проповеди

Что Отец Небесный обетовал ученикам Христовым?

04 марта, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XXIV, ст. 36-53. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 2 марта 2024.

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с наступающим днем воскресным, приуготовительным в отношении Великого поста, Неделей о блудном сыне, ради притчи евангелиста Луки о возвращении в отчий дом блудного сына, которую мы услышим завтра на Божественной литургии. По обычаю здесь, в обители, ранняя и поздняя Божественная литургия.

Готовясь к завтрашней воскресной службе, Божественной литургии, еще раз напомним себе, как Спаситель, представ живым в Сионской горнице пред лицем учеников, уверив их в истинного Своего телесного воскресения, повелел им пребывать в Иерусалиме, покуда не свершится обетование Отца Небесного, покуда они не примут силу, сошедшую свыше – речь идет о благодати Духа Святого, ради крестных страданий Господа и воскресения ниспосланной на Церковь. В сошествии этой благодати, возрождении падшей человеческой природы и раскрывается тайна нашего спасения. Благодать Духа Святого обретается единственно по вере в Богочеловечество Иисуса Христа, Таинства Крещения воспринятого и жизни по заповедям. Мы видим на примере апостолов, что три с половиною года они, составляя общину своего Учителя, постигали от Него тайны исполнения воли Божией, упражнялись в деятельном благочестии, как и нам, каждому ученику Христову, должно учиться не обуреваться гневом, отсекать плотские помышления. Учиться вкушать во славу Господа Иисуса, не отягощая сердец объедением и пьянством. Не допускать уныния, но усердствовать в благодарении. А особенно упражняться в служении ближним во славу Господа, ибо любовь от чистого сердца, обращенная к ближним, и есть самый короткий путь к богообщению.

Когда Спаситель наконец исполнил то, о чем Он говорил, свершил тайну нашего искупления, взойдя на Голгофский крест, усвоив Себе вину всего человечества и препобедив смерть Воскресением, Он повелевает апостолам, уже очищенным через слово, уже ставшим исполнителями евангельского закона, оставаться в Иерусалиме, где те в молитве и молении пребывали. Вот этот второй период в жизни апостолов можно назвать внутренним подвигом. Они уже умудрились, что нельзя превозноситься, искать внешнего первенства, соперничать, они стяжали опытную кротость, безгневие, чистоту сердца и пребывали в течение известных дней в Сионской горнице в молитве и молении. Усугубили свой молитвенный подвиг, вместе читали или пели псалмы ветхозаветные, и каждый из них в тайне сердца своего призывал Господа Иисуса, во исполнении Его собственной, Господа, заповеди о том, что молиться надлежит непрестанно Богу духом, на всякое время и во всяком месте.

Правильно те подвизаются христиане современные, кто старается исполнять Моисеевы заповеди, заповеди блаженства, укрощают свои страсти с одной единственной целью – дабы в их душе зажглась лампада тайной внутренней молитвы, которая тем более в нас углубляется, чем менее мы собеседуем с помыслами, не дозволяя нашему уму впадать в мечтательность, обуздывая всякое празднословие. Христианин призван внимать себе, чая исполнения обетования Отца Небесного. Цель нашей жизни – освободить место для Божественной благодати, в таинстве Крещения нам сообщенной. До поры до времени, в силу нашей страстности, неочищенности, необрезания нашего сердца, благодать Божия как будто сокрывает себя от человека. А на самом деле ему покровительствует, восполняет все нам недостающее и ведет каждого внимательного христианина узким путем евангельского самоотвержения, осеняя нас в обилии в таинствах Церкви. Но невозможно в течение всей жизни оставаться буквоедом или сводить угождение Богу к внешним обязанностям, к внешне понятому доброделанию. И уж совсем худо кичиться какими-то благими делами, выставляя их, не дай Бог, на всеобщее обозрение. «Вся слава дщери Царевы внутрь». И тот идет правильным путем, кто все больше и больше, полюбив уединение, по временам хотя бы начинает ощущать и познавать какую-то тайну, которая открывается нам во внимательной молитве. Эта тайна есть Царство Христово, которое сокрыто внутри нас. И ведет к этой тайне именно моление – внимательное, сосредоточенное, спокойное, постоянное, совершаемое в духе простоты, незлобия, человеколюбия призывание имени Христова.

И чем больше мы возрастаем в любви ко Христу, тем менее нам хочется расставаться с молитвой. Чем более молитва углубляется в нас, тем яснее имя Христово запечатлевается в глубинах нашего духа. И чем более мы проникаемся этой молитвой, тем легче она свершается в нас, не без наших усилий, но усовершается силой Божией. А венец всему, как мы узнаем у святых отцов, это полнота осенения человека Духом Святым. Когда он, перестав мечтать о будущем, воспоминать прошлое, собеседовать с помыслами, предстоит Господу Богу своему уже вне времени и пространства, постигая, что вечность раскрывается в нас, в глубинах нашего духа, когда мы припадаем ко Христу, а Он все более явственно начинает действовать внутри нас, воспользовавшись нашим смирением, нашим молчанием и нашим человеколюбием.

Молитвами святых апостолов да осенит Господь всех нас и укажет нам, в каком направлении идти, чтобы не остаться, как юродивые девы, без елея в светильниках наших, но усердствовать в молитвах, преуспевая в смирении и любви к людям.

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024