Проповедь на Евангелие от Луки, гл. XXIV, ст.1-12. В храме Алексея человека Божия Алексеевского монастыря. На всенощной, 17 февраля 2024.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сердечно поздравляем всех с продолжающимся праздником Сретения Господня. Готовясь к воскресному дню, вспомним, как ученицы Спасителя с изумлением увидели отверстый вход в пещеру, камень был отвален неведомо кем, а войдя внутрь, они услышали ангельский голос: «Что ищете Живого с мертвыми?» И действительно их мысль, мироносиц, до поры до времени не подымалась до свидетельства Иисусова о том, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых, победить смерть и явиться живым Своим последователям.
В каждом евангельском повествовании мы находим и для себя духовное назидание. Потому что «приступит человек, и сердце глубоко», по слову псалмопевца Давида. И в глубинах нашего сердца свершается все то же, что свершилось некогда в евангельской истории, оно напоминает собою некую таинственную пещеру. А о том, что Господь повелел искать Его Самого в глубинах нашего духа напоминает нам слово Господа: «ищите и обрящете» – найдёте, «стучитесь, и отворят вам». И когда человек молится всем сердцем, всей душою, он неким образом забывает об окружающем мире и как будто выходит в пространство собственной души.
Однако и здесь нужно искать Христа не среди мертвых, и об этом можно сказать чуть подробнее. Многие делают в своей духовной жизни ошибку и ищут Христа там, где Его нет. Скажем, собеседуют с собственными помыслами, которые не совсем собственные, ибо часто навязываются душе и приходят со стороны. Помыслы могут так закружить ум человека и увлечь его на страну далече, что ни следа не остается от намерения христианина помолиться Творцу, ему кажется, человеку, что легче собеседовать с собственными помыслами. И они мертвы, потому что, как некогда Бог открыл пророку Илии, не в вихре Господь. Вихрь помыслов часто замутняет наше сознание и препятствует нам обрести Живого Бога.
Другое искушение, которое также каждый из нас по опыту знает, это конечно, мечтательность. Некие образы нашего ума, беспрестанно возникающие внутри души. Современные люди особенно зависимы от этих мыслеобразов и мечтаний, однако не всегда понимают, что именно о них, этой бесплодной мечтательности, говорит заповедь «не сотвори себе кумира». И действительно, если мы увлекаемся такими мысленными картинами, не отгоняем их тотчас, но всматриваемся в то, что возникает внутри нас, плоды эти бывают всегда худые. Ум, замутненный мечтанием, никогда не обретет крыльев, никогда не сможет взойти к Богу. Иногда эти мысленные мечтания воспламеняют наш ум, потому что вслед за хорошими приходят и плохие. И каждый по опыту знает, как они выжигают совесть, если человек совершенно отдается им во власть.
Наконец еще новый вид искушения – это разнородные чувствования и ощущения, которым прилежит иной человек по неопытности. Они подобны землетрясению, сотрясают человеческое сердце, если речь идет о явно худых ощущениях, например, раздражительности, негодовании, унынии. А иные гоняются за добрыми, как им кажется, ощущениями и в самой молитвенной жизни желают непременно что-то почувствовать, чем-то усладиться, гонятся за приятностью внутренней жизни, впадая в зависимость от собственного настроения. И это тоже подпадает под слово Ангелов: «что ищете Живого между мертвыми?»
Таким образом христианин должен, опустившись умом в сердце, ратоборствовать против мыслей и ощущений, и мечтаний, лишь взывая, как дитя, к Иисусу Христу и Богородице, и делать это должен со вниманием, постоянством, в сознании своей немощи, в полном незлобии, с благодарением Господа. И вот тогда приходит час, когда воцаряется в душе священная тишина, ум становится ясным, как при хорошей погоде бывает небосвод очищен от туч, на сердце не восходит никаких земных воспоминаний, мечтаний, как говорит русский народ: и тишь, и гладь, и Божия благодать. Вот в этом вышеестественном состоянии мы находимся, а Господь являет Свое присутствие такой притихшей, умиротворенной душе. И Божественная литургия всего ближе нас подведет к этой задаче, потому что, когда мы, глубоко поисповедавшись, хорошо помолившись, причащаемся Святых Христовых Таин, на наше сердце снисходит мир Христов, превосходящий всякое постижение о нем, и этот мир мы призваны сохранять в собственном сердце и делиться им с окружающими. Аминь.
— Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.