В студии протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы.
– Сегодня утром в евангельском чтении мы слышали отрывок о том, как Господь исцелил двух слепых. Перед совершением этого чуда Он их спрашивает: веруете ли? Они отвечают: веруем. Он говорит: по вере вашей будет вам. Эта фраза звучит как некий алгоритм на всю нашу жизнь. Ведь и по нашей вере нам будет исполнение прошений, с которыми мы обращаемся к Господу?
– Без веры жить нельзя – расхожее выражение. Но можно вникнуть в эти слова Христа. Вера в Него, вера Ему имеет разные степени. Вот душа человеческая, отчаявшаяся в самой безвыходной ситуации… Представим себе этих слепых, которые осознавали и понимали, что никаким человеческим искусством, никакими снадобьями (наверное, они перепробовали все, что можно) нельзя возвратить им способность видеть. Они, слыша об Иисусе, зная, что Он исцеляет единым словом, что для Него нет ничего невозможного, имели о Нем суждение. Кто Он? Явно не простой житель Назарета. Пророк? Может быть, более чем пророк? Может быть, Мессия? И Дух Святой, Который воздействует на каждого человека, побуждал их при приближении к Иисусу обратить на Него око собственного сердца. Ведь Господь создал каждого из нас, Он наш Творец, Который нас видит, слышит и любит.
Очевидно, что у этих слепых открылись внутренние очи. Они почувствовали, что с этим Незнакомцем, перед Которым они предстояли, сопряжена какая-то неизреченная тайна. Именно Дух Святой назидал этих двух несчастных людей. Их вера во Христа говорила им, что Он Всемогущий, Всеблагой и Всепремудрый, что Он есть Сам Бог во плоти. Когда голос и слова Спасителя совершенно проникли в их сердце, тот же Господь подсказал этим двум слепцам: пред ними Тот, Кто может возвратить им зрение, ибо Он дал им и жизнь; Он некогда воскресит их из мертвых.
Отсюда выходит, что выражение «по вере вашей да будет вам» побуждает нас возрастать в нашей вере. Мы должны искать Христа, должны полюбить Его как нашего Спасителя, тогда и для нас не будет ничего невозможного – как и для апостола Павла, свидетельствовавшего: «Все могу, когда Сам Господь Иисус Христос укрепляет меня».
– Вопрос телезрительницы: «Когда я начинаю читать утренние или вечерние молитвы, очень часто начинаю зевать».
– Такое, наверное, бывает со всяким. Зевота, если мы спросим врача, имеет свое физиологическое объяснение. Кто-то связывает ее с гипоксией (недостатком кислорода), кто-то с иными явлениями. Иногда она случается от недосыпа, когда человека тянет ко сну. Но верующие в этом отношении люди особенно внимательные. Иногда они догадываются, что всякое отвлечение, препятствие на молитве имеет еще и скрытую духовную причину. Во всяком случае, можно хорошенько осенить себя крестом перед началом молитвенного обращения к Богу, подавить эту зевоту, попросить: «Господи, избави меня от этой немощи! Или это лукавый меня искушает? Господи, дай мне ясность ума, мирное сердце, отгони от меня это расслабление, это неприятное явление». И когда душа так помолится в простоте, Господь тотчас ей поможет. Не нужно здесь особенно размышлять, откуда это. Коль скоро встал на молитву – омой лицо прохладной водой. Время сейчас жаркое, иногда бывает истома, леность, тяжесть телесных членов. Прошелся по свежему воздуху, встал под холодный душ перед исполнением вечернего правила – и уже совсем с иным расположением, с искоркой, бодростью начнешь читать молитвы, так чтобы всей душой уйти в это предстояние пред Богом.
– Вопрос: «Как понять волю Божию – поступить в вуз в своем городе или уехать в другой?»
– Воля Божия в том, чтобы мы учились с огоньком, чтобы мы были студентами старательными, взяли от высшего учебного заведения все, что можно взять, и накопив это, затем послужили Отечеству. А обстоятельства бывают разные. Сейчас подают в несколько вузов одновременно (до пяти). Воля Божия заключается в том, чтобы девушка, поступив в вуз мегаполиса (Москвы или Санкт-Петербурга), оставшись без родительского присмотра, не развратилась, попав под дурное влияние, но сохраняла бы свою честь и чистоту. Впрочем, и дома-то бывают искушения… Здесь главное – целеполагание, нравственные принципы. Поэтому не заморачивайтесь относительно воли Божией. Воля Божия совершается не без нашего выбора, не без нашего желания. А мы тут дружно помолимся за наших абитуриентов, чтобы они нашли профильный вуз, то есть соответствующий их стремлениям, были бы не вечными студентами, постоянно буксующими в академическом отпуске, но действительно набрались бы знаний. Сейчас нашему Отечеству, как никогда, нужны хорошие специалисты, чтобы совершить прорыв, заповеданный нам нашим главнокомандующим.
– Давайте обратимся теперь к родителям абитуриентов. Если ребенок хочет ехать в другой город или в другую страну учиться, как поступить родителю?
– Насчет другой страны я бы не спешил, потому что сами видите, какое светопреставление совершается в Европе, какая безумная русофобия сегодня омрачает умы и сердца людей в Европе. Где родился – там и пригодился, но родители всегда имеют основания волноваться и переживать за своих детей. Им как-то спокойнее, когда митрофанушка под боком, чтобы оградить его от дурного влияния или помочь ему и словом, и делом. Впрочем, многие в возрасте 17–18 лет стремятся выпорхнуть из отчего дома, освободиться, как им кажется, от излишней опеки, контроля, внимания. Повторяю: только бы не пошли по рукам, только бы не променяли свою честь, невинность на глиняные черепки мерзких страстей и не загубили свою душу, не поломали бы свою судьбу. Ну а человеку, имеющему понимание, что такое хорошо и что такое плохо, нигде ничто не повредит. И если он поддерживает с родителями всякого рода связь. Сейчас и технические приспособления в этом на помощь: Skype и прочие блага цивилизации.
– Хотел бы вновь обратиться к евангельскому чтению, с которого мы начали. Когда Господь исцеляет слепых, Он повелевает им никому не рассказывать об этом чуде. Однако они делают ровно противоположное: едва отойдя от Него, они всем рассказывают о том, какое чудо Он совершил. Почему Господь запрещает рассказывать о чуде (хотя, казалось бы, это прекрасный миссионерский посыл) и почему они не побоялись нарушить запрет Богочеловека, Который их только что исцелил, то есть сделал нечто невероятное, что не могли сделать врачи?
– Читая всех четырех евангелистов не спеша, мы увидим, что Спаситель всегда по-разному говорил в этих обстоятельствах. Кому-то Он говорил (как исцелившемуся прокаженному): пойди к священнику, покажись ему и поведай, что Бог сотворил с тобою. Итак, в данном случае Господь учит нас скромности и готовности оставаться в тени, когда через нас Он творит те или иные добрые дела. Христос именует Себя нашим Наставником и Учителем и таковым в действительности является. Он не хочет, чтобы мы уподоблялись фарисеям и книжникам, которых Он называл лицемерами и которые трубили пред собою, напоказ совершали что-либо доброе, пожиная урожай тщеславия. Христос, как мы видим, всегда прославляет Небесного Отца, все делает во имя Его и, как Сын, учит нас благоговеть пред Отцом. При этом Он всегда поступает скромно. Скажем, когда Он исцелил расслабленного при Овчей купели, то удалился оттуда, прежде чем народ собрался, не веря, что больной, в течение тридцати восьми лет лежавший, спокойно ходит, держа свой одр в руках. Итак, в данном случае Христос поучает нас, Своих учеников, скромности и смирению, учит нас держаться в тени, чтобы мы не к себе притягивали людские взоры, а прославляли Небесного Отца.
Что касается поведения этих слепцов – представим себе поведение человека, в очах которого засиял свет; человека, который увидел этот прекрасный мир и прямо приписывает совершившееся с ним чудо милости Божией. У него от восторга, от радости может разорваться сердце! Он не может повелевать своими чувствами, он движется не рациональными соображениями, но кричит: «Люди! Посмотрите! Бог сотворил со мной это чудо!» То есть слепые славили Христа. Я не думаю, что Спаситель мог их укорить или прогневаться на них. Они это делали по естеству, как ребенок, получивший три пятерки за один день, вприпрыжку возвращается домой, размахивая портфелем, и кричит на весь подъезд: «У меня три пятерки!» Будто бы и дяде Ване, сидящему на скамейке, так уж это интересно. Думаю, что здесь Евангелие просто свидетельствует о подлинном происшествии, и это чудо становится еще более достоверным. Оно не умещается в прокрустово ложе наших представлений о нем, и у меня это тоже вызывает стремление прославить воскресшего Христа.
– Мы знаем, что Господь, исцеляя кого-либо в Евангелии, меняет не только физическую составляющую (например, дарует зрение), но и душевную, духовную. Вероятно, они увидели не только физический свет, но и ощутили эту благодать, которую называют невещественным светом.
Завтра мы празднуем память преподобного Серафима Саровского. Мы знаем из его жития эпизод, когда он тоже показал этот невещественный свет, наполнявший все вокруг него. Что это было за явление?
– Речь идет, наверное, о знаменитом собеседовании преподобного Серафима с Николаем Николаевичем Мотовиловым – духовным чадом саровского подвижника, который многое записывал из уст преподобного Серафима. Благодаря Мотовилову мы и получаем представление, какой степени духовного преуспеяния достиг этот житель XVIII столетия, наш соотечественник, стяжавший полноту даров Святого Духа. Очевидно, речь идет не о каком-то космическом излучении и не просто о светлости лица преподобного Серафима. Речь идет о Божественной энергии Святого Духа – той самой энергии, именуемой Фаворским светом, созерцать которую оказались способными три апостола – Петр, Иоанн и Иаков – на горе Фавор.
Приметим, что в таинстве Крещения, совершенным над каждым из нас, все мы стали причастниками Божественной энергии Духа. Каждый из нас имеет этот дар в глубинах собственного сердца.
Очевидно, преподобный Серафим самим своим бытием, самим подвигом, жизнью своей свидетельствует о том, на какую высоту Господь возводит сердце смиренное, кающееся и любящее Христа, если это сердце сопрягается со Спасителем и в каждом дыхании призывает Его святое имя. Мне особенно помнится слово преподобного Серафима, который говорил, что призывание Иисуса Христа – Иисусова молитва – есть своего рода звезда Вифлеемская, которая ведет душу. Человек в простоте и незлобии, в покаянии и любви ко Христу старающийся со вниманием призывать Его имя в глубинах сердца: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», если идет путем законным, то есть милует ближних, никого не осуждает, будет ведом и водим Богом. С Божией помощью он избавится от всей окалины страстей, и Господь вселится в него, как вселился в преподобного Серафима. Не случайно этого святого называют солнцем русской истории. Действительно, он сиял как солнышко, являя благоуветливый лик приходившим в Саровскую пустынь сотням (а может, и тысячам) людей.
– Одно из самых известных высказываний преподобного Серафима – «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Очевидно, что он это показывает собственным примером. Это видение света – наверное, не столько видение, сколько ощущение состояния. Наверное, Мотовилов каким-то образом разделил это состояние с преподобным Серафимом.
– Да, по закону сообщающихся сосудов Николай Николаевич Мотовилов по особому Божьему промышлению вобрал в себя то, чем жил преподобный Серафим. Дух Святой воздействовал на душу раба Божьего Николая и явил полноту Своего царственного спасительного присутствия в нем.
«Стяжи дух мирен». Вспомним, что в Священном Писании Христос Самого Себя называет миром. Небесный мир – это Он Сам, Спаситель. И когда мы изживаем собственный эгоизм с Божией помощью, а ум наш находится в согласии с сердцем и все душевные силы устремлены ко Христу и мы смиренно склоняемся ниц к Его стопам, славословим и благодарим Господа, обретаем в Нем точку опоры, тогда душа исполняется миром, покоем, тишиной. И оказывается, что мирная душа христианина благотворно воздействует на окружающих без собственных усилий.
Давайте возьмем противоположное явление – когда ты тревожен, взбудоражен, раздражен, попал под действие негодования, злобы… Такой человек является своего рода черной дырой, которая высасывает энергию мира и тишины из окружающих. Вот почему сегодня задача из задач – каждому из нас стяжать Христа, т.е. позволить Господу жить и действовать в нас, бесконечно пред Ним смиряясь и прилепляясь к Нему в молитве. Тогда окажется, что окружающие нас люди, сами того не осознавая, будут получать от Бога помощь и поддержку. Потому что у кого на сердце мир, тому и на каторге рай. А рядом с человеком, имеющим мирное устроение, и другие чувствуют себя гораздо легче и свободнее. И это факт, явленный жизнью преподобного Серафима.
– Вопрос телезрителя: «Когда Бог создавал человека, это была разовая акция, а потом человечество размножалось по заданной программе или Бог участвует в создании человека при каждом зачатии? Тогда непонятно, почему при родах умирают младенцы или рождаются мертвыми».
– Бог сотворил Адама и Еву, «человека сотворил», как говорит Священное Писание. Этот акт творения положил начало бытию человеческого рода на земле. При этом еще не согрешившим непослушанием Адаму и Еве была дана Творцом заповедь размножаться и наполнять землю. Сегодня, когда мы, потомки падшего Адама, вступаем в брачные союзы по взаимному влечению, соединяемся в честном супружестве, молясь о рождении детей, несомненно, в этом рождении участвует энергия Святого Духа. Ведь каждый раз, когда в мир является новый человек, он в себе несет бессмертную душу. Человек сотворен по образу Божию. Святая Церковь свидетельствует, что душа не отделяется от душ родительских, она неделима, но некоторым непостижимым образом Сам Создатель участвует в этом таинстве. С другой стороны, душа воспринимает родительские свойства, и новорожденный становится в единый ряд со всеми потомками Адама, уже нуждаясь в Искупителе. Он разделяет судьбу падшего Адама в силу взаимозависимости человеческого рода.
Тайна эта вышерациональна, однако мы ее принимаем с благоговением. И Вы тоже говорите, что не вмещается в Ваше понимание, отчего вдруг замирает эмбрион под сердцем у матери, отчего появляются мертворожденные. Думается, что здесь вмешиваются и земные факторы. Скажем, мать съела что-то не то, отравилась или понервничала, и стресс привел к выкидышу, какие-то наследственные болезни очень часто вмешиваются, если будущие родители небрегли о чистоте и вели предосудительный образ жизни и в них вошли болезнетворные вирусы, что повлияло на рождение младенца. У Бога много тайн. Мы должны руководствоваться присловием: «На Бога надейся, а сам не плошай». Со своей стороны мы должны избегать нарушения красных линий, т.е. должны быть верными вечному закону правды и любви Божией, чтобы будущие родители не теряли Божественную благодать и благодать хранила младенцев. Как сказано у царя Давида в Псалтири: Ты, Господи, хранишь младенцев.
– Вопрос телезрителя: «У меня проблема в общении с друзьями. Даю непрошеные советы, как лучше поступить, чтобы спасти их от ошибок, а они хотят поддержки, а не критики. Как учиться поддерживать друзей?»
– С одной стороны, человек признается, что он дает советы нужные, а с другой стороны, друзья воспринимают эти советы как критику. Стало быть, надо разобраться, с каким расположением наш уважаемый зритель раздает эти советы. Если в его сердце прячется чувство превосходства, если он с иронией или долей осуждения к позорному столбу пригвождает грешника, если внутренне он отчуждается от человека, не воспринимая его боль и горечь как свою, то и получает, соответственно, по своим грехам. Люди начинают внутренне этому сопротивляться, топорщиться, отталкивают от себя непрошеного советчика. Он не достигает успеха, может быть, в соответствии со словами Христа: «Ты говоришь ближнему «дай-ка выну сучок, соринку из твоего глаза», а бревна в собственном глазу не чуешь». Таким образом, ларчик открывается, наверное, просто. Я ни в коем случае не должен осуждать того, кто, по моему мнению, ошибается. Я должен приступить к нему с великим благоговением. Как говорил старец Алексий Мечев: «Относиться к человеку нужно как к только что распустившемуся цветку». Если я хочу, чтобы мой совет достиг успеха, я не должен говорить «сделай так», «вот здесь ты ошибся». Можно говорить иначе: «Я сам много раз ошибался в этой ситуации и по собственному опыту знаю, что вот так поступить было бы правильно». То есть указывать на себя самого и делиться тем опытом, который пропустил через собственное сердце.
Тогда есть шансы, что наши советы будут восприняты благосклонно. Не лезь с советами, покуда у тебя их не спрашивают. Есть такая замечательная деревенская молитва, выраженная простонародным языком: «Не суй меня, Господи, куда меня не просят». Гораздо надежнее в тайне сердца молиться: «Господи, просвети… Господи, помоги… Господи, даруй ангела мирна этому человеку, помоги ему найти и нащупать путь спасения», чем раздавать ценные указания, как регулировщик на шоссе: этому направо, тому налево, а этот остановись.
**– Вопрос телезрителя из Владимира: «Вы как-то рассказывали, как Господь вывел апостола Петра из темницы. Значит, получается, Господу подвластен и физический мир, и материальный, и тот же космос. У нас на груди как бы свой иконостас – нательный крест и образ Богородицы. Поэтому тот же воин на Украине может достать свой нательный крестик, поцеловать, перекрестить и сказать: "Все пули прочь от меня"». **
– Согласен, ваши слова дышат верой. На войне неверующих нет. Кто в море не плавал, в окопах не сидел, тот еще Богу не молился. В этом смысле, конечно, великое значение имеет молитва, а также крест. Вы сказали сейчас прекрасные слова. Поэтому еще во времена Великой Отечественной войны бабушки и матери зашивали русским солдатам в гимнастерки от руки написанный текст 90-го псалма: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится… Помните дальнейшие слова, где сказано о том, что стрела пройдет мимо и опасность не приблизится к сердцу верующего?
Так что мы не зря с вами ежедневно молимся за христолюбивое воинство российское. А я, когда езжу по Москве и вижу на билбордах изображения наших героев, всегда крещусь и молюсь о них.
– Я бы хотел вновь вернуться к теме советов и помощи, потому что советы – это вроде как часть помощи. В связи с этим приведу цитату из Послания к Римлянам апостола Павла: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных. Мы слышали сегодня это на Божественной литургии. Эта фраза – о помощи, о том, что если мы сильные, то должны помогать бессильным? Или о чем-то большем, о чем-то другом?
– Мне кажется, она говорит о благородстве, великодушии христианина, который призван подражать Христу при общении с людьми, склонными к унынию или к потере веры. Помните, как сказано о Спасителе? Что льна курящегося не угасил, трости надломленной не преломил. Дух Святой бережно приближается к душе каждого человека. Господь Бог познается в веянии тихого ветерка, а не в шуме бури, не в землетрясении и не в огне.
В этом отношении мы призваны носить бремена друг друга, то есть сохранять доброжелательность, спокойствие, не раздражаться, когда видим, что наши близкие все время впадают в одни и те же ошибки. Сейчас много людей, действительно склонных к депрессии, к какому-то нытью, жалуются и сетуют на жизнь. Вместо того чтобы начать молиться и призывать Духа Святого, пытаются еще и вас увлечь в эту безнадежность и ропот. И христианин здесь должен проявлять великодушие, спокойствие, подобно учительнице начальных классов, которая прекрасно понимает, что первачки еще не могут каллиграфическим почерком в прописях писать, но каждый раз должна подправить их написание (как это было в наше время).
И мы должны проявлять это педагогическое начало в общении друг с другом, особенно с кровными родственниками. Потому что очень часто в семье кто-то один бурчит, поддается раздражительности, и дети становятся заложниками родительских споров, разговора на повышенных тонах. Нет, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, как говорит апостол Павел. С великим терпением и благодушием призваны воспитывать наших детей, не срываясь на крик, жестокость, которые калечат еще такие неопытные, несамостоятельные души. Вот прописанное на все времена правило великодушия, благородства, мудрости, мужества. Это качества, без которых никогда никто не может осуществить благие цели воспитания.
– У нас пришел новый вопрос, он достаточно личный, большой: «У меня распалась семья. Незадолго до пандемии мы с мужем поругались, начало ссоре положила его сестра. Помирились, но его матушка настроила его против меня (она всегда мечтала нас развести). С ее стороны страшная ревность, она в высшей степени эгоцентричный человек. В пандемию муж уехал к ней, я ничего против не имела (ей за восемьдесят лет, плохое зрение). Потом скрыл, что поедет с ней на дачу, а мне стал говорить, что если я приеду, маме будет некомфортно. Звонил мне, скрывая это от нее. Я сказала: не надо мне звонить украдкой. Его это устроило. Больше года изредка общаемся через сообщения. Никаких попыток с его стороны наладить семейные отношения нет. Что делать? И если я подам на развод, грех ли это?»
– Характерный, часто встречающийся пример, когда родители, дожив до седых волос, не могут смириться с выбором сына. И мама, как клин, свою старушечью волю вбивала – и вбила наконец, разлучив мужа и жену, пользуясь их нравственным несовершенством. Типичный пример еще и в том плане, что сын находится в зависимости от материнского настроения, забыв слова: «Оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут два во плоть единую». Он слушает песни своей мамы, которая напевает какие-то негативные суждения, и оставляет поле боя, повергая супругу, которая поначалу вроде бы и не была расстроена свершившимся, в состояние сомнения, печали и желания подать на развод.
Если бы эти супруги знали, сколько подобных историй батюшкам уже приходилось выслушивать у креста и Евангелия. Если бы эти супруги знали, что пять лет спустя они начнут глубоко скорбеть, клясть самих себя, почему так поддались обстоятельствам, не поборолись за свой брак, почему жена так отпустила мужа. А пустяк-то какой лежал в основе этой размолвки! Они встретились и соединили свою судьбу, очевидно, для полноты гармонии любящих друг друга душ. Каждый из них чувствовал ущербность, а соединили руки, чтобы обрести полноту, которой не имели по отдельности.
Поэтому мне не нравится это развитие истории. Я не поддерживаю старушку маму, которая так выцарапала сына из семьи. Никто не говорит о том, что мы можем оставить в небрежении пожилых родителей. Но нельзя родителям, как гриб чага, вытягивающий сок из березы, служить разорению семейных союзов. Была бы моя воля, я бы пригласил этих мужа и жену в ресторан, сам бы оплатил их заказ, сказал бы им какие-то добрые слова, постарался бы их помирить. Неужели они, как летучие голландцы, встретились и разбрелись, уйдя во тьму?
Так и хочется помолиться: «Господи, согрей их сердца любовью, воссоедини эту семью. И мамочке укажи на ее место, чтобы почтительный сын навещал ее, но не женился на ней (прости, Господи), оставив в небрежении свою первую любовь».
– Автор вопроса может ли что-то сделать в этой ситуации? И нужно ли что-то делать? Он спрятался на даче, а что она может сделать?
– В свете сказанного давайте еще немного воздержимся и помолимся, чтобы проявился наш муженек, да и чтобы сама она по-умному приложила усилия. К чему нам эти банальные разводы? Может быть, от них должен родиться богатырь Илья Муромец…
– В заключение прошу Вас подвести итог нашей беседе и что-то пожелать нашим телезрителям.
– Мне хотелось бы и самому себе, и Вам, и всем нашим теледрузьям пожелать иметь некую энергию жизни, которая от Христа, от причащения Святых Христовых Таин, от молитвы ко Господу. Нельзя нам жить расслабленно и вяло, работать спустя рукава. Сегодня время, когда мы должны прилагать энергию, усилия. Лишь применяющий усилия входит в Небесное Царство, то есть дает Христу Спасителю возможность жить в нем, действовать в нем и через него.
Поэтому долой апатию, расслабление. Будем ловить витамин Д жарким летом, запасаться силами, чтобы, не откладывая на завтрашний день, сегодня уже трудиться, созидая порядок, красоту и любовь, примиряясь с обиженными ближними, чтобы и мама была довольна, но и супруга не чувствовала себя соломенной вдовой и сиротой. И таким образом, лишь умножая веру, надежду и любовь, мы будем достойны звания человека Божия, в сердце которого живет Господь.
Ведущий Александр Черепенин