проповеди

Божия благодать — наше всё

18 февраля, 2024
00:00
00:00

Проповедь на Евангелие от Луки, гл.XVII, ст. 3-10. В храме Всех Святых Алексеевского монастыря. На литургии, 17 февраля 2024.

Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с продолжающимся праздником Сретения Господня, с принятием Святых Животворящих Таин Христовых. Праздник продолжился вплоть до четверга следующей седмицы. Завтра воскресный день. Всенощная сегодня у нас в Алексеевском храме и завтра, по обычаю праздничного дня, две Божественных литургии, память святителя Феодосия Черниговского, одного из великих подвижников XVIII столетия, который, конечно же, молится вместе с Киево-Печерскими святыми о замирении Русской земли и изгнании из нее супостатов.

Мы с вами удержим сегодня в памяти слова евангельского дневного чтения. Христос, обращаясь к ученикам, а через них и к нам говорит: «Если брат твой согрешит против тебя, то выговори ему. И если он скажет: каюсь, прости, – прости ему. Сколько бы раз ни просил прощения, прости его». Слова весьма важные для нашей будничной жизни, ибо, к сожалению, людям свойственно по их греховности, самолюбию или, как говорят, уязвленному самолюбию, терять душевный мир, смущаться, обижаться. На сей счет Господь дает нам такую замечательную заповедь: если брат твой согрешил против тебя, выговори ему.

Но что значит это «выговори»? Тут нужно хорошенечко поразмыслить. Потому что, когда мы набрасываемся на человека. условно говоря, брызжем слюной, раздражаемся, гневимся, кипит наш разум возмущенный, очевидно, ничего хорошего из этого не выходит. На этот счет тоже у нас есть слова апостола: вы, духовные, исправляйте согрешившего духом кротости, чтобы и самому не быть искушенному теми страстями, которые вы думаете обличить в вашем ближнем. А дух кротости, между прочим, нас иногда располагает к терпению, к благодушному перенесению всяких недоразумений, к молчанию. А уж если и выговаривать что-то ближнему, то со смирением и кротостью, не обижая его, а может быть, даже и прося прощения, как это делали святые: брат мой, прости меня, я искусил тебя. Ты, по всему видно, вышел из себя, не будучи в состоянии терпеть мою ограниченность. Так или иначе, но Христос Спаситель повелевает тотчас прощать человека, едва он говорит: прости меня, каюсь.

Единственно нужно сказать, что иные души доходят до такого ожесточения и бесстыдства, что механически произносят это слово «прости» и «каюсь», совершенно при этом не испытывая никакого раскаяния и не думая исправляться. Так бывает, когда мама наблюдает в своем сыне какую-то наглость, ну и другие ситуации. Конечно, нет ничего хуже, чем сказать, а такое иногда мы слышим: не прощу тебя, ни в этом веке, ни в будущем. Были такие безумцы, произносившие подобные слова, но Бог их строго вразумлял. Один из них Евагрий, Псково-Печерский подвижник, произнес так в отношении своего собрата, и тотчас был поражен Ангелом смерти, скончался мгновенно, испустил дух. Поэтому хочется надеяться, что среди нас, здесь предстоящих, таких дураков никогда не найдется, чтобы кто-либо произносил эти слова: нет, не прощаю. Другое дело, что если человек как-то легкомысленно просит прощение, мы это чувствуем душою, то прощая его в сердце, можно несколько попридержать прощение уст, чтобы смотреть, что с ним происходит.

Итак, Христос Спаситель хочет, чтобы мы носили в своем сердце милость к кающимся, сами принадлежа к разряду кающихся. Вслед за этим Спаситель еще прибавляет: «Если будете иметь веру и скажете горе или смоковнице: ввергнись в море, то будет по вере вашей». Эти слова говорят о том, что Божия благодать, которая обитает в сердце простом и незлобивом, в сердце человека все всем прощающем, действительно творит и свершает нечто, что превосходит наши человеческие способности и разумение. Все может Бог, все верующему возможно, если он призывает Господа Иисуса Христа, всемогущего и всеблагого. Вот почему христианину никогда не нужно приходить в отчаяние от сознания невозможности решить те задачи, которые перед ним стоят. Самое главное – в своем сознании умалиться пред Богом в ничто, вверив Ему всё: самих себя и весь живот наш Христу Богу предадим. И когда мы так смиримся пред Богом и попросим Его восполнить нашу немощь, то Он начинает действовать и чудотворить в нашей жизни.

«Кто из вас, проголодавшись и придя домой, – обращается Спаситель к современникам, – сказав рабу своему: подай, накрой, кто из вас прежде вот этой просьбы скажет: ешь сам, а потом и меня покорми». Спаситель обращался к людям, которые имели другое устроение, чем мы с вами. «Итак не думаю, что кто-то из вас будет благодарить работника за то, что он свершил ему положенное. Так вот и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите, подобно этому работнику: мы рабы ничего нестоящие, неключимые, сделали то, что нам должно было сделать». Это заповедь против тщеславия, которое многих подстерегает, как лев рыкающий в засаде.

Действительно, в сердце христианина все благое и доброе свершает Божественная благодать, таинственная сила в нас обитающая. Или можно сказать, Сам Христос свершает в нас и вместе с нами все благое. Захотелось тебе попросить прощения, кому-то помочь, прийти в Божий храм – по наивности ты думаешь, что это ты такой хороший, все сам сделал. Но на деле Бог тебе сопутствует и содействует. Вспомним о тех, кто хотел бы сегодня прийти в храм, но вчера поскользнулся и лежит с переломанной шейкой бедра или другой немощью дома. То что мы сегодня в Божием храме – это Божия благодать, Божия сила, Боже благословение. Поэтому нет ничего глупее, чем окрадываться помыслами: ну какой же я –пришел в субботу в храм и в воскресенье еще приду. Большой вопрос, придешь ли ты в воскресенье. Если Бог даст. А если не даст, то никто из нас в храм не придет. Поэтому мы призваны, осмысляя нами прожитое и соделанное, всегда внутренне обращаться к источнику добра и силы Христу Искупителю, таинственно в нас пребывающему, и призваны искренне, с сыновней благодарностью, возносить Ему хвалу и благодарение: «Господи, благодарю Тебя, что наступил сегодняшний день. Благодарю Тебя, что и я оказалась сегодня в храме. Благодарю Тебя, что ты сподобил меня приобщиться Святых Христовых Таин. За все Тебя благодарю». Или как учили ветхозаветные пророки: «Тебе, Господи, подобает слава, а нам стыдение лица нашего». Нам только можно укорять себя в наших немощах. «Не нам, не нам, а имени Твоему дай славу».

Материалы предоставлены Алексеевским ставропигиальным женским монастырём.

Данный блог является официальным сайтом прот. Артемия Владимирова. Он создан при его непосредственном участии и наполняется под его контролем. Прочие ресурсы, посвященные личности прот. Артемия, ведутся по инициативе других авторов и наполняются по их усмотрению.

© Протоиерей Артемий Владимиров, 2019-2024