Проповедь на Евангелие от Иоанна, гл. XX, ст. 1-10. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 9 марта 2024.
Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с наступающим воскресным днем, Неделей мясопустной. Вкушение по желанию мясных брашен завершается в это воскресенье, мы вступаем в седмицу о Страшном Господнем суде, масленицу. И через воскресенье – воскресенье сыропустное – последний раз вкушение скоромной молочной пищи. Воспоминаем изгнание Адамово из рая утром, а вечером участвуем в чине взаимного прощения обид.
Готовясь к завтрашней Божественной литургии, вспомним еще раз кратко, как два апостола, самый молодой и самый пожилой, Иоанн и Петр, не расстававшиеся друг с другом и после Христова Воскресения, устремились ко гробу, после того как взволнованная Мария из Магдала, Мария Магдалина, сообщила им, что гроб опустел и тела Учителя в нем нет. И бежали оба, так что Иоанн, молодой, опередил пожилого. Однако первым вошел во гроб Петр и узрел свободные, уже чуждые тела пелены, отдельно головной плат и отдельно плащаница, окутывавшаяся тело.
Обратим внимание на Петра, который забывает свой возраст и, едва лишь услышит слово о возлюбленном своем Учителе, перед Которым он столь провинился и пред очами Которого он оплакал уже свое отречение по малодушию, едва лишь слышит о Христе, как, забыв и усталость, и возраст, и уж во всяком случае все страхи и опасности, бежит словно мальчик, только бы ему собственными глазами все увидеть, только бы ему обрести Того, Кого он любил больше всех на свете. Мы узнаем в этом Петра, ведь и прежде он от имени всех выступал вперед со словами: «Ты Христос Сын Бога Живаго». И Спаситель ему свидетельствовал, что Дух Святой в награду за веру и любовь открыл этому Симону, Петру, тайну Божества своего Учителя. Помним, как воспламенившись любовью и радостью от лицезрения Спасителя, приблизившегося к баркасу на озере Тивериадском, шедшего по водной глади, Петр вообще о невероятном просил: «Повели, Господи, да иду к Тебе», – что ему вода, бушующая пучина, что ему воздух и ветер, никто и ничто не может разъединить ученика и Учителя. «Иди», – и Петр пошел по воде. Впоследствии он вновь бросится с баркаса вплавь, когда увидит Воскресшего Иисуса уже на берегу Тивериадского озера.
Из всех этих и подобных свидетельств мы видим, что у Петра есть одно драгоценное качество, которое и нам бы нужно каждому в себе развивать. Что это за свойство души? Пламенное устремление к Спасителю, такая любовь ко Христу детская, благодаря которой дети, едва лишь увидят милый родительский лик, бегут навстречу им, все забыв. Как это разнится свойство и качество – стремительное, горячее устремление ко Христу от желания разложить, взвесить за и против, подумать: нет, еще не готов, и рад бы в рай, да грехи не пускают, мы в святые не записывались, мне бы где-то с уголка в раю, – и прочие размышления сердца теплохладного, тяжелого, самолюбивого, которое никак не может отделить пшеницу от плевел, жалость к себе от жаления или любви ко Христу.
Видим, что Спасителю очень угодна эта горячность и стремительность, благодаря которым Петр, забывая все, в объятия Господа устремляется. Вот почему Господь говорит: «Тот, кто исполнит Мои заповеди, а первая заповедь о любви к Богу, будет возлюблен Отцом Моим, и Я сам явлюсь такому человеку, награжу его за исполнение Моих слов. Ищите Христа и найдете Его. Стучите в запертую, как вам кажется, дверь Царства Божия – а дверь эта внутри нас есть, – и отворят вам. Просите о том, чтобы иметь общение со Христом – и дано будет вам. Аз есть дверь, Мною аще кто войдет, спасется». И видим, насколько Спасителю угодна такая детская нераздельная любовь, которая не взвешивает за и против, но всецело подвигает ученика к Учителю. Ведь Христос исполнил то, что обещал и явился Симону, как об этом говорили другие апостолы, явился уже Воскресшим. А впоследствии, вопросив: «Любишь ли Меня?» – зная, что Петр умеет жертвенно любить, восстановил его в апостольстве и вручил ему овец Христовых.
Остается только выяснить, чем эта истинная горячность в любви ко Христу отличается от ложной. Ведь есть и такое: «Вот вам скажут: Христос в пустынях, вот Он в сокровенных комнатах, смотрите, не гоняйтесь». Да, действительно, иные Спасителя воспринимают каким-то внешним образом. И представление о Царствии Небесном у них тоже внешнее. Спаситель ясно говорит о том, что Он не вне нас, а внутри нас, и еще до Страшного суда мы призваны войти в клеть свою и так усердно, а главное со смирением, незлобием и верою помолиться, чтобы Находящийся в нас от нас втайне – то есть как будто сокрывающийся от нас, воздал нам явно – растворил запертые створки нашего сердца и даровал нам то богообщение, о котором все мы скучаем, о котором мы молимся, которого все мы желаем.
Итак, искренняя горячность любви ко Христу заключается не во внешнем любопытстве, которое говорит: там хорошо, где нас нет. Но в усердном припадании ума и сердца к Воскресшему Спасителю и глубокой, зрячей, горячей вере, что Господь нам явит полноту Своей любви, если мы действительно принимаем Его слова: «Царство Небесное внутри вас есть. Ищите его, исполняйте его правду» – то есть сообразуйтесь с заповедями о стяжании смирения и любви, а все прочее вам будет даровано. Но все это прочее совершенно маловажно в сравнении с единением с Господом.
Истинная горячность в любви ко Христу заключается, конечно, в стремительности нашего покаяния. Если душа осознала грех, определила его как грех, если увидела страсть, которая опутывает тебя, то стремление отсечь эту страсть, покаяться в грехе, убежать от собственного несовершенства в объятия Отчи должно быть таким, как у детей, которые бегут навстречу к родителям своим, забывая все на свете. Горячность любви ко Христу заключается в том, чтобы не выпускать Спасителя из фокуса внимания своего. Тот, кто не любит Господа, смотрит по сторонам на других: а как у них? А чем они там занимается? А что там они себе думают? А любящий Господа, как говорит преподобный Серафим, даже времени не имеет заниматься устроением ближних и дальних, он весь устремлен ко Господу –умом, сердцем, волей, душою, телом взыскивает Спасителя. И Господь, незримый внешнему взору, таинственно являет нам Себя, и прежде всего на Божественной литургии, которая соединяет всех нас, которая напояет нас всех духом любви Божией, посредством которой мы вступаем в единение со Христом, спасающим нас. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.