует, что борьба света и тьмы прекращена. Дьявол меняет свою тактику. И волны развращения, захлестнувшие умы и сердца, бедный Интернет (изобретение, само по себе нужное, однако бездны его увлекают людей, нравственно еще ничего не познавших, не обученных), тоже вызывают озабоченность родителей, педагогов, священников. Но возвращаюсь мыслью к новомученикам. Их светлый сонм среди облака святых Русской земли – это, может быть, духовный авангард, имеющий дерзновение пред Престолом Святой Троицы в молитвах за Святую Русь. Церковь никогда не сталкивалась ранее с таким систематическим гонением на веру – начиная от школьных уроков атеизма, кончая соглядатаями, «всевидящим оком» определенных агентов, высматривавших, как бы кто не прочел слово «Бог» с большой буквы, как бы кто внутренне не начал молиться Создателю.

Конечно, я об этом часто размышляю. Живя в свободное для самоопределения время, нам нужно чаще заглядывать в тома, посвященные истории новомучеников. Судьба каждого из них удивительна. Какого-то сельского батюшку, за которым следили агенты НКВД, могли тайно схватить, переместить в тюрьму, начать с пристрастием допрашивать. Его голгофский путь, пересыльные тюрьмы, централы, этапы лагерной работы, издевательства уголовников, исповедничество веры в условиях, не совместимых не просто с духовной жизнью, а с жизнью вообще, – это жизненно важные уроки для каждого из нас, крещеных людей. Быть готовым дать отчет о своей надежде и вере во Христа – эту задачу нам задает Святое Евангелие.

Как не пасть ниц пред этой воинствующей тьмой, как пойти против течения? (Живая рыба идет против течения в отличие от дохлой, сносимой вниз, к устью.) Как не стать жертвой малодушия, депрессии, отчаяния? Как не поддаться желанию мимикрии: переобуться на ходу, перекраситься, быть как все (с волками жить – по-волчьи выть)? Как не начать среди ворон и галок каркать что-нибудь против неба? Уроки мужества, нравственной силы, готовности преодолеть воинствующее мнение большинства, отстоять право на человеческое достоинство, сохранить в себе личность – это действительно те уроки жизни, которые проходят самой практикой. Поэтому, мне кажется, знакомство с судьбами новомучеников – это особый богоугодный подвиг, за который Господь щедро нам заплатит (я образно выражаюсь) Своей благодатью, молитвами наших прабабушек и прадедушек, которые пронесли свечу веры до победы.

– Тем более их житие содержится в этих документах – в томах уголовных дел, каких-то еще следственных мероприятий.

– Как в Древней Церкви были мартирологи, где протоколировали допросы тех, кого вели на пытки и смерть, так и сейчас потихонечку, но все-таки опубликовывают следственные дела, которые раньше носили гриф «совершенно секретно». И мы можем восстановить, слово за словом, ту страшную атмосферу господствующей тьмы, в которой новомученики сияют как светильники, свидетельствуя о том, что с ними таинственно пребывал Сам воскресший Господь Иисус Христос.

– Вопрос телезрителя: «Мы знаем, что святые часто обличали людей (те же Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст) и порой умирали за эту правду, за христианскую возможность исправить людские души. То есть они имели право обличать людей (и не только священники, но и святые люди, у которых даже не было священного сана). Я хочу спросить: как обличать человеческие души? Ведь некоторые святые отцы по-разному обличали людей: кто-то с любовью, кто-то с праведным гневом. Как нам, православным христианам, которые живут по Духу Святому, по Божьему закону, сочетать обличение человека и любовь к нему? Всегда ли надо обличать, делать замечания или надо молчать? Или сочетать то и другое? Как найти эту грань?»

– Мне хочется поблагодарить телезрителя, он задал очень важный, глубокий вопрос, потому что обличителей сегодня немало. Хочется вспомнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». Эти слова и есть ответ на вопрос телезрителя.

Мне вспоминается в связи с нашим разговором еще замечательное свидетельство из книги «Посмертные вещания» преподобного Нила Мироточивого. В этой редкой книге содержатся сделанные афонским иноком записи бесед преподобного Нила Афонского (XVI век), явившегося иноку Феофилу в XIX веке. Некоторые из этих бесед касаются библейских древних времен. В частности, преподобный Нил вспоминает Иону-пророка, которому Бог дал задание обличить живущих в огромном городе Ниневии жителей, предвозвестить им, если они не покаются, скорую гибель этой ассирийской столицы. В рассказе преподобного Нила сказано, что в Ниневии было немало людей, живших доброй, благочестивой жизнью, но не было ни одного, кто имел бы нравственное право обличать людей, то есть вскрывать их пороки и нравственные язвы. Потому что такое внутреннее право дает только Дух Святой, обитающий в сердце человека.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

«Глаголом жги» – то есть пробуждая совесть. Можно сказать однозначно, что среди нас нет подобных Иоанну Крестителю или святому Иоанну Златоусту. Это избраннейшие из избранных сосуды Божественной благодати, которые своим сердцем обнимали всю вселенную и имели Христову любовь к каждому страждущему человеку. Прежде, как говорил Иоанн Златоуст, надо полюбить тех, к кому ты обращаешь свое слово. Мать имеет право обличать свое дитя, потому что она выносила его, родила со слезами, она по определению любит сына или дочь больше самой себя. Вот почему мама может с праведным негодованием выговорить что-то зарвавшемуся ребенку, поставить его на место, ибо ее гневное слово пронизано любовью.

А так среди нас взрастить в каком-то духовном учебном заведении обличителей представляется нелепостью. И сегодня мы призваны проповедовать больше собственным образом и примером жизни безукоризненной либо исполненной внутреннего покаяния пред Богом. В наше время многие говорят о миссионерах и миссионерстве. Но как я могу передать слово о Христе, если мое сердце не соделалось той обителью, в которой Христос пусть невидимо, но действительно пребывает Своей благодатью? Что толку свидетельствовать о Христе, если я не имею в себе Его духа чистоты, смирения, премудрости, любви? Поэтому совершенно очевидно, что человек, стяжавший, толика за толикой, Божественную благодать (или давший ей раскрыться в себе самом благодаря тайному молчаливому подвигу покаяния, молитвы, служения ближним), и без лишних слов со своей стороны послужит умягчению сердец и просвещению десятков, сотен, тысяч людей.

Христос обращается к ученикам и говорит: «Да просветится свет ваш пред людьми, дабы, видя ваши благие дела (а речь идет именно о светлом состоянии человеческой души, осененной Духом Святым), они прославили Отца вашего на небесах». Господь не говорит: «Пусть во всех переулках вы будете стоять с транспарантами и показывать евангельские цитаты людям, куда-то спешащим», но говорит об их внутреннем преображенном, просветленном состоянии. Это накладывает на проповедников, миссионеров, катехизаторов, просветителей особую обязанность много трудиться над самим собой. Тогда наши слова будут приняты. И речь идет не об обличениях, а о слове сострадания, сочувствия, сожаления, посредством которого мы хотим поделиться сокровищем нашей души. Но не стоит подражать тому фарисею, который говорил: «Господи, благодарю Тебя, что я не таков, как этот и вот этот – жулик, растратчик, человек предосудительной жизни». Редко когда обличение достигает цели, поскольку тотчас встречает сопротивление вследствие недостоинства обличающего.

– Вопрос телезрителя: «Как научиться отвечать Богу, если Он обращается к нам через сны?»

– Я бы посоветовал быть осторожнее со снами и не считать в самообольщении, что мы получаем с неба «скупые телеграммы» посредством сновидений. Лукавый хитер и подкрадывается к христианской душе незаметно, весьма часто пользуясь как раз сонными сюжетами. Этим я не отрицаю, что вещие сны, в принципе, бывают. Но такой сон приходит к человеку либо в экстремальных обстоятельствах, когда уже не до шуток (и не в мягком кресле об этом приходится рассуждать), когда жизнь и смерть перед глазами. Либо вещий сон приходит к подлинному рабу Божьему, подобному святому Иосифу Обручнику, мнимому отцу Господа нашего Иисуса Христа. Старец Иосиф был настолько чист, кроток и свят душой, что ангелы открывали ему тайны Промысла Божия через сны. Но это же не типичная картина.

Поэтому русский народ, всегда имевший критическое отношение к снам, сложил в прежние века пословицы: «Сны свои, сударушка, после того как встанешь ото сна, отдай Иосифу Прекрасному». Это другой Иосиф, библейский ветхозаветный персонаж, сын Иакова, который имел чистое сердце и которому Бог реально открывал судьбы мира. Отдай все свои сны, независимо от их сюжетов, святому Иосифу Прекрасному, это его компетенция. А сам о них забудь, попей святой водички, перекрестись.

– А как же Богу отвечать? Вопрос был такой.

– А Богу отвечать так: «Господи, я недостойный, чтобы иметь видения и откровения. Но открой мне чудеса от закона Твоего через чтение Божественного слова, посещение Божьего храма, собеседование с теми, кто компетентен вместе со мной нащупать золотую ниточку воли Божией».

– Вопрос телезрителя: «Церковь молится, прося защиты от врагов, видимых и невидимых. Невидимые враги – понятно, бесы, которые нас кусают какими-то страстями и пороками. А видимые враги? Если меня чем-то кто-то обидел – не называть же его врагом?»

– Очень часто под словом «враг» скрывается человек, которого мы-то врагом не считаем. Любите врагов ваших, любите людей независимо от того, как они к вам относятся, пусть даже и агрессивно. Действительно, немало людей, захваченных злобой, неприязнью, косо на тебя смотрящих. Часто, к сожалению, это бывают соседи по дачному участку, которые десятилетиями с тобой не разговаривают, подозревая, что твой внук съел червивое яблоко, упавшее на их землю с яблони. Вот этих-то людей, захваченных темной силой бесовского князя, мы должны жалеть и не считать их супротивниками и врагами, а смотреть на них с сочувствием, состраданием как на людей заблуждающихся. Поэтому в каком-то смысле правы те, кто говорит, что у христианина не должно быть врагов. Христианин смотрит на всех так, как говорит Федор Иванович Тютчев: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». У того же Тютчева есть посвящение, в котором такие замечательные слова: «Не много было б у него врагов, когда бы не твои, Россия».

Действительно, у нашей страны очень много недоброжелателей, завистников, злоумышленников, которые хотели бы раскачать нашу государственность, перебаламутить, переморить народ. Они устраивают провокации на Черном море, Балтийском море. Враги России, люди, захваченные злобой в отношении нашей страны, хотят, чтобы нас не было в принципе.

Если помните, Черчилль вскоре после 9 мая 1945 года вступил в тайный сговор с немцами и хотел обманом их дивизии на севере повернуть против нашей страны-победительницы. И только благодаря маневру Жукова, по приказу Сталина (разведка-то работала), дислоцировали часть Советской Армии на север Германии – и этого не произошло. Несколько лет спустя был американский план подвергнуть атомной бомбардировке пятьдесят ведущих городов Советского Союза. Представьте, у нас в то время шло созидание после разрухи. И если бы наши доблестные разведчики не выкрали из Америки схемы атомной бомбы (русские головы работали и там), если бы не был создан «ядерный щит» неподалеку от Сарова, мы здесь не сидели бы.

Отвечаю на вопрос. Мы молимся: «Положи, Господи, преграду злу, исходящему от врагов России».

– Но за врагов же нужно молиться, любить ненавидящих нас.

– А вот мы и молимся: Господи, пусть сидят тихо. Если им дорога жизнь, пусть обходят стороной священные пределы нашей Родины и красные линии не нарушают. Мы так молимся любя, потому что нам дорога их жизнь. Помните, как Александр Сергеевич Пушкин писал «Клеветникам России»? Мол, приходите в русские пределы, довольно места здесь у нас, чтоб ваши гробы скрылись под землей.

– Лучше пусть не приходят.

– Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Пусть ест попкорн у себя и будет доволен своей участью.

– Лучше в гости – как туристы, миролюбиво...

– В гости – пожалуйста, на чемпионат мира по футболу. Все очарованы нашим гостеприимством.

– Вопрос: «Идя на литургию, по дороге в храм слушаю аудиозапись Последования ко Святому Причащению. Возвращаясь, слушаю благодарственные молитвы. Можно ли так делать?»

– Чудесно! Использование наушников в «мирных целях». Представьте, идет современный человек с наушниками, слушает благодарственные молитвы после причащения. А мимо идет благочестивая бабушка, смотрит на этого студента в белых кроссовках, джинсах и думает про себя: «Вот тяжелый ˮметалˮ слушает. Дожили!..» А студент в наушниках в это время слышит слова: «Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов: буди же ми благодарение сие в радость, здравие и веселие; в страшное же и второе пришествие Твое сподоби мя, грешнаго, стати одесную славы Твоея, молитвами Пречистыя Твоея Матери, и всех святых. Аминь». Эти святые слова пусть оплодотворяют Вашу душу, просвещают, таким образом Вы входите в дух всегдашнего памятования о Боге, постоянной молитвы.

– Лень может быть оправданием того, что ты не читаешь молитвы, а слушаешь аудиоверсию?

– Слушать духовные слова молитвы – это труд, который предполагает сосредоточение внимания, отвлечение от всего суетного. Но, признаюсь, мне гораздо приятнее молитвы читать самому, потому что степень постижения, вхождения в слово Божие гораздо явственнее, глубже, чем только напряжение слухового нерва.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Известно из учения Церкви, что душа – это чисто духовная сущность. Но в Книге Бытия сказано: *и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.* Если исходить из этих слов, не получается чисто духовная сущность; получается, тело и дыхание жизни в симбиозе составляют душу. А отдельная душа – это из греческой философии, у Платона и Аристотеля такое учение. Как же нам быть: придерживаться Моисеева учения или философии греков?»

– Мы, конечно, опираемся на Священное Писание, но оно бездонно глубокое. Хочу еще раз похвалить наших телезрителей – насколько глубокие вопросы они задают! Я этим вопросом буквально недавно задавался. Наш отечественный святой преподобный Серафим Саровский в беседе о стяжании Святого Духа произносит лишь ему присущие слова. Что Бог создал из праха земного целокупный состав человека: дух, душу и тело. Причем душа несравнима с телом: тело вещественно, телесно, как мы говорим, бренно, а душа невидима, почти нематериальна. Но вдуновение Божественной благодати сделало эту душу живой.

Жизнь с избытком – это жизнь в Боге, это соприкосновение с душой и телом энергии Святого Духа. Не случайно Христос каких-то людей, обладающих духом, душой и телом, называет мертвецами. Все помнят фразу Священного Писания: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Соответственно, не всякий человек жив в Боге. Но жив в Боге тот, кто верует в Него, принимает таинство Крещения. И имеет жизнь с избытком тот, кто эту благодать крещения поддерживает в себе и умножает покаянием, молитвой, причащением Святых Христовых Таин, жизнью по заповедям Божиим.

Если спросили мое мнение, то я внутренне соглашаюсь с преподобным Серафимом Саровским, что человек перстами Божиими создан из глины, причем состав его душевно-телесный. Но сопричастие с Господом мы получили через дуновение, дарование нам энергии Святого Духа, что совершается, собственно, с каждым из нас через таинство Крещения и через подвижническую жизнь в лоне Церкви (имеется в виду причащение Святых Христовых Таин, молитва и непрестанное покаяние перед Богом).

– Вопрос: «Можно ли при молении представлять перед собой образы великих святых, к которым обращаешься?»

– Можно (то есть во власти человека), но категорически запрещено учителями духовной жизни, поскольку всякое такое образное представление, мечтательный вид – это идол. А у нас есть вторая заповедь: не сотвори себе кумира. Это некая вещественная картина (хотя и тонкой ментальной энергии), которая заслоняет, скрывает от тебя Божество. Бог прост и безвиден. Божественная природа совершенно чиста, она не терпит привнесения чего-то земного, самодельного, измышленного.

Если у католиков такое визионерство поощряется (умолчим о представителях каких-нибудь индуистских практик, где без воображения не обходится ни одна мантра, ни прочие антихристианские занятия), то в учении и практике православия, благодатном учении Христовом мы ни в коем случае не должны представлять себе никаких изображений, даже благочестивых. Они отдаляют нас от Бога, препятствуют Божественной благодати освящать наши ум и сердце.

– Вопрос: «Благодать посещает наше сердце. Так говорят. Я не думаю, что это правильное выражение. Во-первых, благодать – это энергия Бога, по учению Григория Паламы, мы ее чувствуем физически. А сердце – это орган чувств. Поэтому мы не можем сказать, что благодать посещает наше сердце».

– Слово «сердце» очень многозначно. Это и физический орган. Иногда «сердцем» действительно называют земные чувства (например: мое сердце трепещет от любви плотской). Но иногда «сердцем» называется седалище бессмертного человеческого духа, и Божественная благодать сокрыта с момента нашего крещения в области духа, то есть в глубинах нашего естества. Эта благодать обнаруживает свое присутствие, действует, заявляет о себе, когда мы каемся, молимся, храним себя от грехов и раскрываем всецело душу пред Господом. В этом смысле говорят: посетила благодать. Но не так, что она опустилась на нас, а раньше ее не было; она с нами сопряжена с момента крещения, просто скрыта от внутренних очей. Однако «бывают дни, бывает час, когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас». Или, как образно говорил упомянутый уже Федор Иванович Тютчев: «И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле».

Выражение «благодать посетила сердце» вполне уместно, когда под «сердцем» мы имеем в виду средоточие нашего умного невидимого естества – душу и собственно дух, в котором эта благодать сокрыта как зернышко.

– Вопрос о суеверии: «Что можно сказать человеку, который боится праздновать свое сорокалетие по известной причине?»

– Кому-то известна причина, кому-то – неизвестна. Я встречал такое мнение, что сорок лет лучше не праздновать, мол, что-то в этом есть опасное. Для начала можно спросить у такого человека: потрудитесь мне, невежде, объяснить, почему Вы опасаетесь справить сорокалетний юбилей? Какие разумные основания? Вы же интеллектуал. Объясните, почему сорокапятилетие праздновать можно, а сорок лет нельзя.

– Может, просто экономят?

– Это как раз другая мотивация. Вряд ли кто-то это объяснит. Я тоже размышляю. Вообще сорок – священное число. Сорок дней постился Моисей, беседуя с Богом на горе Синай. Наш Господь предпринял сорокадневный пост. Но как это связано с сорокалетним юбилеем, почему именно с ним сопряжены такие опасения – пока не могу понять.

Любое суеверие – это установление каких-то ложных причинно-следственных связей. Черная кошка пробежала – я по этой дорожке не пойду, как бы чего не случилось. Но объяснить, как лапки черной кошки могут повлиять на здоровье или финансовое благосостояние, человек не сможет – ложные сцепления.

Мы – люди не суеверные. Если бы мне представилась возможность по машине времени отъехать назад и Вы, Сергей, сказали бы мне: «Батюшка, рад сообщить, что у Вас через неделю сорокалетний юбилей», я Вас расцеловал бы и пригласил посидеть на юбилейном завтраке в ресторане «Пушкин». Но не случится...

– К сожалению, программа наша подошла к концу...

– Мне было очень приятно сегодня услышать подлинно духовные вопросы от наших собеседников, и над ними я еще буду думать. Потому что одно дело – слова, другое дело – то духовное содержание, которое за ними сокрыто. Чувствуется, что телеканал «Союз» приносит свои плоды, наши слушатели все больше углубляются в Священное Писание, в самих себя. Беседа была подлинно праздничной и содержательной.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Нина Кирсанова

ТВ-СОЮЗ

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2021