Проповедь на Евангелие от Марка, гл.IX, ст. 33-41. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На Литургии, 27 декабря 2024.
Поздравляем всех вас, дорогие братья и сестры, с Божественной литургией, принятием Святых Христовых Таин.
Грядущий воскресный день чествует всех ветхозаветных святых, спасавшихся верою в грядущего Спасителя мира. А уже на будущей неделе, в день святителя Петра, предпразднство Христова Рождества. Остается совсем немного времени, чуть более недели, до праздника Рождества Христова.
Вспомним сегодня евангельское дневное чтение. Прозрев, что будущие апостолы по дороге, по пути между собою рассуждали, кто из них первенствует в чести, Спаситель сказал им: кто хочет быть первым, да будет всем слугою и рабом. Узаконив смирение как истинный знак и качества, и свидетельства Христова служителя. Смирение пред Богом выражается в нежелании первенствовать между людьми, но держаться скромности, о чем не следует забывать.
А чтобы утвердилась эта истина в сердцах учеников, Спаситель приобнял дитя, сказав: кто примет это дитя, тот принимает и Меня, и пославшего Меня Отца. Дети по неискушенности в грехах, по чистоте сердца приятны и милы Создателю, вложившему в них образ Божий. И каждый из нас, будучи умом совершенным, должен стать своего рода младенцем в отношении зла. Так глубоко каяться и горячо молиться, чтобы все худое было чуждым и неприятным нам, а мы льнули ко Христу, как стремились к Нему малые дети, которых Спаситель отличал и обнимал Своей любовью.
И вот наиболее ревностные из учеников вопрошали Спасителя: запрети некоему человеку, который не примкнул к апостольской общине, но призывает Имя Твое и Твоим Именем изгоняет темных духов. Он же не наш и не следует за нами, запрети ему. Кто не против вас, тот за вас, отвечал Спаситель, заповедуя широту души, благородство и великодушие своим последователям. Сказываю вам, никто не может тотчас хулить имя Божие, сотворив знамения и чудеса силою этого имени. Это наставление апостолов учит нас не произносить скорого и ограниченного человеческого суда в отношении тех, кто не разделяет с нами полноты веры и вообще запрещает человеку утверждаться в чувстве своей ложной исключительности.
Известно, что православные люди, наслаждаясь Божественной благодатью, иногда смотрят, по своей глупости и гордости, свысока на тех, кто еще не примкнул к Церкви. Между тем как человеческая душа широка, и иной познает силу Божию и чувствует любовь Божию, хотя еще по форме, по внешним показателям и признакам не соединился с Матерью Церковью. Так нам известно, что Бог свершает чудеса и знамения, исцеления вне Православной Церкви, пользуясь доверием, простосердечием и горячей молитвою тех людей, кто еще не познал истину Православия. И в этом отношении чада Матери Церкви должны быть так же великодушны, как Господь. Не в том смысле чтобы уравнивать свою веру с инославием или иноверием, но в том смысле чтобы чувствовать превосходящую разумение Божию любовь, изливаемую на весь род человеческий, и помнить эти слова: кто не против вас, тот за вас.
Действительно, как часто иноверные или вовсе еще далекие от Бога, богопознания люди, если относятся с приязнью и приветливостью к христианину, не противоречат ему, но склоняют пред ним главу, как свидетелю веры Христовой, такие люди суть потенциальные друзья Христовы. И действительно, мы наблюдаем, как иногда к священнику благоговейно относятся представители иных религий, приученные почитать старших и старцев, они исповедуют это благоговение в отношении христиан и христианских пастырей. Кто не против вас, тот за вас. И если человек не испытывает противления, ненависти, отчуждения, но улыбается и умягчается сердцем, это значит, что Божия благодать касается его души и ненасильственно привлекает его к Матери Церкви, свидетелями света и любви которой являемся мы, чада Церкви.
Сказываю вам, если кто напоит вас чашею воды именно потому, что вы Христовы, не лишится награды своей. Действительно, когда люди испытывают внутреннее, интуитивное побуждение Божиего человека неким образом согреть, явить ему внимание, милость и любовь, это значит, что благодать Господня призывает эту добрую душу, призывает в лоно Матери Церкви. И сегодняшнее чтение научает нас широко раскрытыми глазами смотреть на мир и не укладывать судьбы окружающих нас людей в прокрустово ложе своих ограниченных представлений.
Итак, мы с вами готовимся к ближайшему воскресному дню, Неделе Святых праотец. Будем чествовать в субботу вечером всех ветхозаветных святых и вступать в предпразднство Христова Рождества. Выслушаем молитвы по причащении Святых Таин. Слава Тебе, Боже...
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.