проповеди

Чудо спасения души Закхея из Иерихона

05 марта, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XIX, ст. 1-10. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 18 февраля 2024.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Многие из нас, если не большинство, себя ощущают и отождествляют с этим Закхеем, коротышкой, малого роста человеком, всецело, кажется, приземленным, занимавшимся нелюбимым делом, находившимся не в чести у окружающих, и, конечно, в душе горько плакавшем относительно своих недостоинств, всего недолжного, что приходило в его жизнь. Как мы похожи на Закхея, когда видим над собою небо, и веруя, что Творец неба и земли взирает на нас, чувствуем, что сами никак не можем до него допрыгнуть, более того, не можем приобрести даже образа мысли и жизни, соответствующего небу, как зачастую пытаемся вылезти из кожи вон, а еще хуже и не пытаемся, «смиряясь» с нашей ограниченностью, страстностью.

Вот и готовясь к Таинству Причащения, если кто готовится, сами себе признаёмся, что мы неудачники, не получается у нас никогда так, как должно, как это совесть требует, приходим в храм в сознании обременности нашей всякими недоделками, недочтением и недомолением, а еще хуже, непримирительностью с кем бы то ни было. Подходим с такими горькими чувствами ко Кресту и Евангелию, не зная даже, что о себе сказать, печати ставить некуда, по русскому выражению.

Но что в Закхее нас привлекает, он, разуверившись сами в себе и в своих делах, которые не приносили ему внутреннего удовлетворения, взор свой устремлял ко Иисусу Христу, о Нем помышлял, к Нему обращался, интересовался всем что связано с этим удивительным человеком, если только Он был человеком. А уж когда Иерихона достигла весть, что пророк из Назарета идет сюда, с Закхеем вообще произошло нечто непонятное. Он забыл свой статус, забыл, что он взрослый человек, маленького роста, наверное, и подпрыгивал, и стремился обойти стороной толпу людей, только бы увидеть Иисуса. При этом имени что-то в его душе вздрагивало, какое-то приходило к нему внутреннее постижение тайны, связанной с личностью Христа Иисуса.

И вот наконец, отчаявшись пробиться сквозь эту толпу, он залезает на дерево, уподобившись вот этим вот детям, младенцам, отрокам. Можно представить себе, как на него взирали те, с кого он взимал вчера дань и те, которых он обидел, ибо многим был должен, злоупотребляя своим положением. Но вот все это было забыто, он превратился как будто в малое дитя, которому важно, не взирая ни на кого ни на что увидеть своего родителя. Хочется в этом подражать Закхею. Как говорит старец Паисий Афонский: делай то, что ты можешь делать, то что тебе по силам, а Бог сделает за тебя невозможное.

Смоковница, на которую забрался Закхей есть, конечно, символ его усердия, его горячности, зарождающийся любви к Иисусу Христу. Самая смоковница это и образ Ветхого Завета, и Священного Писания, и буквы тех внешних правил, к которым преимущественно и сейчас многие сводят свое богоугождение: а как правильно вести себя в храме? А куда можно поставить свечку, а куда нельзя? Как о том спрашивает в прямом эфире на телеканале «Спас» народ. Как нужно, что делать, что еще я могу почитать для своего сына непутевого. Скажите, как надо. И действительно, часто мы ничего кроме буквы не разумеем. И в Закхее эта симпатичная черта, думал: а вдруг меня Иисус Христос не увидит? Как бы мне увидеть Его лицо. Он так отличался от Марии евангельской, мы сегодня о ней тоже слышали, которая сидела у стоп Иисуса Христа и избрала благую часть. А в чем эта благая часть? В вере, что Господь знает сокровенное. В вере в то, что дом, в который Он входит, это наша собственная душа, наше собственное сердце. И мы вот сейчас готовимся приобщиться Святых Христовых Таин, чтобы стать домом Божиим, домом Хлеба, чтобы Сам Спаситель вошел и вечерял с нами.

И Закхей, наивный, хочет со стороны увидеть Иисуса. А Спаситель ему говорит: «Слезай скорее, Мне надлежит быть у тебя в дому». И не взирая на осуждение окружающих, Закхей, потрясенный тем, что он слышал, уединяется со Христом и посещает его какое-то необыкновенное состояние, какой-то восторг, какая-то радость, непонятная ему доселе. «Господи, половину всего отдаю. Мне не нужно и целое, я отдаю хотя бы половину. Кого обидел, по закону Ветхого Завета, вчетверо возмещу убытки, моральный, материальный ущерб». Закхею открылась эта тайна евангельской Марии, он вдруг почувствовал, что Господь смотрит не совне на него, а обитает в глубинах его смирённого, кроткого и любящего сердца. И обретя это сокровище, благодать Святого Духа, Закхей совершенно переменился, совершенно переосмыслил свою жизнь, взаимоотношения с людьми, свершилась такая переоценка, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Потому что, имея Христа в своем сердце, он готов был вообще выйти из этого мира, только бы у стоп Иисуса Христа обитать и обнимать Его, как мироносицы Воскресшего Христа пытались обнять.

Вот это и про нас свидетельствует. Потому что в разной степени мы потрудились сегодня. Кто-то потрудился тем, что просто пришел в Божий храм. Всегда есть среди нас те, кто говорят: «Я пришла только к молитве «Отче наш», что мне делать?» Ну батюшка утешит: «Ну вы же пришли! Какая радость, что вы пришли! Могли бы и вообще не прийти, какой подвиг с вами произошел великий!». Кто-то говорит: «Я, конечно, правило ко Святому Причащению не читала, но зато три раза по пути в храм прочитала молитву «Отче наш» .....». И вот каждый из нас потрудился. Кто-то вчера мяса не съел – первый раз с ним такое случилось. А кто-то сумел попросить прощения у наглого соседа, и сосед сказал: «Бог с тобой, я прощаю, и Бог прощает тебя».

Словом, мы сегодня увидели Христа Спасителя, а Он говорит: «Слезай со своей смоковницы. Все что ты сделал, это, может быть, неплохо, но что это для Меня? Я не нуждаюсь в твоих постах и в твоих молитвах, но дай Мне твое сердце, в которое Я хочу войти и вечерять в нём и с тобой». И действительно, Божия благодать пользуется нашими трудами как свидетельством нашего выбора и любви ко Христу. Однако Господь даром, независимо от наших трудов посещает нас, для того чтобы наше сердце умягчилось, умилилось, для того чтобы оно обрело сокровище, как и Закхей обрел сокровище, в свете которого мы совершенно иначе бы посмотрели на себя, на окружающих и услышали слова: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего» – того, кто уже на себя не надеется, на окружающих не надеется, невысоко себя ставит, можно сказать, что почитает за ничто… Вот этого Господь взыскивает, как овечку, и заключает в Свои объятия.

Замечательно, что сегодня, когда звучат в Церкви слова: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшего», мы чествуем икону «Взыскание погибших». И следует отсюда, что Пречистая Богородица несет особое служение, дарованное Ей Небом – подбирать лежащих ниц, тех, кто отчаялся сам в себе, ожесточился, дошел до ручки, дальше ему падать некуда. И вот этих-то Господь сегодня подбирает, лишь бы у нас было желание устремиться к Нему. Матерь Божия смазывает елеем наши раны и подводит к Святой Чаше, дабы мы, восприняв, Христа как сокровище, ожили в Нем, совоскресли с Ним, и жизнь наша проходила бы в свете веры, надежды и любви. Аминь.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024