С каждым новым десятилетием двадцать первого века иные русские пословицы становятся все менее понятными для соотечественников.
Перед вами, друзья, одна из них...
Бедность — не порок?
Но мы ведь прекрасно знаем, как часто материальная скудость надламывает и уничижает одновременно.
Не она ли препятствует раскрытию талантов, погребаемых под гнетом нищеты?
Не она ли мешает закрепиться добрым навыкам и, напротив, способствует распространению безнравственности?
Священное Писание удостоверяет христиан, что «жизнь человека не зависит от его имения». Нити нашего земного бытия — в перстах Господних.
Отметим, что бедность и нищета ни в коей мере не являются синонимами. Еще Ветхий Завет определял minimum minimorum* человеческого существования как кров, одежду и хлеб.
Нищета спасительна, только если она является подвигом веры — для души, ищущей совершенства во всецелой преданности Промыслу Божию.
Порок, по определению, есть произвольно усвоенный человеком страстный навык, обезображивающий и душу, и тело, лишающий личность спасительного воздействия благодати.
Бедность есть не что иное, как скудость, стесненность в средствах к поддержанию земного существования.
Это неудобство, тем не менее, ничуть не затрудняет нравственного развития; и, наоборот, способствует духовной закалке для внимательной, боголюбивой души.
Именно ограниченность в материальных благах побуждает нас по достоинству оценивать небесные сокровища.
Человеку, не обремененному богатством, свойственно искать удовлетворения высшим запросам духа в Таинствах Церкви и утверждаться в понимании подлинного назначения разумной личности — быть обителью Живого Бога.
Сам Спаситель, говоря о плевелах и терниях, заглушающих нежные ростки добродетели, имеет ввиду именно обольщение богатством, роскошью.
Последние обыкновенно производят в душе многочисленные вредные похотения, развитие которых по большей части приводит к кораблекрушению в вере.
Между тем, истинно благородной и возвышенной душе не повредит ни изобилие, ни скудость, как об этом красноречиво свидетельствует святой апостол Павел.
Таковыми были многие представители родовой русской аристократии, служившие Отечеству от избытков своих и сохранившие достоинство личности при насильственном от'ятии имений, когда вчерашние господа оказывались в условиях полной нищеты.
Итак, бедность — не порок, если мы во всем полагаем надежду на милующую и питающую нас Десницу Божию.
Стремясь еще прежде стяжания насущного хлеба к правде Христовой, мы никогда не будем оставлены Господом.
Ясность ума и сердечное спокойствие, искусство довольствоваться малым и благодарность Создателю, светлое, жизнеутверждающее восприятие действительности, участливое отношение к ближним и радостная готовность им помогать, опрятность и аккуратность, жизнь по средствам, скромность и простота в быту, умение будни превращать в праздник — далеко не полный перечень штрихов к портрету Евангельского бедняка...
Эти качества всегда были ценимы Русским народом и поныне присущи его сокрытым от мира праведникам — как чернецам, так и бельцам (инокам и мирянам), что нашло свое полновесное отражение в нашем фольклоре и литературе.
Не поклонение золотому тельцу и власти чистогана, а злато сердечной молитвы и сребро слова Божия — вот настоящее и непреходящее сокровище русского человека!